Материалы
Sony в соцсетях

Цыганская свадьба

как пауза в жизни кочевников

Леонид Круглов

День явления Кришны

Цыгане не очень ассоциируются с Индией, однако антропологи поддерживают именно теорию об индийском, а не румынском или египетском, происхождении этого народа. Племена кочевников, которых в Индии считают цыганами традиционно, давно поделили страну между собой. Меня интересовало самое многочисленное из них племя рабари, проживающее в штате Гуджарат, на границе с Пакистаном. Здесь есть маленькие стационарные поселения, но бОльшая часть цыган все-таки переезжает с места на место. И лишь раз в год кочевники собираются в деревнях, чтобы отпраздновать знаменательное событие в жизни каждого рабари — свадьбу. Церемония бракосочетания проводится в день явления Кришны. У рабари Кришна — главное божество.

Иностранец с камерой

Несколько дней вместе с проводником индийцем Умишем Джадиа мы переезжали от стоянки к стоянке, от одного рода рабари к другому, пытаясь получить разрешение на съемку свадебного обряда. Все старания оказались тщетны. Даже те цыгане, которые поначалу были не против моего присутствия на торжестве, позже отказывали без объяснения причин. Тогда я взял лодку и отправился в изолированные части южного Малабара, рассчитывая только на удачу и счастливый случай. В одной деревне мне сообщили, что здесь вот-вот начнется главное ежегодное торжество, и что тут еще никогда не было иностранцев, да еще и с камерой. Это был 2010 год.

Собрав белую глину в деревянное блюдо, цыганки вылепили божка высотой около полуметра, лицом напоминающего истуканов с острова Пасхи. Так они изобразили Кришну. DSLR-A850, SAL-35F14G.

Бог из глины

Моя палатка стояла рядом с одной из цыганских деревушек в окрестностях города Будж. Утром я обратил внимание, что женщины поселения надели праздничные наряды и направились в сторону озера. Мы с Умишем, не спрашивая позволения, на свой страх и риск последовали за ними. На берегу озера женщины опустились на корточки у самой воды и стали водить руками по дну. Доставали глину и выбрасывали ее обратно. Так они перемещались вдоль берега до тех пор, пока не обнаружили место с глиной белого цвета. Собрав ее в деревянное блюдо, цыганки стали что-то лепить. Через полчаса на тарелке красовался божок высотой около полуметра, лицом напоминающий истуканов с острова Пасхи. Как оказалось, женщины изобразили Кришну. Когда глина обсохла на солнце, фигурку нарядили в кукольные одежды и украсили лентами. Девушка лет двадцати, самая молодая из присутствующих, водрузила тарелку со статуэткой на голову и пошла в сторону деревни. Остальные отправились за ней.

После того, как женщины вылепили статуэтку Кришны и глина обсохла, они нарядили фигурку в кукольные одежды и украсили лентами. Самая молодая девушка, лет двадцати, водрузила тарелку со статуэткой на голову и пошла в сторону деревни. DSLR-A850, SAL-35F14G

Дворец бракосочетаний

Глиняное творение установили в центре большого шатра, похожего на шапито, на окраине деревушки. Как объяснил мне Умиш, в таких шатрах рабари проводят церемонии бракосочетания. Они происходят перед фигуркой Кришны. Считается, что таким образом божество благословляет брак. Мы вошли внутрь и присели на пол в сторонке, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. В течение получаса туда-сюда ходили люди. Девушки ушли. Парень притащил два деревянных стула и поставил их в центре шатра, прямо перед Кришной. Потом несколько пожилых женщин украсили эти стулья цветами. Пока я наблюдал за происходящим, к нам подошел невысокий мужчина в белом халате и ярко-красном тюрбане со множеством складок.

В роли почетного гостя

Он обратился ко мне на местном наречии. Когда Умиш объяснил незнакомцу, кто я и зачем приехал в Индию, цыган, к моему удивлению, обрадовался. Он оказался главой важного цыганского рода. Звали его Ванка Рабари, и как раз в тот день он женил 18-летнего сына Кана, на свадьбу которого я был тут же приглашен как почетный гость. Ванка проводил меня в один из самых богато украшенных домов. Глиняное одноэтажное строение было увешано разноцветными лентами, а соломенная крыша обильно усыпана лепестками роз. В небольшой комнате, по всей видимости, служившей одновременно и гостиной и спальней, на кушетке сидел юноша в ярком халате и брюках. Голову его украшал тюрбан с гирляндой из мигающих лампочек, похожей на новогоднюю. Это был Кан, сын Ванки.

