Материалы
Sony в соцсетях

Когда едят снег, никто не снимает

Рассуждения о том, как технологии изменяют фотографа и мир вокруг него

Александр Доринов

Экшн-камеры доросли до кинематографа

Современная индустрия экшн-камер развивается космическими темпами. Еще пять-семь лет назад на рынке было доступно всего несколько вариантов подобных моделей в основном одного бренда, и отношение к ним было несерьезное. Качество изображения, функционал — все это находилось на примитивном уровне. Но с каждым новым поколением характеристики настойчиво росли, и в какой-то момент отношение к экшн-камерам кардинально изменилось. Более того, их оценили даже профессионалы киноиндустрии. Экшн-камеры стали использовать в съемках кинофильмов.

 

Я — не видеорегистратор

Некоторые практикуют съемку экшн-камерой как видеорегистратором. Она может стоять в автомобиле, на шлеме спортсмена иди висеть на груди туриста. Не могу сказать, что это искусство. Если человек «поливает» все, что происходит с ним, одной широкоугольной линзой, то я не уверен, что он будет потом монтировать этот футаж. Объем материала достигает нескольких часов, и он сразу же ложится жесткий диск и там... умирает. Его даже смотреть никто не будет. Я всегда снимаю целенаправленно, только то, что для меня важно. Я не «поливаю», как видеорегистратор.   

Без названия. Скейт-парк Quiksilver Boardriders, город Эрисейра, Португалия, 2017. Камера ILCE-7SM2, объектив SEL-50F14Z

Камерофоны потрясли мир

Параллельно с экшн-камерами развивалась индустрия мобильной фотографии — телефонов с камерой. Уже миллион раз обсуждалось, что камерофоны, а потом и смартфоны, совершили революцию. Они уничтожили сегмент недорогих компактных камер, серьезно изменили жизнь человека, жизнь всего общества, характер межличностных отношений, идеологию потребления и проч. Еще 10 лет назад приличной моделью был 2-мегапиксельный камерофон с ужасным качеством и ограниченными настройками, то сейчас это смартфоны, владельцы которых не стесняются предлагать свои работы для фотовыставок. Прежде никто себе даже не мог представить, что мы будем всерьез сравнивать качество полноценной фотокамеры и крохотного модуля в портативном компьютере — смартфоне.  

 

Социальные сети: скажи, что ты жив

Развитие индустрии смартфонов непосредственно связано с социальными сетями, которые возникли в середине 2000-х годов. Они диктуют людям очень жесткие правила поведения, что нужно моментально делиться снимками и выкладывать посты. Раньше мне казалось важным достижение хорошего качества, но сейчас качество уходит на второй план, потому, что все становится мобильным и быстротекущим. Тех, кто делает настоящее качество, становится все меньше и меньше. Люди все не стараются делать интересные кадры - только селфи. Смотришь ленту в социальной сети, и становится неинтересно, скучно. По сути, этот процесс похож на взаимное наблюдение. Ты подаешь сигнал, что ты есть, что ты существуешь (здесь и сейчас). «Друзья» этот сигнал считывают - видят твое лицо, и ты остаешься на плаву. Например, Instagram заявляет категорично: живи настоящим, живи здесь и сейчас. И нам приходится выкладывать огромный поток информации — Stories, которые исчезают на 24 часа. Уже не хочется делать шедевры, и мы только рассказываем миру, что живы. Подобный подход убивает творчество. Люди теряют мотивацию, чтобы искать новые сюжеты, новые визуальные решения.

«Лена Иванова». Город Эрисейра, Португалия, 2017. Камера ILCE-7SM2, объектив SEL-50F14Z.

Потолок для смартфона

Действительно камера мобильного телефона, а позже смартфона выдавила из нашей жизни мыльницы. Однако дальше для нее путь закрыт. В конструкцию смартфона невозможно включить полноразмерную матрицу и, например, 50-мм объектив. Физически они там просто не поместятся. А картинка, которая так прекрасно выглядит на экране смартфона, не будет производить такое же впечатление на выставке распечатанная в большом формате. Сразу станет заметно зерно и отсутствие деталей. Камера в мобильном устройстве никогда не сможет заменить профессиональные аппараты. Каким бы шикарным ни был смартфон, он остается... телефоном. Кроме того, сильно ограничен по разрешению и управлению. Наконец, при съемке можно просто неудачно закрыть объектив пальцем. Разве это фотокамера!

 

История про настоящую камеру

Компании-производители могут увеличить размер телефона, сделать двойные камеры, искусственно создать эффект боке, однако все эти попытки выглядят допотопно, на уровне 2004 года. В то время так снимали среднестатистические мыльницы. Все, что придумывается сейчас в смартфонах, давно уже сказано в компактах. К сожалению, понять, в чем преимущество камеры, могут только профессионалы. Возьмем, к примеру, камеру Sony Alpha 7S II. У нее есть картинка, изображение обладает узнаваемой текстурой. Мобильная фотография никогда не достигнет такого уровня. И те любители, которые хотят снимать фильмы и участвовать в выставках, должны отчетливо понимать, что для хорошей картинки нужна полноценная камера и... тяжелый труд. Чтобы получить реально крутой снимок, нужно быть или везучим, или хорошо образованным — подготовленным, с опытом. А эта история уже не про мобильный телефон.

