Материалы
Sony в соцсетях

Александр Доринов

Интервью

Александр Доринов

Сколько лет вы занимаетесь фотографией и видеосъемкой?

В моей жизни фотография присутствовала с ранних лет. Фотографировал отец, и камеру я впервые взял в руки в 6-7 лет. Что-то снимал, но, конечно, без особого понимания. Осознание пришло уже в подростковом возрасте, лет в 13-14. Помню, мы с друзьями начали кататься на скейтах и стали делать свои первые трюки, нам стало интересно, и появилось большое желание снимать друга на фото и видео. Мы проводили много времени на улице с камерой и начинали учиться монтировать. Процесс съемки и монтажа меня вдохновлял, и мне захотелось большего.

Почему вы стали заниматься видео? Что послужило отправной точкой?

По профессии я геолог. Однако уже во время учебы много внимания уделял видеосъемке. Уже после окончания университета я поехал на соревнования по скейтбордингу. Случайно встретил там одного оператора, который снимал контест. Мы познакомились, и я показал ему свои первые работы. Уже на следующей неделе он помог мне отправиться на мою первую коммерческую съемку для компании Quiksilver. С тех пор я сотрудничаю с ними уже около семи лет.

Удалось ли вам поработать с пленочной техникой?  

Признаюсь, я большой фанат пленки. В настоящее время я много путешествую и всегда беру две-три камеры, среди которых обязательно присутствует пленочная. В основном снимаю лайфстайл. Использую негативную пленку, потом отдаю в лабораторию, где ее обрабатывают, сканируют, и я забираю уже файлы. Но это, что касается аналоговых технологий в фотографии, а ведь я использую «пленку» еще и в видео. В моих работах я применяю параллельно съемку на современную видеокамеру и пленочную. В процессе монтажа я работаю с двумя фактурами, в результате создается особый авторский стиль.

Возникало ли периодически желание бросить видеосъемку?

Категоричного желания никогда не было, а творческие кризисы бывают. Они начались с того момента, когда я начал делать упор на коммерческие заказы. Первое время мне удавалось сохранять хороший баланс между творческими и коммерческими заказами. Но в какой-то момент я перестал это контролировать, и коммерческие съемки стали преобладать. Появились стрессовые ситуации, в основном, связанные с утверждением работ у заказчиков, погони за бюджетами и проч. Рутина стала затягивать, и я неожиданно осознал, что не в состоянии нормально снимать и монтировать. Тогда я все бросил и уехал в Индонезию. Целых две недели я отдыхал и снимал в свое удовольствие. Именно тогда я сделал первые шаги в новом для себя направлении. В результате я пришел к выводу, что творческому человеку очень важно делать то, что нравится.

Свой стиль определяет так: «Баланс между цифровой точностью и пленочной реалистичностью»

Почему вы никогда не бросите видео?

В моей работе меня привлекает возможность творческой реализации, возможность путешествовать и заниматься любимым делом. Я часто встречаю интересных людей, которые помогают мне развиваться. Мое творчество приносит мне удовольствие, и я просто счастлив.

Как вы можете описать ваш оригинальный стиль — в видеосъемке и фотографии?

Баланс между цифровой точностью и пленочной реалистичностью.

Вы сами обрабатываете изображения после съемки или у вас есть помощник/ассистент?

Все зависит от сложности проекта. В рамках простого заказа покраской я занимаюсь самостоятельно. В процессе цветокоррекции использую фильтры VSCO, которые обеспечивают аналоговую текстуру. Если проект крупный, то передаю эту работу режиссеру-цветокорректору. Например, так произошло во время работы над фильмом «Поворот». Отснятые материалы мы полностью передали специалистам, которые занимались покраской в программе Davinci Resolve. Мы вместе выбирали цветовой тон каждого кадра, а цветокорректор, в свою очередь, выполнял поставленную задачу.

Расскажите о фильме «Поворот».

Безусловно, его лучше один раз увидеть, чем рассказывать (смеется). Фильм посвящен сноубордингу и путешествиям. Он о людях, которые сделали свой выбор и профессионально отдались этой стихии. О жизни спортсменов, о философии, о достижениях и неудачах. Режиссером выступил Андрей Пирумов. Фильм снимали в течение двух лет по всему миру. Мы побывали в европейских регионах, Индии, Чили, в Красной Поляне и на Камчатке. Если говорить о жанре, то это скорее спортивно-документальная лента. На текущий момент «Поворот», пожалуй, это один из самых серьезных моих проектов.

«В любой ситуации ты должен иметь план ”Б”»

Когда вы почувствовали, что стали профессионалом?

Наверное, как у многих, мне казалось, что профессионал этот тот человек, который просто зарабатывает деньги съемками. Мое представление совершенно изменилось после съемок фильма «Поворот». На тот момент я полностью погрузился в процесс, и время для меня перестало существовать. Два года я постоянно находился в поездках, практически без перерыва. Далее начался монтаж, за которым я провел все лето и осень. Можно просидеть за работой двое суток подряд и не заметить этого. В любой ситуации ты должен иметь план «Б» - запасную камеру, запасной аккумулятор, другое решение внезапно возникшей задачи. Ты должен знать, что хочешь получить в результате, и ты можешь четко объяснить, почему так должно быть. «Поворот» стал для меня переломным моментом в карьере. После завершения работы над фильмом у меня появились новые силы, и я осознал, что способен на большее. 

