Материалы
Sony в соцсетях

Двое в лодке, не считая телеобъектива

или Как достичь невозможного

Алексей Арютов

Я использую объектив Sony 300mm F2.8 G SSM II (SAL-300F28G2) с декабря 2016 года. Раньше снимал спорт на 70-200 мм с конвертером 2х. Теперь 300-мм супертелевик стал одним из основных рабочих инструментов. Около 50 процентов последних работ пейзажной и спортивной направленности я сделал именно с ним. Иногда подсоединяю 2-кратный телеконвертер SAL-20TC. Рабочая камера – Sony Alpha SLT-A99.

Обычно я снимаю серфинг и кайтинг. С лодки или с берега, штативом не пользуюсь – он мне только мешает. На берегу располагаюсь в удобном кресле с подлокотниками, поэтому руки не устают. В лодке ситуация немного другая. Штатив здесь использовать бесполезно, и постоянную качку приходится на протяжении всей съемки компенсировать всем телом. Как правило, съемка длится от 2 до 4 часов, поэтому, когда я выхожу на берег, то чувствую себя спортсменом, пробежавшим марафонскую дистанцию. Кстати, объектив довольно тяжелый, его масса составляет 2340 г.

Алексей Арютов готовится отправляться в лодке на съемку. В руках у него объектив Sony 300mm F2.8 G SSM II

Зато могу отметить высокое качество механической сборки объектива. И особенно пыле/влагозащищенное исполнение конструкции. Пожаловаться на воду и пыль внутри не могу. Правда, надо учесть, что на время съемки я заворачиваю объектив в пищевую пленку. Лодка находится в постоянном движении, и для хорошего кадра должна следовать впереди спортсмена, поэтому бывают моменты, когда нас со шкипером буквально обдаёт с головы до ног соленой океанской водой. Дополнительная страховка еще никому не вредила.

В 2012 году было прекращено производство объектива Sony 300mm F2.8G SSM, выпущенного в 2003 году. Ему на смену пришла вторая модификация Sony 300mm F2.8G SSM II. Впервые новый объектив был представлен на выставке Photokina в 2012 году. Пожалуй, это один из самых дорогих объективов в линейке Sony Alpha. Оптическая схема аналогична той, что использовалась в предшествующей модели и досталась от объектива Minolta. Она включает три низкодисперсных ED-элемента. Антибликовое нанопокрытие Nano AR, нанесенное на поверхность линз, уменьшает внутренние переотражения. Используется практически бесшумный автофокусный SSM-мотор (Super Sonic wave Motor).

По сравнению с обычной оптикой, здесь более богатые (и сложные) органы управления, поэтому чтобы их освоить, надо потратить некоторое время. Вверху расположен простой и традиционный переключатель AF/MF.

На объективе расположены четыре кнопки фиксации наводки на резкость вокруг тубуса на фронтальной части — я их использую постоянно, работая в лодке. Единожды поймав волну в фокус, можно не заботиться о «простреле» в серии. Эти же кнопки можно кастомизировать, наделив их режимом DOF-превью (Depth of Field), который задает определенную глубину резкости, или предварительного фокуса (Prefocus). Таким образом, можно сохранить (запомнить) определенное расстояние и вызвать (вспомнить) его в любое время. Особенно это полезно при съемке быстро двигающихся объектов.

Чтобы во время работы автофокуса перейти в ручную наводку на резкость, нужно предварительно переключиться в режим Direct Manual Focus (DMF). Однако поскольку я не снимаю в ручном режиме, ручные функции для меня не актуальны.

По сравнению с обычной оптикой, здесь более богатые (и сложные) органы управления, поэтому чтобы их освоить, надо потратить некоторое время.

Две кнопки отвечают за ограничение диапазона фокусировки и увеличения скорости автофокуса. Всего три положения - я обычно применяю «Full» Наконец, последняя кнопка - звуковой сигнал. Я ее не использую.

Конструкция объектива предусматривает установку подключаемых (drop-in) светофильтров 42 мм. В комплекс входят два - поляризационный и ND-фильтр. На практике я использую только ND-фильтр.

Кстати, в комплекс поставки входит большая, но легкая бленда ALC-SH0012 из углеродного волокна и с бархатными волокнами. Отдельно она «стоит как самолет»... Поэтому если вы ее потеряете, то... придется изрядно потратиться. А бленда необходима. По крайней мере, в моем случае она великолепно защищает стекло от брызг и соленого ветра и позволяет экономить время на протирке объектива.

Чтобы тяжелый и габаритный объектив было удобно переносить, разработчики предусмотрели проушину для ремня.

Снимок сделан с лодки. Классический серф-кадр, когда спортсмен оказался в «трубе», образованной волной. Для фотографа это, безусловно, удача, поскольку ситуация длится всего несколько секунд. Для подобного кадра развитие событий должен спрогнозировать и спортсмен, и фотограф, и оба они должны оказаться каждый на своей позиции в определенное время. Если все совпало, остается только нажимать на спуск, и, конечно, серией. Камера SLT-A99, 2-кратный конвертер SAL-20TC, f=600 мм, 1/1000 с, f/7.1, ISO 400.
Посмотреть в оригинальном разрешении

Я снимаю в основном спортсменов-серферов с расстояния 50-100 м. Использую скорость затвора 1/1000-1/5000 с (в зависимости от времени суток), чтобы предотвратить размытость изображения движущегося объекта. Выдержка 1/750 с, конечно, тоже хороша, но все-таки ее недостаточно для моих задач. При этом в объективе нет стабилизатора изображения - используется тот, которым оснащена камера. Подобное решение и обеспечивает, по сравнению с другими брендами, скромным преимуществом в 1-2 ступени. На полностью открытой диафрагме (f/2.8) обеспечивается резкость изображения главного объекта съемки и замечательный художественно-размытый фон. Боке очень ровное на всех диафрагмах, и только на значении f/8 начинает проявляться структура скругленной 9-лепестковой диафрагмы.

