Материалы
Sony в соцсетях

Ночной режим фотографа

Павел Ванифатов

Так сложилось, что я люблю фотографировать в вечернее и ночное время, когда ночь окрашивает мир вокруг нас в свои магические цвета, и привычные сюжеты наполняются иным, невидимым днем смыслом. В этой статье хочу поделиться своим опытом – из чего складывается ночная съемка.

 

Сюжет вашего будущего снимка

Первое, с чего, в принципе, начинается любое нажатие на кнопку спуска, это сюжет. В ночной съемке, как и в любой другой, есть два варианта сюжетов – спонтанный (как, например, заглавный снимок к этому материалу; он был сделан на ходу из люка автомобиля) и заранее продуманный. Поговорим о продуманных.

Итак, неважно, перемещаетесь вы по родным просторам, оказались в другом городе в командировке или смотрите чужие фотографии перед путешествием в далекие страны. Если вы хотите получить красивый ночной снимок, то анализируйте и представляйте, как будут выглядеть эти места после захода солнца. Какие элементы выделить, а какие, наоборот, скрыть (ведь ночь - прекрасное время суток, которое позволяет как скрывать недостатки, так и подчеркивать достоинства), какое оборудование может вам понадобиться, и какие настройки будут оптимальными.

«Остров Одайба, Токио»

ILCE-7RM2, SEL-1635Z, 1/100 c, f/4, f=16 мм, ISO 100

Если время от времени задумываться об этом, то у вас всегда будет наготове несколько интересных сюжетов. А если ночной съемкой заниматься постоянно, то выработается хорошая привычка предвидеть удачный кадр.

Отдельный совет начинающим путешественникам. Перед поездкой обязательно изучите через Google Earth снимки мест, которые вы планируете посетить. Подумайте, что из увиденного вам хотелось бы сфотографировать. Это важно, чтобы потом, вернувшись домой, избежать разочарований. Представьте, что, преодолев обратный путь в 10 тыс. км, вы случайно узнаете, что за тем поворотом, до которого вы тогда не дошли пары сотен метров, открывался совершенно потрясающий вид. Планируйте заранее свои съемки.

 

В какое время лучше снимать

Самые красивые и эмоциональные сюжеты появляются в те моменты, когда небо меняет цвет - закат, постзакатный свет и заря перед рассветом. Но на месте лучше быть минут за 30-40 до намеченной съемки, чтобы еще раз оценить композицию. А может быть, даже успеть выбрать другое место. Или, как это бывает в местах повышенного скопления фотографов, занять самое удачное место.

Но и в глубокую полночь у неба есть свой цвет. Цвет звезд, цвет отраженных огней больших городов, цвет бесконечной глубины космоса. Так что время съемки зависит от сюжета.

Если, например, нужен снимок, расчерченный полосками огней автомобилей, учитывайте дорожный трафик. Вряд ли вы встретите много авто на улице в два часа ночи. Учитывайте время включения-выключения уличного освещения и архитектурной подсветки. Анализируйте мир, который вас окружает.

«Первый снег»

ILCE-7RM2, SEL-50F14Z, 1/20 c, f/1.4, f=50 мм, ISO 250

Сколько времени тратить на съемку?

Нужно понимать, что если вы отправляетесь на ночную съемку, то это совсем не означает, что вам не нужно спать. Наоборот, следует четко распланировать график фотосъемки, наметить объекты, которые вы планируете посетить, примерное время, которое готовы потратить на съемку и на дорогу. И все ради того, чтобы успеть затем выспаться. По своему опыту, могу сказать, что плодотворная работа ночью длится не более двух-трех часов. А полностью продуманная съемка может занять даже несколько минут.

Выматывать себя ночными бдениями не стоит. Конечно, если вы планируете спать на следующий день до обеда, то можете спокойно гулять по ночным улицам или сидеть на берегу речки хоть всю ночь, дожидаясь первых лучшей восходящего солнца. Но за это удовольствие придется пожертвовать несколькими часами следующего дня, потратив их на сон. Помните об этом и не увлекайтесь.

 

Что придает выразительность вечерне-ночному снимку?

Туман, дождь, снег — все это можно рассматривать как хороший повод для того, чтобы выйти на ночную съемку. Просто держите в голове пару сюжетов, и, когда наступит подходящая погода, работайте. Это может быть что угодно. Например, туман, накрывший город, который оставил на виду только самые высокие точки.

«Город, спрятанный в тумане»

ILCE-7RM2, SEL-50F14Z, 1/20 c, f/1.4, f=50 мм, ISO 250

Я обязательно смотрю на состояние природы. Изучаю небо, ищу на нем фактуру. Определяю, насколько красивы облака и прозрачен воздух, как небо освещается. Конечно, приморская погода имеет свою специфику, и я ее достаточно изучил, правда, не все было гладко.

