Материалы
Sony в соцсетях

Адаптеры для фотосистемы Sony.

Часть 3. Какой адаптер выбрать?

Александр Бахтурин
Преподаватель отдела маркетинга, эксперт компании Sony

В двух предыдущих материалах мы рассмотрели: историю развития фототехники и основные типы адаптеров. На протяжении развития фототехники заветной мечтой всех фотографов оставалась взаимная совместимость оптики и фотокамеры. В то же время компании-производители культивировали различные форматы, идеологии управления и конструктивные особенности аппаратуры, чтобы этой взаимосовместимости не допускать. Тем не менее в последние несколько лет мы наблюдаем обратную тенденцию — стремительно растет производство адаптеров, которые обеспечивают совместную работу камер и объективов различных форматов. Следует отметить, что импульс был задан самими компаниями-производителями. Объясняется это тем, что они заинтересованы во внутренней циркуляции аппаратуры и оптики.

Кажется, что теперь наступает эпоха невероятных возможностей. К цифровой камере с небольшим рабочим отрезком (18 мм у Sony Alpha) можно подобрать практически любой объектив. Однако мы не советуем торопиться. К покупке старой оптики к современной фотокамере следует относиться весьма серьезно. Далеко не все объективы нужно использовать на новейших цифровых камерах.

Объективы М42 с резьбовым креплением

Массовое производство оптики М42 в Восточной Европе и Советском Союзе насытило рынок дешёвыми объективами. Большинство представляет собой копии западных разработок. Хорошо - если качественно переработанные и аккуратно собранные. К сожалению, конструкция объективов (и оптическая, и механическая) нередко упрощалась. В результате со временем просветление - облезало и тускнело, чернение - выцветало и опадало, смазочное масло – выпотевало, появлялся трудноудаляемый налёт.

Качественные предсерийные и специальные образцы встречаются редко, и охота за ними идёт нешуточная. В советские времена шутили, что “после-праздничные и понедельничные товары покупать нельзя”... От десятилетия к десятилетию уровень разработок и качество сборки снижалось катастрофически. Потому сегодня много проще и за меньшие деньги найти высококачественный объектив М42 производства Pentax, Porst, Fujinon, Yashinon, Soligor, Shinon и даже... Zeiss.

Проблем с ручной фокусировкой будет очень мало. Электронный видоискатель предоставляет широкий выбор увеличений посредством электронной фокусировочной лупы, сдвиг точки наведения резкости, контроль резкости с помощью настраиваемого пикинга и усиление сигнала в темноте.

Автофокусная оптика

Более сложные отношения возникают при использовании массовой автофокусной оптики. Автофокусные объективы плёночной эпохи при изготовлении не рассчитывали на телецентричность (плоскопараллельный ход лучей от задней линзы объектива к сенсору), высокое разрешение и плоскостность. В то время как современные матрицы весьма требовательны к характеристикам оптической системы. Портретные 85-мм объективы, наоборот, за счёт высокой сферичности образовывали романтичный размыв среднего плана вокруг портретируемого. А профессиональная оптика всегда была дорогая, довольно редкая и специфичная.

Вторая беда электронных объективов - несоответствие протоколов обмена программного обеспечения современным требованиям. Ко многим старым автофокусным объективам отсутствуют прошивки. В результате не только страдает скорость отклика древнего AF-мотора на современные команды гибридной фокусировочной системы, но и стабилизаторы старого образца начинают тормозить систему. Если мешает система стабилизации в объективе, то ее можно отключить. Современный 5-осевой стабилизатор на матрице запросто справится с задачами. А вот с фокусировочной системой не так просто разобраться.

Хм... “Соответствие протоколов”... Вообще эта проблема гораздо шире. Как известно, компании-производители “большой пятёрки”, выпуская объективы, не делятся спецификациями систем управления. Потому и написал я в предыдущей статье в кавычках - "с открытым протоколом". У производителей сторонней совместимой оптики отсутствует доступа к оригинальному командному протоколу, поэтому их разработчики эмулируют его — подбирают. К сожалению, не у всех получается качественно.

Так, компания Canon открыто предупреждает, что возможные проблемы неполной совместимости оптики Sigma с аппаратурой Canon не являются проблемой Canon. Поэтому, покупая (действительно!) великолепный, удобный, недорогой и всеядный автофокусный адаптер Sigma MC-11 (для установки оптики Canon EF на камеры Sony FE) пользователь должен понимать, что любой, даже самый лучший про-объектив Canon, установленный на этом адаптере,  будет общаться с камерой Sony через этот адаптер “с акцентом“ Sigma.

