Материалы
Sony в соцсетях

Виктория Куприна

интервью

Виктория Куприна

Как вы пришли в фотографию?

У меня всегда присутствовал интерес к творчеству. В детстве я рисовала, занималась танцами, выступала с театральной группой. Повзрослев, стала неравнодушна к фотографии. Постоянно снимала на телефон, сюжеты были незамысловатые: архитектура, животные, природа. Потом приобрела компактную камеру Sony Cyber-shot DSC-H50 и стала фотографировать портреты друзей и знакомых. Спустя время перешла на Sony SLT-A65, а затем на Sony SLT-A77. После школы поступила в художественный институт на факультет графического дизайна (МХПИ), где меня пригласили работать в PR-отдел в качестве фотографа для вузовского журнала. В этот период я купила сразу две камеры SLT-A99 и полностью погрузилась в творческую атмосферу фотографии. В процессе работы получила огромный опыт в репортажной съемке: фотографировала банкеты в Кремле, Олимпиаду в Сочи, Mercedes-Benz Fashion Week, Volvo Fashion Week, конкурс красоты «Мисс Москва», шоу «Бронебот» в Олимпийском и много других интересных мероприятий. Параллельно проводила постановочные студийные съемки, фотографировала лавстори для влюбленных и свадебные торжества. Потом поступила в магистратуру, но за год до окончания обучения поняла, что в моей жизни больше нет места для дизайна и, забрав документы, ушла из института. С того времени я посвящаю себя только фотографии, это стало частью моей жизни!

 

До этого был опыт в области свадебной фотографии?

Не могу сказать, что работать в свадебной сфере было моей целью, просто так сошлись звезды... Получилось, что по мере развития я приобрела опыт практически во всех жанрах, но именно в свадебной фотографии смогла проявить себя сразу во всем! Все шло по нарастающей. Однажды со мной связалась пара, мы организовали съемку лавстори, на тот момент привычную для меня, а позже они пригласили снять их свадьбу... Затем начали обращаться другие пары. После нескольких подобных съемок я поняла, что, занимаясь свадебной фотографией, я как будто работаю сразу во всех жанрах одновременно, и меня это очень зацепило. В каждую съемку я вкладываю не только время, силы и опыт, но и частичку себя. Со многими ребятами мы стали настоящими друзьями и общаемся до сих пор. Я успеваю близко узнать их родных и друзей, узнать историю каждой пары: кто как познакомился, кто чем увлекается, у кого какие интересы. Именно это для меня стало главным - живое, настоящее общение, чего в других жанрах фотографии я не нашла.

 

Какими навыками должен обладать фотограф, чтобы успешно снимать свадьбы?

Свадебную фотографию я считаю одной из самых агрессивных и сложных, она включает в себя множество других жанров. Чтобы заниматься ею, нужно иметь большой опыт сразу в нескольких видах съемки и обладать многими навыками. Уметь красиво разложить натюрморт и в тоже время круто снять, например, архитектуру, чтобы показать место, где проходит торжество. Снимать как постановочные, так и репортажные кадры. Быть всегда в самом центре событий и при этом оставаться невидимкой. Помимо этого, ты должен уметь правильно и быстро доносить мысли до клиента в момент съемки, видеть нужный кадр в условиях постоянно меняющейся обстановки, и главное - успевать вовремя зафиксировать происходящее.

Как вы считаете, когда вы стали профессиональным фотографом, в какой момент произошел перелом?

Конечно, невозможно проснуться однажды утром и осознать: «Да, сегодня я стал профессионалом». Это ощущение растет постепенно, вместе с опытом и новыми навыками. Но также невозможно стать профессионалом раз и навсегда, этот процесс динамичный, и звание нужно поддерживать постоянно: стремиться к росту, развитию и совершенствованию. Однако я хорошо помню тот день, когда завела себе ежедневник и стала записывать туда все свои планы. Съемок стало настолько много, что удержать все в голове становилось невозможным. Были даже случаи, когда пара за год бронировала конкретную дату. В тот момент я поймала себя на мысли, что это новая ступенька в моей жизни.

