Статьи
Sony в соцсетях

Петр Ловыгин

Интервью

Петр Ловыгин

Как вы стали фотографом?

Вот даже не знаю... Но точно не «все побежали - и я побежал». Когда я начинал в 2004 году, фотоаппараты не были доступными и популярными как сейчас. А ведь именно покупка камеры традиционно считается отправной точкой. Да и полноценным фотографом я, наверное, никогда не был. Скорее фотохудожником. Мне нравилось что-то придумывать, а не документировать действительность. Додумывать окружающую реальность постфактум.

 

Вы сейчас много снимаете видео, а сколько лет серьезно занимались фотографией?

Серьезность - штука растяжимая. Помню, как по ночам расклеивал афиши к своим выставкам в родном городе. А на следующий день в город приехал известный политик. Готовя город к визиту, уборщики шли по моим следам и удаляли все «ненужные элементы рекламы»... Тогда все было за свой счет. С одной стороны, это такой местечковый уровень - ты сам за себя, ты снимаешь в стол, и вроде бы ничего серьезного: ни имени, ни репутации, ни денег. Но это было самое плодотворное время, пусть и несерьезное. А если ответить коротко на вопрос, то лет 10-11.

Когда вы почувствовали, что стали профессиональным фотографом?

Думаю, что до сих пор не стал. Но какие-то импульсы почувствовал с первыми серьезными фестивалями. Например, когда меня, ярославского самородка, сразу с тремя выставками взяли на главные площадки страны — это было во время «Фотобиеннале-2008». Как нашли меня? В каких архивах, фолиантах? Прошло десять лет, а те события до сих пор работают на меня. Петра Ловыгина помнят именно по тем первым выставкам в Москве.

 

Какой самый значительный результат в фотографии?

Операторское видение. Это - для меня. А если говорить про строчки в биографии, то - выставки в Европе, в Москве, в Японии. Может быть, для кого-то это значительные достижения. Лично я отношусь к ним спокойно.

Свой стиль определяет так: «Я беру вдохновение из музыкального произведения и делаю собственную визуальную трактовку этой музыки»

Как вы можете описать свой оригинальный стиль в фотографии, видео?

Я беру вдохновение из музыкального произведения - будь то Вертинский, Луи Армстронг, Робертино Лоретти, и делаю собственную визуальную трактовку этой музыки. Пережевываю, пропускаю ее через себя, добавляю свои образы, метафоры, героев, локации. Так рождается авторская сказка.

 

В настоящее время вы уделяете больше внимания не фотографии, а YouTube-каналу «Петенька-Планетка». Может показаться, что решили сменить область творчества. Насколько это серьезно?

Скорее это временный этап. С одной стороны, фотография - более монументальное искусство, более вечное. Просто видеоформат дает несоизмеримо бОльшие возможности, чтобы донести до зрителя мысли, эмоции. Интонацию, юмор, музыку - ты можешь использовать в видео напрямую. Напротив, в фотографии все это очень сложно донести до зрителя, не расплескав по пути... Например, крайне сложно передать иронию. В видео - легче легкого. В фотографии, в отличие от видео, я связан по рукам и ногам. А видео монтирую в очень примитивной программе и самыми нехитрыми методами достигаю того, что задумал. Про зрительский фидбек и говорить нечего! Мы живем в эпоху просмотров и лайков. Я на себе ежедневно ощущаю, какое искусство более популярно в России и в мире... Популярность видео выросла в сотни раз, по сравнению с «эпохой фотографии». Но также я понимаю — как все это пришло, так и уйдет. С точки зрения перспективы для меня период YouTube - связующая нить c миром видеоклипов и кино.

Какая профессиональная мечта, цель?

Мечты у меня нет. Цель — кинематограф. Хочу через видеоформат, через видеоблогинг шагнуть в нечто большее.

 

Как вы себя позиционируете — видеоблогер, режиссер, фотограф?

Я могу все пункты взять на себя. Навыки в фотографии не растерял. Выдумка и чувство композиции - у меня еще занять можно. Но если в фотографии я много внимания уделял придуманному сценарию, особенно это касается последних работ, то нынешние видео это 100-процентная импровизация. Масса параллелей с любимыми продукциями кинематографа, любимыми книгами. Отсылки в прошлое порой могут быть непонятны зрителям, особенно молодым, и тогда я выступаю в роли наставника. Мои видео — это не просто поржать. Через юмор и порой абсурдные ситуации в них я показываю жизнь страны, доношу информацию о ее прошлом и настоящем. Это андеграунд - вообще неформат, по сравнению с «Орлом и Решкой» или советским «Клубом кинопутешественников». Но мне нравится такой подход.

«Мы живем в эпоху просмотров и лайков!»

Как возник канал «Петенька-Планетка»?

