Материалы
Sony в соцсетях

Павел Ванифатов

Интервью

Павел Ванифатов

Сколько лет вы осознанно занимаетесь фотографией?

Как и многие советские школьники, фотографировать я начал со «Смены 8М», когда мне было 10 лет. Потом наступил долгий период эпизодических съемок на компактные пленочные, а затем и на цифровые камеры. Осознанно вернулся к занятию фотографией довольно поздно, уже в 2012 году, когда приобрел камеру Sony SLT-A77. На тот момент мне было 39 лет.

 

В чем причина возврата к фотографии?

Отправной точкой послужил сложный период в жизни, который трансформировался в желание показать окружающий мир через призму моего видения.

 

Если ли бы не стали фотографом, то какую профессию выбрали?

По образованию я врач, однако по специальности практически не работал. Трудился в сфере коммерческой безопасности. Сейчас работаю в коммерческой структуре. Стабильный доход позволяет фотографировать то, что самому нравится, вовремя оплачивать счета, обновлять фототехнику и выбирать заказы. Фотограф, безусловно, было бы оптимально. Но пока удается совмещать.

 

Возникало ли периодически желание бросить фотографию?

Полностью – нет. Бывают периоды застоя. Бывает, когда снимаешь в день сразу несколько крупных событий. Но дня без кадра – никогда. Фотография – это часть моей жизни, ее яркая и живая составляющая. По этой причине для меня невозможно ее бросить.

Когда почувствовали, что стали профессиональным фотографом?

Когда стал получать стабильно хороший результат независимо от условий съемки.

Свой стиль определяет так: «Насыщенные темные тона и четкие контуры»

Как можете описать свой оригинальный стиль?

Насыщенные темные тона и четкие контуры. Мой конек – это вечерняя и ночная фотография. Даже снимая портреты, тяготею к темной цветовой гамме. Но к чистым цветам.

 

Как относитесь к аналоговым технологиям?

Пленка – рудимент. Снимать и не видеть результат сразу – это как принимать пищу сейчас, а вкус и насыщение чувствовать через несколько часов… Или дней. Вроде понимаешь, что все ингредиенты положил правильно, но результат все равно неясен до какого-то момента, и непонятно, получишь удовольствие или... несварение. Тем не менее, я внимательно слежу за творчеством нескольких пленочных фотографов, но все равно не вижу для себя веских причин использовать пленку.

«Пленка – рудимент. Снимать и не видеть результат сразу – это как принимать пищу сейчас, а вкус и насыщение чувствовать через несколько часов»

Вы сами обрабатываете изображения?

Да, самостоятельно. Потому что обработка может варьироваться в зависимости от нескольких причин. Стараюсь никогда не обрабатывать в день съемки. В процессе работы никогда не работаю на износ. Делаю перерывы, чтобы глаза отдыхали, и мое восприятие изображения оставалось полноценным. 

 

Как можете описать понятие «хорошая фотография»?

Обычно хорошие фотографии просты, закончены и чисты. Кстати, понятие «хорошая фотография» с годами и степенью насмотренности меняется. Но основные критерии остаются неизменными – простота и чистота кадра. Красивый кадр обычно не нуждается многочасовой обработке. Он изначально прекрасен.

Какие знаковые имена в фотографии, кинематографе, живописи являются для вас знаковыми?

Среди отечественных фотографов отмечу Владимира Архипова, Александра Медведева, Сергея Максимишина, Георгия Розова, Павла Антонова, Ираклия Шанидзе, Вадима Гиппенрейтера, Дмитрия Зверева, Александра Петросяна. Среди зарубежных выделю таких мастеров, как Брайан Адамс/Bryan Adams, Боб Карлос Кларк/Bob Carlos Clarke, Джон Вильгельм/John Wilhelm.

 

У вас есть ученики?

На протяжении нескольких лет существует группа, в которую входит около десяти человек. Они периодически спрашивают у меня совета по фотографии. Причем вопросы звучат на любые темы – от выбора оборудования до нюансов обработки на компьютере. Наставничать я стараюсь очень тактично и аккуратно, поскольку считаю глупым объявлять себя истиной в последней инстанции. Если вижу талант, то могу немного подсказать, подправить, посоветовать.  

 

Какое ваше самое большое достижение в профессии, самая лучшая работа?

Считаю, что основное достижение - это оценки результатов моего труда заказчиками. Им нравятся работы, и они готовы платить. Такие результаты всегда вдохновляют. Если говорить о внешнем эффекте, то это персональная выставка, которая прошла во Владивостоке в 2017 году. Там было представлено 50 работ за период 2011-2017 гг. Зритель остался доволен. Кстати, забавно, но после выставки стали узнавать на улице.

О чем больше всего сожалеете в профессии, какая была самая большая неудача?

Никогда ни о чем не сожалею. Эта установка очень помогает мне на протяжении всей жизни. Сожаление – самая разрушительная вещь. Не стоит сожалеть. Надо просто учиться на ошибках, делать выводы и продолжать двигаться вперед.

Какая ваша профессиональная мечта?

Мечтал я, конечно, о многом в профессии (смеется), но в последнее время почему-то очень хочется, чтобы на хорошую фотографию, о чем мы говорили чуть раньше, оставался постоянный, стабильный и, может быть, даже растущий спрос. И чтобы фотографы могли создавать такие работы, которые бы вызывали активный интерес у зрителей. А о чем еще мечтать современному фотографу!  

Совет начинающим: «Уметь слушать критику. И меньше скромности»

Какие советы можете дать новичкам?

Как можно больше читать книг по фотографии. Смотреть работы других фотографов, желательно уже состоявшихся. Снимать много и стараться снимать хорошо. Быть критичным к себе. Уметь слушать критику. И еще - меньше скромности. Как сказал Чарли Чаплин, «скромность – прямая дорога к безвестности».

 

Зачем люди сейчас приходят в фотографию?

Причины – разные. У меня есть знакомые любители, которые через занятие фотографией ведут борьбу со своими комплексами. Есть просто увлеченные люди. Есть те, кому важна память о каких-то моментах в своей жизни и жизни близких людей. Кто-то решил, что фотографией можно и нужно зарабатывать на жизнь, Результат у них, как вижу, не очень однозначный. Однако основная причина заключается в том, что у всех присутствует потребность в самореализации. А цифровые технологии в фотографии, дополненные социальными сетями, в наше время позволяют довольно быстро получить признание, пускай и незначительное. Но для многих достаточно и этого результата.

 

***

С Павлом Ванифатовым интересно общаться прежде всего потому, что он умеет рассуждать. О жизни и о фотографии. Таким образом, его работы представляют собой не зеркальное и категоричное отражение окружающей действительности, но визуальную философию. Взглянув на изображение, мы моментально вовлекаемся в этот процесс, который уже идет непрерывно, с момента нажатия на спуск. Мы можем соглашаться с Павлом Ванифатовым или возражать ему. Важно то, что его фотография находится в постоянном движении и развитии. А это и есть настоящая жизнь.

поделиться