Кстати, эту фотографию майского дождя я задумал еще в октябре. Идея заключалась в том, чтобы показать отражение фонарей на поверхности мокрого асфальта во время весеннего ливня, подарившего красоту совершенно обыденной улице. Понял, что из-за особого рельефа местности здесь будут очень выразительные блики. Наметил точку, где лучше встать, что включить в кадр, и ждал весеннего ливня, чтобы получить задуманный результат.

«Майский дождь»

ILCE-7, SEL-55F18Z, 1/60 c, f/1.8, f=55 мм, ISO 1600

Например, чтобы сделать этот снимок, мне пришлось приезжать на точку пять раз. В результате съемка растянулась на два года. Причина в том, что я выбрал удаленное место, до которого около 30 км на автомобиле. И еще от парковки надо идти около трех километров пешком. Несколько раз, когда я добирался, либо туман опускался, либо появлялась неподходящая облачность. Но, наконец, мое терпение и настойчивость были вознаграждены.

«Набережная Дальневосточного Университета»

Работа над этим снимком продолжалась два года!

ILCE-7R, SEL-1635Z, 1/100 c, f/4, f=16 мм, ISO 100

Мобильное приложение обеспечит точными данными

Фотографу следует обязательно установить на мобильное устройство специализированное приложение для определения времени восхода, заката и оптимальных периодов в сутках для съемок - «golden hours». Для этой цели можно использовать Sun Locator. Приложение покажет, где происходит восход и закат, где находятся Солнце и Луна в определенное (выбранное фотографом) время суток. Приложения Photographer’s Ephemeris и Exsate Golden Hour обладают аналогичным функционалом.

 

Как избежать ненужных знакомств в ночное время?

Перед тем, как приступить к ночной съемке, нужно тщательно продумать не только сюжеты, но и обеспечение своей безопасности. После захода солнца в каменных джунглях часто бывает не до романтики. Чтобы максимально оградить себя от нежелательных контактов с маргиналами, гопниками и прочими любителями легкой наживы, посоветую следующее.

Конечно, самый лучший способ обезопасить себя – вообще не фотографировать ночью. Это стопроцентная гарантия. Но если любовь к искусству сильнее вашего инстинкта самосохранения, советую, по крайней мере, не фотографировать в одиночку.

Если вам повезет найти человека, который будет недосыпать с вами ради красивых фотографий, это прекрасно. Вы можете пригласить даже друга-фотографа. Главное, чтобы потом между вами не было разногласий из-за одинаковых снимков.

Крупная собака, прошедшая курс защитно-караульной службы, тоже хороший спутник. Молчаливый передвижной капкан рядом с вами – внушительный сдерживающий фактор. Так что, может быть, увлечение вечерне-ночной фотографией станет поводом завести себе четвероногого друга. Но выбирайте такую собаку (породу), которая действительно сможет вас защитить, которая обладает здоровой психикой и не склонна к случайной агрессии. Например, немецкий дог или овчарка. Но вам с питомцем обязательно нужно будет пройти обучение у грамотного кинолога.

При съемке в глухих местах города оптимально использовать автомобиль. Я настоятельно не рекомендую стоять с камерой на улице в течение 15-20 минут, разбираясь в настройках. Не стоит рисковать. Прибыв на место, вы должны еще в машине выставить на камере все необходимые параметры. Даже штатив лучше разложить заранее.

В идеале съемка одного сюжета должна занимать не более 2-3 минут. Завершив все приготовления в машине, вы выходите, устанавливаете штатив, камеру, визируете кадр и нажимаете на спуск. После этого сразу возвращаетесь в машину. Здесь ситуация как с хищниками в лесу – неподвижные объекты привлекают меньше внимания.

 

На случай конфликта

Если нежелательный контакт все-таки состоялся, не бойтесь. Страх парализует. Будьте спокойны, уверены в себе, доброжелательны. Лучше мягким разговором уклониться от конфликта, чем, участвуя в нем, разбить в драке камеру и оптику.

Даже если вы не курите, рекомендую положить в карман пачку сигарет и зажигалку.

Неплохо, если у вас в руках на вечернем променаде будет массивный алюминиевый монопод.

Не нарывайтесь, если не уверены, что сможете подтвердить свои грубые слова суровыми действиями. Возможно, стоит уделить несколько вечеров посещению секции бокса в ближайшем спортивном клубе, где вам поставят пару ударов.

«Августовский закат в Бухте миноносцев»

ILCE-7R, SEL-2470Z, 1/60 c, f/6.3, f=24 мм, ISO 250

Носите с собой мощный светодиодный фонарь. Сейчас есть большой выбор качественных и прочных тактических фонарей. Не стоит экономить. Купите фирменный фонарь. Он и прослужит долго, и не подведет в самый ответственный момент. Поверьте, фонарь - незаменимый инструмент для ночной съемки. Это и ваша световая кисть, и освещение на темных улицах, и орудие самообороны. Им можно безопасно ослепить противника, чтобы выиграть несколько секунд на отступление и тем самым избежать физического контакта.

