Статьи
Sony в соцсетях

Классические
объективы
для цифровых
камер Sony

Введение в тему и ограничения в использовании

Александр Бахтурин
Преподаватель отдела маркетинга, эксперт компании Sony

Художественность, достигаемая классической оптикой ручного фокуса, для современных объективов нередко оказывается недостижимой. А те объективы, которые по качеству приближаются к ним, многократно отличаются по цене и весу при равном размере кадра.

 

Плюсы

При производстве старых объективов зачастую использовали высококлассное оптическое стекло, которое в настоящее время доступно лишь для 3-4 топовых производителей. Старая оптика собиралась с хирургической тщательностью, сравнимой с ювелирным производством.

Многие старые объективы за долгие годы «утратили связь со своими камерами» и в современную цифровую эру превратились в семейные реликвии. Например, так произошло с оптикой Exakta, Kodak, Rollei.

Вторичный рынок наполнен «стеклом», в комиссионные магазины попадают как распродаваемые коллекции или собрания ушедших фотографов (продаются хозяевами и консультантами «среди своих»), так и сбрасываемые наследниками не разобранные остатки. Лучшее продаётся из рук в руки в коллекционерских и специализированных конференциях, а то и на международные аукционы уходит.

Старая оптика великолепно изучена, у неё громадный индекс цитирования, база сравнений в различных изданиях под различные задачи. Тем не менее, встречается множество статей графоманов и блогеров, которые не знают, что такое попало им в руки и в чём его преимущества.

Старые объективы просто адаптировать, они выпускались многими производителями. Правда, было много и халтуры. Старые приёмы выбора объектива - посчитать количество винтов в байонетных кольцах - работают и для адаптеров. Редкий адаптер дорог, как и сложный. Одновременно нещадно дорожают и набирающие популярность, например, интерадаптеры.

Минусы

Первым я должен назвать радиофобию - боязнь объективов, в производстве стеклосплава которых использовались радиоактивные легирующие соли. За 50 лет полураспад солей произошёл, агрессивность излучения минимальна. Однако присутствуют оптические последствия — т.н. чайный оттенок стекла, а также его неоднородность, которая возникла в результате частого изменения химического состава стекла. Иногда упоминают и об изменениях базовых оптических свойств - преломления такого стекла.

Просветления и чернения очень различны и очень важны. Поверхностное химическое просветление — физически очень нежное и... вкусное для грибка. Впрочем, испарённые и электростатические просветления, хотя и много прочнее, но также поедаются грибками с удовольствием. Только внедрённые физические покрытия недоступны для бактериальной и грибковой заразы.

Чернение может выцветать, выгорать и осыпаться или менять оттенок/цвет/равномерность. Результатом станет, как минимум, падение контраста при закрывании диафрагмы. Как максимум, нестойкость к паразитным засветкам.

Если старое просветление можно «перекрыть» новейшими защитными светофильтрами, то дефект чернения требует, как минимум, дорогой операции в виде нового нанесения.

Наличие у каждого старого объектива персональной истории, т.н. экземплярность. Например, грузовая машина при перевозке именно этого единственного объектива подпрыгнула на неровности дороги, и в результате оптическая схема пришла в уникальное положение. Конечно, это вовсе не значит, что все остальные объективы данного года выпуска - такие же, но упёртого фотографа, увы, не переубедить.

Желание сделать фотографию более доступной для масс постоянно двигало прогресс в сторону лучшей передачи данных между камерой и объективом. До наступления цифровой эпохи усовершенствования происходили в области механической связи. Однако, чем сложнее она, тем легче её нарушить, тем доступнее внутренние элементы объектива для внешних воздействий. К слову, именно по этой причине сегодня для «адаптируемых под цифру» объективов перестаёт быть критическим параметром вес, но на количество винтов в оправе и количество лепестков в диафрагме мы обращаем первостепенное значение.

Редкие объективы, как правило, коллекционные, хранились так, что сейчас их можно демонстрировать как образцы. А любое внедрение в классическую оптику требует последующей юстировки. В тоже время ремонт могут осуществлять лишь единичные уникальные специалисты. К тому же этот дорого и долго. Тем более когда и ремонтировать нечем! Поэтому покупка дешёвого объектива может обернуться долгими мучениями (поиск ремонтика), а затем превратиться в длительный процесс по его (объектива) продаже.

Многие сверхсветосильные объективы и суперпортретники именно сферичностью достигали потрясающего размытия заднего плана и внушающего художественный трепет отрыва объекта от фона. Цифровая матрица - абсолютно плоская, она не прощает заигрываний, невзирая на совершенные микролинзы над каждым пикселем. Низкое разрешение превращается в падение цветового и общего контраста, грязные цвета и световую кашу, гашение контраста границ (микроконтраста). Однако всегда найдётся очарованный любитель, который это назовёт «кремовым рисунком»!

Общее правило

Какой должен быть объектив ручного фокуса, чтобы хорошо работать на цифровых камерах? Во-первых, понятие «хорошо» у каждого будет своим, согласно собственным понятием «допустимого греха». Тем не менее общие правила все же существуют. Их можно «почувствовать» - репутация надёжных и любимых так просто не появляется. В то же время имеющий то, что ему нравится, будет отстаивать «суперность» своего объектива невзирая на факты так же, как тот, кто очень хочет подороже продать раритет.

Второе. Это не должен быть широкоугольник больше 24 мм, поскольку у объективов широкоугольнее 35 мм уже трудно найти достаточно плоскостные изображения.

Третье. Это будет объектив с лучшим возможным просветлением и чернением и с лучшей их сохранностью. Массово использовался редакциями газет и журналов? Возможно, это он.

Четвёртое. Это скорее всего объектив достаточно дорогой и сложный, но не предельной светосилы. И точно не зум. Исключения лишь подтверждают правило.

Пятое. Это объектив с плавающими (Floating) и корректирующими (CRC) оптическими элементами (теперь встречаются объективы с электронным управлением этими элементами!), с асферическими линзами в задних элементах и ахроматическими линзами в конструкции. Соотношение линз и элементов равно значению 5-7/6-8 и проч. Имеются скруглённые лепестки многоэлементной ирисовой диафрагмы, задний элемент Гауссового типа и вогнутая передняя линза.

Все это сигналы, работающие, с первого взгляда, как признаки сложной и достаточно совершенной оптической схемы. Именно эти технологии определяют плоскостность для лучей разных частей спектра на разных дистанциях фокусировки.

Заключение

Во втором материале (опубликован отдельно) я делаю подробный обзор классических объективов ручного фокуса. Все они были проверены мной или референсными людьми и выдерживают требуемые параметры изображения даже на современных матрицах. Ознакомиться с ним можно на моем ресурсе в сети Facebook, опубликован 25 марта 2019 года. Также прошу учитывать, что в этом материале пойдёт обобщение моего (и не только) опыта общения с многими объективами и это не означает, что у кого-то не может быть иного опыта и мнения.

Другие материалы Александра Бахтурина см. здесь.

 

Июль 2019

поделиться