Свой стиль определяет так: «Гармония стильной постановки и эмоционального репортажа»

Как вы можете описать свой стиль?

Мои снимки, определенно, нельзя назвать миленькими или воздушными. Я так просто не могу снимать. Но они однозначно динамичные, эмоциональные, живые и стильные. Всегда с очень глубокими, темными, иногда даже черными цветами, что достаточно нестандартно для свадебной фотографии. В целом я бы определила свой стиль, как гармонию стильной постановки и эмоционального репортажа.

 

Вы сами обрабатываете изображения после съемки?

Все этапы, от идеи до реализации, я провожу сама и считаю, что передача части задач другим людям убивает творчество. На мой взгляд, такой подход превращает все в рутину или, как бы грубо это ни звучало, в конвейер. Когда я снимаю, то уже знаю, будет ли кадр черно-белым или цветным, знаю, на чем именно хочу поставить акцент, как отретушировать и что показать на снимке. Другой человек может просто не понять этого, поэтому, я думаю, что только автор способен максимально передать магию фотографии, вкладывая частичку себя в каждый кадр. 

 

Вы знакомы с аналоговой фотографией? 

Я никогда не снимала на пленку, все-таки считаю себя человеком новой эпохи, и мне ближе цифровые технологии. Но в будущем я обязательно познакомлюсь с аналоговой фотографией, чтобы понять и почувствовать, как это было раньше. Но применять пленку в своей профессиональной деятельности точно не буду.

 

Как вы можете описать понятие «хорошая фотография»?

Хороший кадр для меня тот, который способен задержать на себе взгляд. Особенно сейчас, когда интернет так перенасыщен фотографиями. В день ты просматриваешь десятки и сотни снимков. Пускай фото выполнено с нарушением композиционных правил, нерезкое и неправильное, но его точно можно назвать хорошим, если оно привлечет внимание зрителя.

Возникало желание бросить фотографию?

У каждого творческого человека есть периоды, когда пропадает вдохновение. В подобные моменты я оставляю коммерческую фотографию и посвящаю себя творчеству. Таким образом, у меня никогда даже мысли не было бросить снимать. Главное - найти нужный баланс между работой и «съемками для души».

«Для меня фотография как машина времени»

Что вас удерживает в фотографии?

Для меня фотография – это машина времени. Можно смотреть на снимки и перемещаться в прошлое, в другой период жизни, вспоминать людей, места, возможно, даже запахи того мгновения. Фотография стала частью моего жизненного восприятия, познакомила с интереснейшими людьми, научила меня видеть по-другому и открыла потребность делиться этой красотой с другими.

 

Какое самое значительное достижение в профессии?

Если ты начинаешь восхищаться своими работами и достижениями, то останавливаешься в развитии. Нужно относиться к своим снимкам с критикой, всегда искать то, что можно было сделать лучше. Только тогда ты будешь развиваться! Поэтому какие-то конкретные события в моем творчестве я не хочу выделять. Нужно смотреть только в будущее и развивать свой потенциал.

 

О чем вы больше всего сожалеете в профессии?

Наверное, я сожалею и в то же время горжусь тем, что не ходила ни в фотошколы, ни на мастер-классы, ни на курсы, а всему училась сама. Сейчас и техника, и информация стали более доступными. За короткий срок можно научиться неплохо снимать. В то время, когда я начала интересоваться фотографией, приходилось читать книги и статьи, выписывать термины и набираться опыта путем проб и ошибок. Конечно, такой путь сложнее и дольше, но гораздо интереснее.

 

Ваша профессиональная мечта, цель?

Прозвучит странно, но конкретной мечты у меня нет... Можно считать, что цель уже достигнута. Я занимаюсь любимым делом, тем, что мне по-настоящему нравится, постоянно общаюсь с креативными и творческими людьми, посещаю интересные съемочные площадки. О чем можно еще мечтать?! (смеется). К слову, я не стремлюсь за количеством свадеб, как это делают некоторые фотографы. Для меня приоритетным является качество, поэтому беру ограниченное количество пар в год. Благодаря этому у меня появляется возможность гораздо больше времени уделять пост-продакшну и глубже изучать концепцию каждой свадьбы.