Metabones

У адаптеров Metabones подобных проблем нет. Эта компания договорилась с производителями оптики. Она своевременно совершенствует программное обеспечение своих автофокусных адаптеров и постоянно расширяет список гарантированно совместимых объективов. У адаптеров Metabones есть другая особенность — адаптеры разных поколений обладают различными возможностями.

Лучшие (и наиболее дорогие) модели Metabones Canon EF Lens to Sony E Mount T Smart Adapter (Mark IV) и Metabones Canon EF Lens to Sony E Mount T Smart Adapter (Mark V) поддерживают и контрастностный, и фазовый автофокусы камер, вплоть до следящего в видеорежиме (зависит от связки камера-объектив). Прошивки обновляются через USB-подключение непосредственно с сайта компании-производителя. Но Metabones - дорогие адаптеры, и по цене они отличаются дешёвых моделей в 3-5 раз.

А насколько хороши дешёвые решения? Один китайский производитель может выпускать единственную модель адаптера с минимальными отличиями в оформлении (окраска, наличие штативной проставки, комплектация поставки) под 8-9 различными названиями. Отследить первоисточник бывает очень сложно.

Например, Kipon - великолепный производитель. Но мы должны понимать, что у холдинга, к которому принадлежит Kipon, имеется с десяток компаний, продающих адаптеры - они отличаются качеством, прецизионностью отбора. Лучшая продукция будет выпускаться под маркой Novoflex, худшая - под другой... А некоторые адаптеры поступят на рынок вообще без какого-либо логотипа.

Часто встречается бизнес-ситуация, когда маленькую и гордую производственную компанию, обладающую достижениями и активно развивающуюся, приобретает большая компания-производитель. После чего она начинает использовать наработки маленькой компании, либо организует на ее базе люксовый бренд формата вроде “Toyota-Lexus”.

Следует различать, как нанесено название на корпус адаптера: тампонировано краской по трафарету или гравировано. В последнем случае указывается на уважительное отношение компании-производителя к своей продукции, а значит, она, скорее всего, будет качественной.

Существует множество китайских, тайваньских и корейских компаний с гордыми именами, и они не позволяют маркировать некачественный продукт своим логотипом.

Отсюда общее правило относительно всех азиатских товаров. Если изделие безымянное - не покупать. Великолепным признаком качественного товара является постоянное обновление линейки — постоянное усовершенствование моделей, а также наличие Bluetooth/USB-портов для прошивки.

Адаптер Metabones NF – E Mount является очень простым решением

Techart. Предыстория

Одним из самых уникальных вариантов автофокусного адаптера является Techart LM-EA7II. С его помощью объективы c ручной фокусировкой становятся автофокусными.

Однако прежде я упомяну ещё один необычный тип механического усовершенствования - встроенный в адаптер макро-геликоид. Изначально это механика фокусировки, выдвигающая оптический блок для получения резкости фокусируемого объекта. Геликоид одновременно применили компании Cosina-Voigtlander и Hawk's для адаптера, используемого с объективами Leica-M и камерами Sony NEX E/FE.

Не стоит пугаться байонета дальномерных камер Leica. Конечно и камеры, и эксклюзивная оптика очень дороги, ибо совершенны и уникальны по качеству и надёжности. Но для байонетного соединения на Leica-M байонет оптику выпускает и элитный Zeiss, и демократичный Voigtlander, и многие другие компании, ушедшие в историю, и многие - “адаптированные” компании...

Поворот поводка – и рабочий отрезок увеличивается на 9 мм. Этого вполне достаточно для макросъёмки. Компания господина Hawk Penn беспрерывно улучшала качество адаптера и выпускала версию за версией. После четвёртой модификации этими разработками заинтересовалась сама Leica. А сегодня Hawk's делает механику для объективов Yongnuo - удешевлённых копий Canon EF.

Techart. Реализация Fotodiox Pro PRONTO

Чуть позже идею с изменением рабочего отрезка использовала в своём автофокусном адаптере компания Techart. Люксовый вариант Techart LM-EA7II называется Fotodiox Pro PRONTO. Здесь всё то же самое, но вместо хрома - золотистое покрытие.