18-летний жених Кан. DSLR-A850, SAL-35F14G

Портрет невесты

На протяжении следующего часа к жениху приходили мужчины с подарками: конвертами с деньгами, мешками с одеждой. Из женщин в доме присутствовала лишь мать Кана. Я поинтересовался, когда же можно будет увидеть невесту. «Невесту? — рассмеялся Ванка в ответ. — Ее пока даже я не видел». Ванка принес из соседней комнаты карандашный портрет девушки. Сказать по нему, насколько хороша суженая Кана, было трудно, поскольку сам рисунок был не очень хорош. Сделал его один из родственников невесты, когда Ванка приезжал на смотрины. «О свадьбе детей должны договариваться родители. Эта традиция передается из поколения в поколение. К нашему племени она пришла от индусов. Невеста из такого же знатного рода, как и наш, это будет хороший брак».

Сделка родителей

Во время смотрин девушка появляется перед будущим свекром в накидке, полностью ее скрывающей. Нахваливая своих чад, рассказывая о достоинствах будущих жениха и невесты, а также обговаривая все аспекты их дальнейшей жизни (дом, количество детей, обязанности), родители принимают решение. «Сделка» скрепляется рукопожатием. Семья невесты организует свадьбу, а семья жениха обеспечивает будущую ячейку общества приданым. Ванка Рабари — один из богатейших людей племени. Он обеспечивает сына и его жену приданым. В данном случае — стадом верблюдов.

18-летний жених Кан. DSLR-A850, SAL-35F14G

Начало церемонии

За разговорами прошло около часа. К тому времени дом уже был полон мужчин — родственников Кана. Все ожидали начала церемонии. В дверь постучали. Пожилая женщина вошла в дом и объявила, что все готово. Как объяснил Ванка, по традиции, старшая женщина из рода невесты должна пригласить жениха. Процессия во главе с Ванкой вышла из дома на улицу. Кан шел, окруженный со всех сторон, словно телохранителями, мужчинами его рода. Одновременно из других домов на улицу вышли женихи в сопровождении родных. Я насчитал пять свадеб.

18-летний жених Кан. DSLR-A850, SAL-35F14G

Маленький жених
Когда мы приблизились к шатру, я увидел мальчика лет девяти, не больше. Он привлек мое внимание, поскольку его наряд и головной убор были в точности такими же, как у Кана. Неужели и этот малыш — жених? Я вытащил камеру, сделал всего пару снимков, но Ванка схватил меня за руку: «Не нужно фотографировать. Это запрещено, у тебя будут проблемы!». Как оказалось, свадьбы между маленькими детьми — давняя традиция рабари, которую они унаследовали от индусов. Но в середине 20 века индийское правительство запретило бракосочетания между несовершеннолетними. Тем не менее рабари этот запрет нарушают. А чтобы избежать проблем, которые могут возникнуть, держат свои церемонии в секрете. По всей видимости, именно бракосочетания между детьми стали основной причиной, по которой меня не пускали в другие деревни. «После церемонии детского бракосочетания, проведенной по всем правилам, юные новобрачные возвращаются к семьям и продолжают обычную жизнь до совершеннолетия. Потом начинают жить вместе. Но повторную свадьбу уже никто не играет. Сегодняшний день — самое важное событие их жизни, хоть они этого еще и не понимают», - объяснил Ванка.

Церемония бракосочетания. Жених Кан и его невеста. DSLR-A850, SAL-35F14G

Бракосочетание

Пока я беседовал с Ванкой, к нам приблизилась группа женщин. Среди них была невеста, лицо которой скрывала яркая чадра. Бракосочетания проводились по очереди. Свадьба Кана была первой. Остальные пары в ожидании своего часа расположились вокруг шатра. Кана и его невесту усадили на стулья перед фигуркой Кришны. Гости встали вокруг плотным кольцом. Появился жрец. Он взял в руки статуэтку и начал говорить о величии праздника, дня рождения главного бога. Говорил долго. Затем речи произносили родственники. Из 40 присутствовавших выступило человек 25. Все это время (почти полтора часа) брачующиеся безмолвно сидели на стульях. Каждого выступающего жених благодарил поцелуем, а невеста, которая так и оставалась в чадре, — кивком головы. После того как все гости высказались, слово взял Ванка. Он вышел с длинной цепью - переплетенной гирляндой из разноцветных лампочек. Обмотав ею молодых, Ванка поцеловал обоих и сказал: «Теперь вы связаны на всю жизнь. И должны помогать друг другу во всем». Новобрачные поклонились и отправились в дом жениха. Мы с Умишем тоже покинули шатер.

Невеста Кана.

Кришна на один день

Свадебные церемонии завершились в полночь. Последняя пара молодоженов удалилась, а оставшиеся гости, человек десять, взяли на себя почетную обязанность отнести фигурку бога к озеру. «Кришна пришел к нам на один день, теперь он должен уйти», - с этими словами статуэтку опустили в воду, и та постепенно растворилась.

Alpha-советы:

1. Следует уважительно относиться к обычаям того народа, повседневную жизнь которого вы собираетесь документировать.

2. Обладайте выдержкой и одновременно здоровой настойчивостью. Ваше терпение, несомненно, будет вознаграждено.

поделиться