 

Какие имена в фотографии, кинематографе, живописи, являются для вас знаковыми?

Наверное, для многих окажутся необычными мои предпочтения, но признаюсь, меня вдохновляют хорошие сериалы и кино. Когда смотрю фильм, то уже на автомате анализирую цветовые решения и съемочные ракурсы. Из недавно просмотренного могу отметить «Острые козырьки»/«Peaky blinders». Сериал очень атмосферный, меня восхищает то, как он снят: необычное освещение, можно сказать, в стиле нуар, много красивых постановочных кадров и особое внимание к деталям. В другом сериале «Во все тяжкие»/«Breaking Bad» мне очень близко, что оператор предпочитает снимать в полумраке. С точки зрения полной палитры, картинка получается темная, это дает кадру контраст. Также часто используются широкие общие планы и необычные ракурсы. Ещё один интересный прием, характерный для этого сериала, заключается в том, что крупный объект помещается на передний план, а сюжетно важный - на задний. Что касается фотографии, то мне нравится стилистика Александра Родченко, особенно его работы с резким освещением, он постоянно использует ритм света и тени, создавая очень динамичные кадры. Также следует сказать про Филиппа Халсмана/Philippe Halsman, который является родоначальником сюрреализма в фотографии. В его время не было «Фотошопа», и я даже не могу представить, сколько усилий ему потребовалось, чтобы сделать одну фотоработу «Dali Atomicus»! А серия «Прыжок» стала классикой. Также меня вдохновляет стрит-фотография, и я советую посмотреть работы таких мастеров, как Марджи Ланг/Marji Lang, Густаво Минас/Gustavo Minas и Эд Петерс/Ed Peters.

У вас есть ученики?

Пожалуй, нет, но мне часто пишут люди, спрашивая, как я добиваюсь такой необычной тональности на снимках. Мастер-классы пока в проекте. У меня много идей, но их реализацию я наметила на потом.

Совет начинающим: «Забудьте про ''не хочу''!»

Какие советы можете дать начинающим фотографам, чтобы они смогли достичь известности?

Ежедневно придерживаться графика и выполнять свою работу, особенно когда не чувствуешь необходимость этого в данный момент. Непрерывно тренироваться, учиться и постоянно выходить из зоны комфорта - только так можно вырасти профессионально! Нужно забыть про «не хочу»! Именно такая способность и требуется, чтобы преуспевать в делах – умение активировать работоспособность в тот момент, когда меньше всего хочется трудиться.

 

Почему сейчас приходят в фотографию?

С развитием социальных сетей возрос интерес к фотографии, плюс доступность техники и информации – все это привело к тому, что рынок просто перенасыщен. Кто-то ищет в фотографии заработок, кто-то самовыражение. На мой взгляд, подобная ситуация только на пользу. Возникает полноценная конкуренция, и фотографам приходится развиваться, совершенствоваться, постоянно выходить из зоны комфорта. Лично я не ощущаю какого-то давления со стороны, у каждого фотографа есть свой клиент и зритель. 

 

* * *

Виктория Куприна перфекционист и прагматик. Она не строит наполеоновских планов, но старается исключительно качественно выполнять тот объем работы, который определила для себя. Такой подход чрезвычайно подкупает, и результат налицо - съемки расписаны на год вперед. В ее фотографии удивительным образом уживаются эмоциональность и педантизм. Композиция, свет, детали изображения, эмоции - выверенные и бескомпромиссные. Каждая работа представляет собой завершенное решение — точку, и не допускает вмешательства. Ни дать, ни взять... Как следствие, все творчество Виктории Куприной отличается целостностью. Она уверенно смотрит в будущее и знает, чего хочет достичь.

поделиться
подписаться на обновления