Материалы
Sony в соцсетях

Елена Шумилова

интервью

Елена Шумилова

Почему вы стали заниматься фотографией?

Поводом послужило рождением первого ребенка, сейчас у меня трое детей. Хорошо известно, что у многих женщин после родов меняется мироощущение, и я не стала исключением. По образованию - архитектор, специализация - дизайнер интерьера. На тот момент почувствовала, что устала от профессии. К тому же мы с мужем только переехали из Москвы в Тверскую область, где стали заниматься фермерским хозяйством. Мне становилось все сложнее общаться с заказчиками, возникали трения. Может быть, наступил творческий кризис... Не знаю. Тем не менее я стала активно искать ту профессию, которой можно было заниматься дистанционно. Вспомнила про фотографию. У меня был к ней интерес всегда, но снимать полноценно не получалось. Некоторое время размышляла, а потом приняла решение: фотография и ретушь. 

 

Было желание вернуться к первой профессии?

Как мне кажется, фотография у меня получается лучше (смеется). Хотя иногда скучаю по профессии дизайнера. С другой стороны, прекрасно понимаю, что с тех пор прошло много времени, мир изменился, а в архитектуре, как и в любой профессии, важно не выпадать из процесса. В то же время сейчас я много путешествую по миру, изучаю старые фермы, мне нравится. Архитектор во мне жив! 

Хотели бросить фотографию?

К счастью, серьезных творческих кризисов с тех пор не было. Конечно, загадывать сложно, однако на данный момент я активно развиваюсь в фотографии, успешна, и ничего бросать не собираюсь. Фотография — это постоянный адреналин. Мне нравится ее непредсказуемость. Сколько бы опыта не было, во время каждой съемки не можешь предугадать результат. Этот адреналин подпитывает мои эмоции, а эмоции — это мощный крючок, который и удерживает меня в фотографии.  

Свой стиль определяет так: «Для него характерна перспектива, как линейная, так и воздушная. Bсключено присутствие темных фонов»

Когда вы стали знаменитой, в вашем творчестве что-то изменилось?

Безусловно, любой творческий человек испытывает искреннюю радость, когда его начинают принимать зрители, узнают его работы, дают им высокие оценки. Аналогично произошло и со мной. Меня очень воодушевило, когда аудитория поняла и приняла мое творчество. Я стала получать отклики, в которых зрители описывали словами те истории, которые я представляла в фотографиях с помощью визуального языка. Мне было удивительно и приятно, что люди считали это повествование без каких-либо подписей и комментариев. Мне до сих пор рассказывают истории из моих работ, и так получается, что они (истории) описывают мои фотографии лучше, чем я могла бы придумать.

 

Когда вы почувствовали, что стали профессиональным фотографом?

Пожалуй, мне не довелось пережить это чувство. До сих пор я не могу сказать, что на сто процентов уверена в себе. С другой стороны, подобное сомнение в своих возможностях вполне свойственно для творческого человека, оно не дает ему застыть в развитии и стимулирует поиск. В моем случае важную роль сыграл заказчика из Ирландии. Молодой человек прислал мне приглашение провести мастер-класс. Я провела. Постепенно стали поступать предложения из других стран. Признаюсь, я не ожидала, что возникнет такой нешуточный спрос и не была готова к активной преподавательской деятельности. Но постепенно вошла во вкус, стала выбирать интересные места, и чтобы там была старая ферма, ведь я архитектор тоже (смеется). И мне очень нравится, что у меня собираются фотографии детей из разных стран мира. Вдруг получится интересная выставка!  

Вы проводите много мастер-классов. Наверняка, у вас есть много учеников, последователей.

Действительно, это так. Стилистика моих работ нравится многим, фотографы самого разного уровня стараются подражать, развиваются в этом направлении. Своими учениками я могу уверенно назвать 4 человек. Они нашли свой стиль, встали на ноги, уверенно развиваются, но мой мастер-класс, я знаю точно, был первым — отправной точкой. Сейчас они даже опережают меня, делают действительно лучше и также проводят мастер-классы. Мне не стыдно говорить об этом. Я даже рада, что ученики пошли дальше учителя.

 

Как вы можете описать ваш оригинальный стиль?

Для него обязательно характерна перспектива, которую я люблю, причем как линейная, так и воздушная. Также в моем стиле исключено присутствие темных фонов. Я их старательно избегаю.  