Они встроили управляющий процессор и двигатель в "бороду" адаптера, получающего фокусировочные команды от камеры. Привод двигает вперёд-назад опорный фланец байонета Leica-M, для адаптации объективов которого изначально предназначен адаптер. Имеются ограничения: не трогать объектив во время фокусировки, предельный вес фокусируемого объектива не более 800 г, объектив должен быть установлен на бесконечность (при макросъёмке - шкала расстояний объектива устанавливается на минимальную дистанцию фокусировки.

Предварительно следует сообщить камере фокусное расстояние установленного объектива и самому адаптеру (иначе будет неверное экспонирование), а также не забыть (в камерах со встроенным стабилизатором на матрице) выставить фокусное расстояние в настройках SteadyShot. Контактов на адаптере нет, так что толмачом в общении между камерой, адаптером и объективом выступает фотограф. Поможет смартфон с соответствующим приложением.

Адаптер Commlite CM-ENF-E1 поддерживает режим автофокуса

Четвертый элемент

Рабочий отрезок объективов Leica-M составляет 27,8 мм, объективов Minolta MD – 43,5 мм. Добавив к связке камера-адаптер-объектив 15,7 мм адаптера (назовём его "вторичным адаптерным кольцом"), мы сможем установить прекрасный минольтовский объектив MD VFC Rokkor-X 24/2.8 (Variable Field Curvature и Floating Focusing – изобретения компании Minolta; обратите внимание, что управляющая перспективой поворотная линза в этом объективе появилась еще в 1975 году!) или MC Rokkor-X PG 58/1.2 (телецентрический - в 1973 году!) на современный полнокадровый цифровой фотоаппарат Sony ILCE-7RM3 с 42-мегапиксельной оптически стабилизированной матрицей.

Таким образом, благодаря адаптеру Techart LM-EA7II/ Fotodiox Pro PRONTO, эти заслуженные объективы станут автофокусными, вплоть до поддержки следящей фокусировки! Более того, благодаря этой хитрости, автофокусными становятся практически все объективы с байонетными креплениями Nikon F/D, Canon FD, Minolta MC/MD, Pentax K, M42, M39, Contax RF, Nikon S, огромное количество исторической оптики...  Главное - иметь промежуточный адаптер и не перегружать механику.

Полный формат vs. формат APS-C

Очень важно правильно понимать особенности использования современных адаптеров на кроп-камерах. Байонеты Sony Е и FE по сути одно и то же, с рабочим отрезком 18 мм. Полнокадровый объектив FE рисует кадр 24х36 с диагональю 43,3 мм, проецируя круг изображения диаметром примерно 45 мм. Фокусное расстояние стандартного объектива с полем зрения в 45 градусов приближено к 45-50 мм. Кроп-камеры, за малым исключением, используют кадр формата APS-C, у фототехники Sony это 15,6х23,5 мм с диагональю 28,2 мм. Именно таким является фокусное расстояние стандартного объектива с полем зрения в 45 градусов. Кроп-объектив кроет изображение диаметром около 30 мм.

Вариант первый. Мы используем на APS-C-камере Sony с байонетом Е для установки полнокадрового стороннего объектива (чаще всего это Canon EF) тот же адаптер, что и на полнокадровой Sony FE. Из проецируемого круга изображения в 45 мм будет вырезано изображение диаметром в 28 мм, что в полтора раза меньше, значит, и угол поля зрения уменьшится в полтора раза.

Иными словами, малоформатный 20-мм объектив с 92 градусами поля зрения превратится (делим всё на полтора) в 30-мм объектив с углом в 60 градусов. Стандартный полтинник обрежется с 50 до 75 мм, а 300-мм телеобъектив превратится в 450-мм. Последний пример это безусловное "Ура!". Но вот "терять угол" очень жалко, как следствие, приходится покупать широкоугольники, специально рассчитанные на кроп-камеры.

Вариант второй. Используем на APS-C-камере Sony с байонетом Е для установки полнокадрового "стороннего" объектива так называемый “умный адаптер с редуктором фокуса”. Наиболее совершенным на сегодня является Metabones Canon EF Lens to Sony E Mount T Speed Booster ULTRA 0.71x II BT4.

Адаптер Fotodiox Pro Nik (G) – NEX

Редуктор фокуса

Как правило, многие хорошо знакомы с телеконвертером - оптической вставкой между камерой и объективом, которая увеличивает фокусное расстояние объектива в полтора-два раза (в реальности это увеличение зависит от модели, диапазон составляет 1,4-5х). Стандартный объектив превращается в портретник, репортажный - в телеобъектив и т.д. При этом уменьшается светосила объектива. Иными словами, 300/4 превращается в 600/8. Темно.

