Человек музыки: Фил Николо

Музыкальный продюсер и владелец награды GRAMMY® говорит о звуке высокого разрешения и многом другом

Фил Николо вырос на сладостных звуках любимых опер своего отца. Когда же Фил впервые услышал рок-н-ролл в исполнении знаменитой британской четверки, новоиспеченный битломан твердо решил посвятить жизнь музыке. На пути своей музыкальной карьеры, начавшейся в мини-студии на родительском чердаке, Николо довелось сотрудничать с такими легендами, как Aerosmith, Боб Дилан и Лорин Хилл. Сейчас музыкальный продюсер, владелец студии звукозаписи, специалист по сведению и мастерингу, владелец награды «Грэмми» Фил Николо вместе со своим братом-близнецом Джо создает музыку для восходящих звезд и исполнителей с мультиплатиновыми альбомами. 

Читайте в этом интервью о романе Фила с музыкой длиною в жизнь, его советах начинающим музыкальным продюсерам, влиянии звука высокого разрешения на повышение качества музыки и значимости этой технологии для меломанов и работников музыкальной индустрии.

 В: Каково ваше самое раннее воспоминание, связанное с музыкой? 

Николо: Я тогда еще даже не умел говорить. Отец был страстным любителем оперы, так что я вырос на восхитительных ариях из «Травиаты», «Риголетто» и «Аиды» Джузеппе Верди, «Тоски», «Богемы» и «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, «Севильского цирюльника», «Золушки» и «Сороки-воровки» Джоаккино Россини — и это далеко не полный перечень. Подобное воспитание зародило во мне огромную любовь к музыке во всех ее видах, а когда я в 1964 году впервые услышал The Beatles, моя участь была решена. Тогда я понял, что во что бы то ни стало свяжу свою жизнь с музыкой.

В: Как началась ваша музыкальная карьера?

Николо: Мы с моим братом-близнецом организовали студию на чердаке дома у родителей, когда учились на третьем курсе в Темпльском университете. Параллельно мы приторговывали аудиоаппаратурой через магазин Stereo Discounters, а все вырученные деньги опять же вкладывали в студию.

В: Каково это было — открыть собственную студию? 

Николо: Сначала мы набирались опыта в нашей студии на чердаке, однако в конце концов переехали от родителей и открыли свою первую настоящую студию звукозаписи Studio 4 Recording в Сентер-Сити, одном из центральных районов Филадельфии. Это было в 1980 году. Однако дела порой шли не так гладко, как хотелось бы. Уметь сделать хорошую запись — это одно, но продвигать новую компанию совсем не так просто, как кажется. Мы работали на износ, брались за любые проекты, даже самые дешевые. Но, как говорится, терпение и труд всё перетрут: постепенно наша студия стала одной из самых известных в Филадельфии.

В: Расскажите немного о творческом сотрудничестве со своим братом Джо.

Николо: Нам замечательно работается вместе. Мы хорошо дополняем друг друга. Мы близнецы, однако многие вещи воспринимаем по-разному. У нас даже музыкальные вкусы отличаются, хотя в целом мы смотрим в одном направлении. Джо — любитель хип-хопа, а я предпочитаю рок. К тому же из нас двоих я больше люблю стоять за пультом, так что в студии я часто отгоняю его от фейдеров.

В: Какие качества должен иметь успешный музыкальный продюсер? 

Николо: Чтобы достичь успеха на этом поприще, нужно уметь слушать исполнителя и общаться с ним. Однако, с моей точки зрения, самое главное качество для продюсера — это терпение. Важно не мешать музыкантам пробовать свои задумки, даже если они кажутся глупыми или невыполнимыми. Подобные эксперименты — особенно те, о которых поначалу думаешь: «Ну кто так делает?» — часто дают самые неожиданные результаты, и иногда оказывается, что итоговое звучание — именно то, что ты искал.

В: Кого из исполнителей, с которыми вы сотрудничали, вы особенно цените? В каких музыкальных жанрах вам больше всего нравится работать? 

Николо: Мне посчастливилось работать со множеством потрясающих музыкантов, так что выбрать из них лишь нескольких исполнителей очень сложно. На вершине моего списка в любом случае блюзмен Тадж Махал и Лорин Хилл, певица в жанре ритм-н-блюз. Оба они — великолепные музыканты, которые всегда выкладываются на 110 процентов и от остальных ждут того же. 

Я люблю продюсировать музыку независимо от жанров, и мне повезло поработать с композициями в самых разных стилях, однако моим фаворитом остается традиционный джаз.

В: Если бы вы могли поработать с любым музыкантом в истории — живым или мертвым, — кого бы вы выбрали? 

Николо: Конечно же, с Джоном Ленноном! Я был счастлив сотрудничать с Йоко Оно над переизданием каталога его сольных песен. Лично поработать с Джоном было бы для меня огромной честью.

В: Каким достижением в своей музыкальной карьере вы особенно гордитесь?

Николо: Наградой «Грэмми» за сведение и мастеринг альбома-бестселлера Across 110th Street в жанре сальса/меренге, выпущенного в 2005 году коллективом Spanish Harlem Orchestra. Самое смешное — то, что я тогда еще даже не до конца разобрался в этом направлении. У сальсы, как и любого другого музыкального жанра, особые звуковые эффекты, текстуры, аранжировка, динамика и инструментовка. Чтобы вникнуть во все эти тонкости и их значение, понадобилось немало времени. Я искренне благодарен продюсеру Аарону Левинсону за то, что он познакомил меня с сальсой — музыкой любви и страсти.

В: Каково ваше мнение о технологии звука высокого разрешения?

Николо: Мы, музыканты, очень ее ценим. Мне больно видеть, как качество звука в последние годы всё ухудшается из-за популяризации формата MP3 и потоковой трансляции медиаконтента — и это при современных инновациях в музыкальной сфере! Конечно же, с этим нужно бороться, информируя публику и пропагандируя технологии, обеспечивающие качественное звучание. Я уверен: каждый меломан, хоть раз услышавший аудио высокого разрешения, поймет, насколько большее наслаждение дарит действительно качественный звук. В конце концов, какой аудиофил не оценит великолепную детализацию и разнос частот при прослушивании любимых исполнителей? 

В: Ведете ли вы просветительскую работу по вопросам качества звука? Каково, по вашему мнению, ее значение? 

Николо: В 2003 году меня включили в зал славы факультета СМИ и коммуникаций Темпльского университета и пригласили прочитать углубленный курс, посвященный методам записи музыки. С тех пор я преподаю этот предмет на должности приглашенного профессора. Работа с молодежью — это особенное удовольствие: я сам каждый день учусь чему-то новому. И, разумеется, это отличная возможность рассказать моим студентам о нюансах качества звукозаписи и специфике продюсирования. Вложить эти знания в разум молодых музыкантов очень важно для будущего нашей индустрии и качества всех аспектов процесса звукозаписи — от написания до продюсирования и готового звучания.

Роль музыки в нашей жизни: актуальные новости и события для любителей музыки и меломанов