Вот тут «все побежали, и я побежал». Пишущие и фотоснимающие блогеры начали осваивать YouTube, но мало кто из них выдержал темпа видеоформата. Видео — это вам не фоточки пилить и отчетики о положении дел в Саранске или Ницце клепать по три штуки в день. Видеомонтаж — это дико сложная вещь. Многие сошли с дистанции в самом начале, а я остался. Мне хотелось какое-то дебильное название, которое контрастировало бы с жестким контентом из стран третьего мира. Но это, правда, сыграло злую шутку. Многие не понимают иронии в названии. Но эти люди не понимают иронии и стеба в принципе. «ПП» — это сочетание отвязной музыки, юмора, абсурдных ситуаций. Однако вместе все это смотрится целостно. Это и есть жизнь того или иного региона без прикрас. Многим из местных жителей такой показ не нравится, но я на это не обращаю внимания.

 

Сколько стран мира вы посетили?

Около сотни. Но у меня нет цели побывать во всех странах. Зачем мне, например, Восточный Тимор или Фиджи?

Не боитесь посещаешь неспокойные регионы?

Нисколько. Мне интересно показать, какая там обстановка. И зачастую там безопаснее, чем нам показывают в прессе. Тот же Дамаск в Сирии почти не пострадал от войны, притом, что люди убеждены, что в руинах находится вся страна. Многие полагают, что в Сомали повсюду пираты, что в КНДР всех сажают в концлагеря...  Но это не так.

 

Какая была самая клевая поездка?

Мне кто-то рассказал про Гагаузию — регион на юге Молдовы. Доехали — ерунда... Церковь, памятник Ленину, алкошоп. И тут, слово за слово, разговорились с местным чуваком. Оказался остер на язык, как Ален Делон, и оборотист, как Довлатов. Свое отсидел в две ходки, сленг - оттуда. Устроил нам покупку барана. Свел с бухим чабаном, зарезали его (барана). И все это в контексте местного колорита. В результате серия стала самой яркой за всю историю канала. Приехал к нему через год, и мы сделали совместный трип в Румынию.

 

Чего вы ждете от каждой поездки?

Максимального экшена. Чтобы был сюжет, чтобы была какая-то драматургия в нем, а не просто: «Посмотрите направо - тут кафедральный собор. Посмотрите налево - тут городской рынок». Приехал в Калининград — скомунизди янтарь. Приехал к цыганам - залезь в самый табор к ним.

 

Насколько вам интересно знакомиться с людьми в других странах?

Люди в других странах интересны и мне, и моим зрителям. Другая жизнь, быт, характеры, эмоции. Ну, а что еще показывать? Архитектуру? Мне, по большому счету, интересно (стандартное) времяпрепровождение аборигена. На что он живет, что его увлекает и что развлекает. Если я понимаю, что человек мне «гонит контент», что чувак жжет в камеру - я буду терпеть. Мне по кайфу. Это вроде бы отторгает зрителя, но это же и удерживает его.

 

Многие ведущие YouTube-каналов создают сценический образ. У вас есть такой?

У меня сформировался скорее антиобраз (смеется). Есть масса вещей, которыми меня наделили зрители, однако, на самом деле, их нет. Например, алкоголь. Не было ни одного видео, где я был бы пьяным. Да, я могу позволить себе, но исключительно для коннекта с местными жителями. При этом не стремаюсь делать это в самых антисанитарных местах и употребляю без страха напитки, которые вообще мало кто стал бы пить. У зрителя же складывается ощущение вечного алкотрэша. Хотя в кадре его нет и в помине. Конечно, меня это немного напрягает.

 

Какое самое большое достижение в профессии?

В фотографии - серия «Черный карлик» по романсу Вертинского. Это очень «моя» вещица. Я долго к ней шел, вынашивал около трех лет, и выразил себя в ней в достаточной степени.

О чем больше всего сожалеете?

Что у меня не шесть рук и не две головы. Было бы больше возможностей, мог бы производить больше контента.

 

Как вы можете описать понятие «хорошая фотография»?

Хорошая фотография — это... плохая фотография. Та, которая не цепляет, не будит в зрителе эмоций. Самая плохая оценка — это «хорошо».

 

Какие знаковые имена в фотографии, кинематографе, живописи, прочих визуальных искусствах являются для вас знаковыми?

Борис Гребенщиков, режиссеры - Такеши Китано, Ким Ки Дук. Фатих Акын.

 

У вас есть ученики?

Очень много. Вижу, что на меня ориентируются многие, однако не зацикливаюсь на этом и двигаюсь вперед. Может быть, для меня еще не наступил тот момент, когда буду получать удовольствие от наставничества. 

Совет начинающим: «Снимать не то, что снимают все вокруг»

Что должен сделать в настоящее время начинающий фотограф, видеограф, чтобы стать известным?

Снимать не то, что снимают все вокруг. Забить на мейнстрим!

 

Вы занимаетесь боксом. Почему выбрали этот вид спорта?

Неожиданный вопрос! Просто в свое время экстренная подготовка к боксерскому поединку была некой PR-акцией с другим блогером. Ну, я и устремился в секцию. Но, если честно, никаких спортивных достижений в своем возрасте я, естественно, не жду. Просто регулярная физическая нагрузка.

 

 ***

Петр Ловыгин всегда был необычным. Когда фотографировал и когда перешел к видео. В каждой его работе отчетливо прослеживается авторский почерк - уникально тонкое восприянтие действительности, исключительно необычные творческие решения.

 

Июль 2019

поделиться