Но в частности, в астрооптике существует и обратный оптический прибор, который уменьшает фокусное расстояние. Редуктор фокуса превращает 50 мм в 25 мм и одновременно преобразует светосилу F:4 в F:2. Но поле изображения при этом уменьшается. Ну и пусть, нам как раз это и нужно, из 24х36 мм получить 15,6х23,5 мм.

Что плохо в телеконвертере или редукторе фокуса? Основная проблема заключается в том, что подобная оптическая система выступает в качестве дополнения к оптической схеме объектива и активно влияет на конечное качество изображения. Серьёзные компании-производители аппаратуры зачастую рассчитывают телеконвертер для конкретных объективов (или вообще встраивают его в объектив), минимизируя потери.

В адаптере Metabones Canon Speed Booster применяется оптика от канадской компании Caldwell Photographic – производителя промышленной, научной и военно-космической оптики и мехатроники. При использовании их редуктора сохраняется телецентричность новейших объективов (напомню, телецентричность это плоскопараллельный ход лучей от задней линзы объектива к сенсору), и практически не падает их разрешение. Что делает редуктор фокуса? Он сохраняет фокусное расстояние объектива с увеличением светосилы. Как?

Берём объектив Canon EF 24/1,4 L USM и устанавливаем его на адаптер Speed Booster. В этот момент мы можем считать, что фокусное расстояние объектива уменьшилось в 1,5 раза - до 16 мм. Теперь ставим Speed Booster с этим объективов на кроп-камеру. Фокусное расстояние возвращается к первоначальному значению 24 мм. Также сохраняется угол поля зрения. А что произошло со светосилой? При установке на Speed Booster она также увеличилась в полтора раза: 1,4х0.71=0,99. Иными словами, мы получаем светосилу F:1.0. Прекрасный Canon EF 135/2 L USM получает светосилу F:1,3, Canon EF 50/1,2 L USM – F:0,85, а Canon EF 400/5,6 L USM - F:4. Каждому объективу - на ступень больше.

Это - подарок от редуктора пользователям кроп-камер. Но не единственный подарок от Metabones: пыле- и влагозащита, полная поддержка режимов объектива, включая стабилизацию, полная поддержка контрастностного и фазового автофокусов, обновляемость и программируемость.

К сожалению, подобного качества продукта в целом и оптики редуктора в частности не стремятся достигать другие производители. Исключением, пожалуй, является лишь Kipon. Они привлекли к разработке оптического редуктора фокусного расстояния компанию IB/E Optics Eckerl GmbH (Германия) – производителя промышленной, научной и военной телецентрической оптики, владельца подразделения HandeVision, которое выпускает самый светосильный современный APS-C-объектив Ibelux 0.85/40 мм. Остальные - с бОльшим или меньшим успехом встраивают в кроп-адаптеры не самые совершенные редукторы. Зато дёшево.

Средний формат и кинооптика

Настал момент познакомиться с возможностями использования среднеформатной и кинематографической оптики. Напомню их преимущества и недостатки. Выигрыш первого порядка заключается в бОльшем качестве оптики, изготавливавшейся явно для профессионального использования и во много меньших количествах, нежели масс-продукция малого формата. Примечательно, что стоимость многих видов подобной оптики, "ушедшей в историю", сравнительно невысока.

Второй выигрыш - в бОльшем поле проецируемого изображения, что позволяет активно использовать архитектурные наклонно-сдвиговые механические адаптеры, и особенно с широкоугольниками.

Третий выигрыш - в студии можно использовать встроенные механические центральные затворы некоторых объективов для синхронизации со студийными фотовспышками на коротких (до 1/1000 с) выдержках.

Минусов два - масса и хрупкость конструкции. Многие среднеформатные объективы не рассчитывались на перевозку без амортизирующих кейсов.

Отдельно следует сказать о современной среднеформатной цифровой оптике. Она дорогая, но качество получаемого результата высочайшее. И эта оптика довольно часто является автофокусной. Пока мы можем утверждать о возможности успешной работы объективов Contax 645 на камерах Sony ILCE A*. Остальные работают в ручном режиме. Пока кто-нибудь не запустит в производство.

Первые два материала по теме «Адаптеры» читайте здесь и здесь.

поделиться