«Sunny Surfer». Окрестности города Пенише, Португалия, 2017. Камера ILCE-7SM2, объектив SEL-70200G.

Фаст-фуд. Кушать и смотреть

Мобильная фотография — это быстро и легко, как фаст-фуд. Людям достаточно съесть бургер, чтобы получить удовольствие от еды. Так и мобильная фотография — она расслабляет. В этом и заключается принципиальная разница между профессионалом и (слабым) любителем. Формат определяет внутреннее состояние, настроение во время съемки. Человек, который приобрел смартфон, вряд ли будет на этапе пост-обработки красить кадры. Или докупать оптику за 40 тыс. рублей. Поэтому мобильная фотография никогда не заменит профессиональные камеры. На телефон я могу снять Stories, потратив секунды. Но если мне нужны кадры, то беру фотокамеру. А это уже часы работы.

 

Для репортажа все средства хороши

Самая лучшая камера та, которая всегда с тобой. Для спонтанной съемки важных событий, природных явлений и проч. Можно использовать любую технику. В формате репортажа качество отходит на второй план. Спорить с этим бессмысленно. Но если говорить про искусство, про художественные истории, то тут все по-другому. Хотя некоторые операторы снимают фильмы на смартфоны, но они ставят через адаптеры габаритную оптику, используют специальные программы для обработки, и результат они достигается большим трудом. Вопрос — зачем эти ухищрения?

Без названия. Из серии «Russian skaters in California». США, 2017. Камера ILCE-7SM2, объектив SEL-1635Z.

Есть ли смысл в пленке?

Если говорить про любителей, то для них достаточно телефона. Пленки и проявки им не понять, потому что аналоговая фотография... не катит. Ведь можно достать телефон и нажать одну кнопку. Зачем усложнять этот процесс? Французский оператор Жером Танон/Jerome Tanon, который снимает экстремальные виды спорта на пленку, в свое время сказал, что «снимать на пленку сегодня глупо, это сомнительное занятие, поскольку ты не можешь оценить результат». Конечно, в его словах присутствует ирония, ведь сам оператор — фанат пленки, ему нравится процесс, нравится проявлять. Однако даже он признает, что эти технологии в современном мире потеряли смысл. Прежде всего, разница в скорости. Но пленка дает настоящую живую картинку, и это актуально, например, для портретной съемки. Для других жанров это неактуально и дорого.

 

Атмосферные технологии

Камеры для моментальной (аналоговой) фотографии - формат для вечеринок. О качестве здесь речь не идет. Зато прикольно смотреть, как проявляется изображение, прикольно потом подарить такой отпечаток. Хотя можно и на телефон сфотографировать и выложить в сеть. Но человек так устроен, что ему важна сложность действий. Например, если я поставил музыку с айпода, то никакого удивления у моих друзей это не вызовет. А вот если я проигрываю виниловую пластинку на классической вертушке, то у всех это вызывает уважение, и все слушают. Так и аналоговая фотография, она больше складывается как ценность процесса, который рождает атмосферу. Если делаю снимок на телефон, то цена его минимальна. Выложу — мне поставят лайки. Или не поставят. Вот и весь результат. А когда я фотографирую на пленку, понимаю, что ролик имеет ограниченное количество кадров, что каждый кадр стоит денег, пускай и небольших, и я начинаю стараться, над каждым снимком идет работа, и в этом вся прелесть. Аналог заставлять думать над тем, что ты хочешь снять. И очень круто, когда фотограф к цифровой фотографии относится как пленочной.

Без названия. Из серии «Russian skaters in California». США, 2017. Камера ILCE-7SM2, объектив SEL-P28135G.

Когда наступает день без камеры

Каждый день я не беру с собой камеру. Например, если иду по делам, то в кармане только смартфон. Когда бывает настроение, беру камеры и иду в лес фотографировать собаку. Если я еду кататься, то беру камеру, даже если это нерабочая история. Но если это Power Day, то я только катаюсь, напрочь забывая про камеру. В этот день действует категоричное правило фрирайдеров - «No friends on Powder Day». «Павдер дэй» – это день, когда после хорошего снегопада на склонах создаются шикарные условия для катания - «как павдер/powder», или пухляк. В этот день все будут только кататься, потому что главная цель — «сожрать» как можно больше этого снега. Потому что если ты будешь останавливаться, то не получишь удовольствия. Но в этом случае помогает смартфон. 

 

Субъективное заключение

Каждому фотографу или видеографу следует здраво оценить степень своего профессионализма и выбрать правильный инструмент. Если вам достаточно мобильного устройства в кармане, и вы смотрите картинки на мониторе смартфона или планшета дисплея, то значит, это ваш выбор. Если вы хотите большего — хорошей качественной картинки, то стоит задуматься о покупке профессиональной камеры.

Без названия. Из серии «Russian skaters in California». США, 2017. Камера ILCE-7SM2, объектив SEL-1635Z.

поделиться