 

Вы сами обрабатываете изображения после съемки?

Постобработку я выполняю только самостоятельно, поскольку считаю, что она является продолжением творческого процесса.

 

Как вы можете описать понятие «хорошая фотография»?

Та, которая цепляет зрителя.

 

Какие имена являются для вас знаковыми?

Робер Деснос/Rober Desnos. Французский писатель и поэт. Он прожил очень яркую творческую жизнь. Погиб трагически.

«Если фотограф идет на поводу у заказчика, то не создает произведение искусства»

Какое ваше самое большое достижение в профессии, самая лучшая работа?

Достижением считаю все свои работы - фотографии. Здесь важно понимать, что любая работа, которую делает человек, остается на Земле. Звучит немного пафосно, но это так. Это применительно к любой области, не только к фотографии. Мне не стыдно за свои фотоработы - я ими горжусь. А если анализировать мое отношение к фотографиям, то высвечивается такой интересный момент. Авторы привязаны к своим эмоциям. Мы общались с моделями, мы помним условия, в которых проходила съемка, общую атмосферу и проч. Зрители не знают про эти вводные. Я считаю, что для объективной оценки работа должна быть отрезана от дополнительного слоя эмоций, она должна нести суть, не обремененную авторским отношением. Иными словами, адекватную оценку творчеству могут дать только зрители.

О чем вы больше всего сожалеете в профессии?

Для меня самый болезненный момент, когда модели и заказчики не получают ожидаемого результата. К сожалению, это иногда происходит. Кстати, в этом могут признаться многие фотографы. Как правило, у заказчиков всегда есть определенные ожидания. Однако если я следовать им в точности, то не получу результат в моем понимании. У меня есть определенный стиль, и я хочу ему следовать. Работа должна нести определенную идею, и я хочу ее сохранить в процессе съемки. Иными словами, если фотограф идет на поводу у заказчика, то он не создает произведение искусства. Собственно, по этой причине я практически не занимаюсь коммерческой фотографией.

 

Какая ваша профессиональная мечта?

Меня привлекает видео, художественное кино. Хочу работать в этих областях как фотограф или видеограф.

Совет начинающим: «В самом начале нужно определить цели и результат, который хочешь получить»

Какие советы можете дать начинающим фотографам?

В самом начале следует определить цели и тот результат, который хочешь получить. Это могут быть деньги, лайки в соцсетях, известность или просто интересные поездки по всему миру. Успех, который объединяет все эти слагаемые, случается редко. Со своей стороны могу посоветовать городским жителям уехать в деревню, чтобы прочистить свой мозг, сделать ум спокойным и ясным. Тогда все сразу встанет на свои места. Я очень благодарна моему мужу, что мы сделали этот шаг. Только в деревне я осознала авторское начало. В городе люди находятся под влиянием колоссального объема информации, который мешает процессу самоидентификации. Что касается деревенской жизни, могу сказать, что здесь не все так гладко, как хотелось бы, много проблем, которые приходится решать. Иногда хочется вернуться обратно в город, где проще жить. Но мы пока держимся!

 

***

Фотографии Елены Шумиловой узнаваемы. Знаменитый огромный алабай, волшебный свет, наполняющий объем снимка, дети, которые, кажется, живут в сказочном мире. Работы, легкие, почти воздушные, напоминают работы живописцев. И зрителям хочется окунуться в эту сказку. Потрясающие детские и семейные образы в свое время потрясли фотографический мир. Но и сейчас работы Елены Шумиловой моментально разлетаются по интернету.

Я посетил несколько мастер-классов Елены Шумиловой, видел, как аудитория эмоционально реагирует на ее выступления. Слышал, она отвечает на вопросы. Никакого высокомерия, и всегда только исчерпывающий ответ на любой вопрос, даже наивный. Елена Шумилова не старается скрывать своих профессиональных секретов. Более того, ей нравится делиться опытом. Почему она выбирает эти ракурсы, этот свет, эту композицию. Хочется схватить камеру и скорее фотографировать. Как Елена Шумилова. С другой стороны, может быть, поискать свой стиль. Но сначала определи цели и задачи. Что ты хочешь получить от фотографии?

 

Подготовил: Владимир Нескоромный

Октябрь 2018

поделиться