В яркий солнечный день я чаще всего устанавливаю диафрагму f/7.1-10, которая позволяет мне достигать максимальной детализации волны. А вот для получения максимально резкого изображения стоит использовать f/5.6.

Оптическая схема (13 элементов/12 групп) включает три низкодисперсных ED-элемента.

Скорость автофокуса довольно быстрая, результат точный. Компания Sony заявляет, что в этой модели скорость автофокуса в 4 раза больше, чем у предыдущей. Мне сравнивать не с чем, но результатом работы бесшумного автофокусного SSM-мотора (Super Sonic wave Motor) я крайне доволен.

Вообще я прекращаю снимать, как только возникает необходимость поднимать чувствительность до 3200 ISO (при необходимой выдержке 1/1500 с). Как правило, это происходит, если солнце садится или заходит за тучи.

Таблица MTF. Частотно-контрастная характеристика (Modulation Transfer Function, MTF) измеряется по соотношению контрастности двух максимально близко расположенных друг к другу линий. Она показывает, насколько качественно объектив воспроизводит мельчайшие детали, насколько он способен передавать контраст.

Измерения MTF проведены с помощью групп мир, которые содержат радиальные и тангенциальные линии, представленные с частотой 10 пар лин./мм и 30 пар лин./мм. Измерения выполнены на максимально открытой диафрагме f/2.8 и диафрагме f/8.

Вертикальная ось показывает значение MTF в процентах. От нуля (внизу) до 100 процентов (в максимальной точке). Горизонтальная ось ответствует дистанции (в мм) от центра кадра до его края. Например, в полноформатном 35-мм кадре расстояние от центральной точки до угла равна 21,6 мм.

На этом графике видно, что кривые стремятся к 100%. Объектив очень хороший.

В результате съемки я получаю до 60-90 процентов качественных (резких) кадров, из которых отбираю уже сюжетно красивые работы.

Благодаря использованию в оптической схеме объективе трех низкодисперсных элементов (Extra-Low Dispersion), эффективно уменьшаются хроматические аберрации, характерные для мощных телевиков. Даже на больших увеличениях цветовая кайма не обнаруживается. Она может появиться только на открытых диафрагмах, и только если снимать специфические сюжеты, например, капли воды на солнце.  

Антибликовое нанопокрытие Nano AR эффективно подавляет блики и двоение изображения, и я ни разу за все время работы не обнаруживал паразитные засветки. Дисторсия практически незаметная. Незначительное виньетирование может проявляться только на диафрагме f/2.8.

Съемка кайт-фристайла. Безусловно, нужно знать траекторию движения спортсмена. И желательно работать с паре с опытным спортсменом. Снимок сделан с берега с расстояния около 100 метров. Камера SLT-A99,  f=300 мм, 1/1000 с, f/4.5, ISO 250.
Посмотреть в оригинальном разрешении

В некоторых случаях, когда объект удаляется на 200-800 метров, я устанавливаю 2-кратный телеконвертер SAL-20TC. Эта комбинация хорошо работает при ярком освещении и открытой диафрагме (f/2.8-5.6). Скорость фокусировки уменьшается, но не критично.

Кстати, я использую конвертер только при съемке с берега. Судя по опыту, применять его в лодке бессмысленно, поскольку из нее очень сложно поймать объект в фокус. Соответственно, с конвертером приходится заканчивать съемку немного раньше, чем с одним объективом.

Мне нравится использовать 2-кратный конвертер, поскольку он дает возможность увидеть то, что скрыто для других объективов. В закатные часы можно сделать шикарные съемки в контровом освещении «в солнце». Если вас не интересует детализация теневых участков главного объекта, и вы настроились на съемку «в контре», то вы будете приятно удивлены результатами.

Согласно результатам лабораторных измерений DxOMark, объектив набрал 31 балл (для сравнения, лидер Sony FE 85mm F1.4 GM — 49). Наилучшие результаты объектив демонстрирует на широком угле и на полностью открытой диафрагме (f=300 мм f/2.8).

Кайтер находится на расстоянии около 800 метров. Конечно, можно было установить 2-кратный телеконвертер. Фигура стала бы ближе, но мы бы утратили очарование всего сюжета: парус, фигурка спортсмена на поверхности воды и изумительный радужный фон — его создала сама природа, никаких оптических приемов.
Посмотреть в оригинальном разрешении

Супертелеобъектив Sony 300mm F2.8 G SSM II отлично справляется со всеми задачами, которые я ставлю перед ним. Рабочие значения диафрагмы f/4-5.6. На f/2.8 характер изображения получается несколько смягченным, в то время как на закрытых диафрагмах объектив уверенно демонстрирует шикарную детализацию по всему полю кадра. Автофокус шустрый, бликозащищенность достойная, прочие оптические искажения минимальны. Правда, масса объектива приличная, и даже с моей физической подготовкой бывает тяжело. Но когда вспоминаешь, сколько он стоит, усталость исчезает моментально...

Достоинства: быстрый и цепкий автофокус, пыле/влагозащищенная конструкция

Недостатки: нет стабилизатора изображения, большая масса

СПЕЦИФИКАЦИИ

Байонет Sony А (35-мм)
Оптическая схема 13 элементов/12 групп
Фокусное расстояние f=300 мм
Диафрагма f/2.8
Угол поля зрения 8,2 градуса
Диафрагма 9-лепестковая
Мин. диафрагма f/32
МДФ 2 м
Фильтр 42 мм (drop-in)
Габариты 242,5 × 122 мм
Масса 2340 г 

поделиться