ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОБЪЕКТИВАМ

Диафрагма, f-число и глубина резкости

Диафрагма и экспозиция

Диафрагма объектива (иногда ее еще называют «апертурой») — плод хитроумной инженерной мысли. Это отверстие с переменным диаметром, которое позволяет контролировать количество света, проходящего через объектив. Диафрагма и выдержка — два основных способа управления экспозицией. При одной и той же выдержке чем меньше света, тем больше должна быть открыта диафрагма, чтобы через нее на поверхность матрицы попало больше света. Соответственно, чем больше света, тем меньше должна быть открыта диафрагма, чтобы экспозиция была оптимальной. Как вариант, чтобы добиться аналогичных результатов, можно диафрагму не менять, а менять выдержку. При этом следует помнить, что величина отверстия диафрагмы влияет также на то, насколько «направленным» является свет, проходящий через объектив, а это напрямую влияет на глубину резкости. Поэтому нужно контролировать и диафрагму, и выдержку, чтобы результат съемки всегда соответствовал ожиданиям.

F число и математические расчеты

Небольшой технический экскурс и немного математики

Что такое f число? Диафрагменное или f число — это результат деления фокусного расстояния объектива на диаметр действующего отверстия диафрагмы. Например, если взять объектив 35 мм F1.4 G, у которого максимальное значение диафрагмы равно f/1.4, диаметр действующего отверстия диафрагмы можно вычислить так: 35 ÷ 1,4 = 25 мм. Обратите внимание, что при изменении фокусного расстояния объектива также изменяется диаметр отверстия диафрагмы и, соответственно, f‑число. Например для телеобъектива с фокусным расстоянием 300 мм и диафрагмой f/1.4 диаметр действующего отверстия диафрагмы можно узнать, решив пример 300 ÷ 1,4 ≈ 214 мм. Такой объектив будет громоздким, неудобным и очень дорогим. Вот почему так редко можно встретить светосильную длиннофокусную оптику, т.е. оптику с большим отверстием диафрагмы. Фотографам необязательно знать фактический диаметр отверстия диафрагмы в миллиметрах, но полезно понимать сам принцип расчетов.

«F-числа» или «f-ступени» диафрагмы

У всех объективов есть максимальное и минимальное значения диафрагмы (выражаются в «f-числах»), но в технических характеристиках объективов, как правило, приводится именно максимальное значение. Возьмем, к примеру, объектив Sony 35 мм F1.4 G. Здесь фокусное расстояние объектива — 35 мм (об этом чуть позже), максимальное значение диафрагмы — F1.4. Что конкретно значит обозначение «F1.4»? Подробно об этом можно почитать в статье «F число и математические расчеты» выше. Однако на практике достаточно понимать, что чем меньше f-число, тем больше отверстие диафрагмы, и помнить, что значение f/1.4 считается одним из максимальных в случае с универсальными объективами. Объективы с максимальным значением диафрагмы f/1.4, f/2 или f/2.8 обычно называются «светосильными».

Стандартные f-числа, которые вам могут встретиться в маркировке объективов (в порядке убывания): 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, иногда 32. Специально для математиков: это всё степени квадратного корня от числа 2. Эти цифры соответствуют целым значениям (ступеням) диафрагмы. Бывают еще промежуточные значения, соответствующие половине или трети целого значения. Увеличение отверстия диафрагмы на одну ступень вдвое увеличивает количество света, попадающего через объектив на матрицу. Уменьшение отверстия диафрагмы на одну ступень наполовину уменьшает количество света, попадающего через объектив на матрицу.

[1] Эффективная диафрагма (размер входного отверстия диафрагмы) [2] Диафрагма [3] Фокусное расстояние Примечание: значения диафрагмы и фокусного расстояния на рисунке указаны приблизительно.

Диафрагма и глубина резкости

С помощью термина «глубина резкости» обозначается диапазон расстояний от объектива камеры, при которых можно достичь приемлемой резкости изображения.

Если рассматривать в качестве примера крайние случаи, то при малой глубине резкости в фокусе оказывается очень узкая область всего в несколько миллиметров, а при большой глубине резкости можно снимать пейзажи, на которых каждый миллиметр снимка получится рассмотреть в мельчайших деталях. Умение работать с глубиной резкости является одним из базовых приемов в художественной фотографии.

Основной принцип такой: чем больше отверстие диафрагмы, тем меньше фокусное расстояние. Поэтому если вы хотите сделать портрет, на котором фон будет художественно размыт, необходимо открыть диафрагму максимально широко. Однако, здесь важно помнить и о других факторах. Чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем больше шанс получить минимальную область резкости. Отчасти об этом уже шла речь выше: диаметр отверстия диафрагмы для объектива с фокусным расстоянием 85 мм при значении f/1.4 будет намного больше, чем для широкоугольного объектива с фокусным расстоянием 24 мм при том же значении f/1.4. Более того, фактическое расстояние между объектами в кадре также может повлиять на восприятие зрителем глубины и объема изображения.

Диафрагма (слева направо): открытая (большое отверстие) — закрытая (маленькое отверстие) Глубина резкости (слева направо): малая — большая

Три фактора, влияющие на рисунок размытия фона

Советы по съемке

Чтобы добиться художественного размытия фона, недостаточно просто выбрать светосильный объектив и снимать на полностью открытой диафрагме. Это первый важный фактор, конечно, но иногда одной лишь полностью открытой диафрагмой желаемого результата не получить. Второй важный фактор — расстояние между объектом съемки и задним планом. Если задний план расположен очень близко за объектом, он может попасть в зону резкости или оказаться настолько близко к ней, что «размыт» не будет. По возможности оставляйте максимальное расстояние между фотографируемым объектом и планом, который вы хотите «размыть». Третий важный фактор — фокусное расстояние объектива, который вы используете. Как мы уже говорили, чем больше фокусное расстояние, тем проще получить небольшую глубину резкости, так что это тоже следует учитывать. Многие фотографы считают, что идеальные фокусные расстояния для портретов с художественным размытием фона — от 75 до 100 мм.