О чем вы больше всего сожалеете в профессии?

В начале своей карьеры я работал механиком. Привозил камеру на площадку, настраивал и увозил после завершения съемок. Ежедневно приезжал продюсер и переписывал материал. Однажды этого не произошло, и я передал материал второму механику и поехал домой. На следующий день я проснулся и внезапно вспомнил этот момент. У меня в глазах потемнело... Я подумал, что вся работа съемочной команды была уничтожена — отформатирована. Я уже всерьез размышлял, как буду компенсировать расходы. В тот момент позвонил мой коллега и сказал, что отформатировал другую карту памяти. Тот случай очень сильно повлиял на меня и научил относиться внимательно в работе даже к мелким деталям. 

Как вы можете описать понятие «хорошая фотография», «хорошее видеоизображение»?

Хорошая фотография способна перенести зрителя в тот момент времени, когда она была сделана. Она заставляет задуматься о том, что изображено на снимке, вызвать эмоции или задать вопрос. Что касается видео, то здесь стоит более серьезная задача. Режиссер должен соединить набор образов таким способом, чтобы весь фильм смотрелся единым. Фильм также должен вызывать эмоции и мотивировать нас к действиям. Как фотография, так и видео должны обладать авторским стилем — выделяться.  

Можете сравнить фотографию и видео?

Фотография это момент, я могу распечатать снимок и повесить его на стену. А видео это более развернутая история. Фотография и видео воздействуют на зрителя по разному, но при этом дополняют друг друга. Между ними не может быть конфликта. В силу своей профессиональной деятельности больше времени я провожу с видеоматериалами. И по завершении люблю устраивать домашние премьеры.

Какие знаковые имена в фотографии, кинематографе, живописи являются для вас знаковыми?

В кинематографе хочу отметить Ивана Дыховичного и Андрея Тарковского. Это знаковые фигуры. Также мне нравится стиль Мишеля Гондри, который является автором как художественных кинофильмов, так и музыкальных и рекламных клипов в сюрреалистичном стиле. В области экстремальной съемки назову следующие имена: Тай Эванс/Ty Evans (актер и сценарист), Грег Хант/Greg Hunt (оператор, режиссер, монтажер и фотограф), Спайк Джонс/Spike Jonze - режиссер, постановщик, создатель известных фильмов о скейтбординге. Эти люди сняли культовые фильмы о скейтбординге. Они показали этот вид спорта совершенно с другого ракурса. Из художников мне нравится Рене Магритт и Сальвадор Дали.

Совет начинающим: «Человек должен быть интересным сам по себе и обладать хотя бы одной оригинальной некоммерческой идеей»

У вас есть ученики?

Есть люди, с которыми я делюсь своими знаниями - они учатся у меня видеосъемке. Правда, дипломов не выдаю. В 2016 году я запустил летнюю «Школу кино» на базе Зеленой Школы в Парке Горького. Занимаюсь с детьми в возрасте 8-12 лет. Курс длится неделю, в течение которой мы снимаем и монтируем свои первые видеоролики. Также я периодически провожу мастер-классы совместно с компанией Sony.

Какая ваша профессиональная цель?

Может быть, это прозвучит банально, но я хочу показать красоту окружающего нас мира. Мне кажется, мое предназначение заключается том, чтобы побывать в красивых местах и поделиться увиденным с людьми.

Какие советы можете дать начинающему оператору, чтобы стать известным?

Прежде всего, у человека должны быть идеи, или хотя бы одна, но (очень важно!) некоммерческого характера, о которых он хочет рассказать людям. Эти идеи он может реализовывать благодаря видео. Моя изначальная цель заключалась в том, чтобы увидеть, как трюки выглядят со стороны и помочь людям понять, как правильно кататься. Вообще я снимал для себя и для своих друзей, чтобы запечатлеть важные моменты жизни. Про коммерческую составляющую я не думал, это пришло со временем. Для старта необходимы два основных компонента - энтузиазм и идея. Человек должен быть интересным сам по себе. Его не должны заставлять брать в руки камеру. Он должен сам понимать, когда начать съемку. У него должен быть интерес к жизни. Ему не следует быть шутом или ходячей энциклопедией. Нет. Скорее у него должен быть интерес к жизни. Видео снимают многие, но тех, кто способен правильно работать с материалом и интересно показать историю, намного меньше. Такие люди всегда будут цениться в киноиндустрии. 

***

Александр Доринов довольно отчетливо озвучил формулу успеха. Любой творческий человек должен предложить миру оригинальную идею. Безусловно, на первом этапе он может заниматься подражанием, но в глобальном плане ему нужно, как минимум, заявит о себе. Прийти к своему собственному стилю и постоянно совершенствовать его. На первом этапе он должен искренне желать это сделать, причем не ради денег, но искусства, как ни парадоксально это звучит сейчас. Отправная точка успеха — чистое творчество, или чистая идея. Все остальное придет позже, в том числе слава, успех и деньги. Они дополнят ваше развитие, но заменить не смогу никогда. Когда Александр Доринов говорит о том, что хочет «показать красоту окружающего нас мира», это звучит совершенно естественно. Обозначена позиция состоявшегося профессионала. За этими словами кроется не только уверенность в своих силах, но и серьезность намерений. Показать красоту мира желают многие - достигают результата лишь единицы. Уверены, что Александр Доринов — один из немногих.

поделиться