Если конфликта все-таки не удалось избежать, бейте первыми и оперативно покидайте эту коварную локацию.

Не расслабляйтесь во время ночных съемок. Неважно, где вы снимаете, в спальном районе отечественного города или на центральной площади европейской столицы. Криминал есть везде. Берегите себя и технику.

 

Про штативы

Штативов должно быть несколько. Когда-то я услышал фразу, что штативы бывают двух типов - хорошие и легкие. Например, у меня три основных штатива. Карбоновый - для путешествий пешком (малый). Алюминиевый - для поездок и работы в помещениях (средний). И массивный, весом более 7 кг, – для работы в ветреную погоду и/или с тяжелыми телеобъективами (старшая модель). Иногда использую мощный зажим с шаровой головкой – удобное решение для компактных камер. Так можно закрепить камеру на перилах моста или на спинке скамейки.

 

Когда фотосумка превращается в штатив

Бывают ситуации, когда пользоваться штативом запрещено. Например, в то время как я фотографировал с видовой площадки, расположенной под Радужным мостом в Токио, охрана предупредила, что использовать штатив нельзя, из-за соображений безопасности велосипедистов. Но у меня с собой была мягкая фотосумка, и я сделал из нее мини-штатив, что-то вроде bean bag. Сумка эффективно гасила вибрации моста, которые создавал проезжавший по нему автотранспорт.

«Вид на Токио из-под Радужного моста»

Этот снимок сделан с помощью фотосумки, которая эффективно заменила штатив

ILCE-7R, SEL-70200G, 3,2 c, f/8, f=70 мм, ISO 250

Также с использованием фотосумки я снимал панораму ночного города из окон небоскреба. Кстати, чтобы убрать паразитную засветку от отражения в стекле во время такой съемки, можно использовать дождевик, входящий в комплект практически всех фотосумок и рюкзаков. Дождевик нужно обернуть вокруг объектива, прижатого к стеклу. Другой вариант - резиновая бленда. Просто прижмите ее к стеклу.

«Мегаполис»

Съемка через стекло окна

ILCE-7R, SEL-1635Z, 13 c, f/8, f=16 мм, ISO 320

Работа с помощью «световой кисти»

Бывает, что объект, который вы хотите выделить на снимке, недостаточно освещен. В таком случае можно использовать «световую кисть». Для этого вам понадобится следующее оборудование.

Светодиодный фонарь с регулировкой мощности. Если возьмете модель без такой возможности, то регулировать интенсивность светового потока можно рукой. Штатив — поскольку всегда приходится работать на длинной выдержке. А также немного терпения и практики...

Теперь просто прорисовывайте светом фонаря поверхность объекта. Работайте плавными движениями, не задерживая подолгу пучок света в одной точке. Этот снимок сделан именно в технике «световой кисти».

«Старая усадьба»

ILCE-7RM2, SEL-1635Z, 1/100 c, f/4, f=16 мм, ISO 100

Специфика постобработки

Во время съемки я очень внимательно слежу за тем, какой баланс белого выставлен. Обычно в кадре, сделанном в городе, присутствует много источников освещения с различной длиной волны. К сожалению, есть места, где культура уличного освещения пока хромает. Особенно это заметно, когда одно здание освещено лампами с разной цветовой температурой. В подобных случаях выполняется дополнительная постобработка. В качестве примера приведу два снимка - до и после обработки. Ну и как в любой постобработке главное – не переусердствовать. Слишком кричащие, неестественные цвета испортят любой снимок.

Без названия

ILCA-99M2, SAL-1635Z2 (через адаптер LA-EA2), 8 c, f/8, f=16 мм, ISO 100

Заключение

Всем любителям съемки в темное время суток компания Sony сделала подарок. Она установила в своих последних камерах 5-осевой матричный стабилизатор изображения. С недавних пор я нередко штатив не достаю, потому что могу спокойно снимать широкоугольным объективом с рук с выдержкой до 0,5 с.

Широкого динамического диапазона матриц обычно вполне хватает, чтобы передать все оттенки ночи – от ярких уличных фонарей до синевы ночного неба.

Будьте готовы видеть прекрасное после захода солнца. Изучайте границы возможностей своей техники, и не позволяйте красоте застать себя врасплох.

"Ночное дыхание большого города"

ILCE-7R, SAL-16F28 (через адаптер), 3,2 c, f/9, f=16 мм, ISO 160

Alpha-советы:

1_Установите на смартфоне приложение Exsate Golden Hour, чтобы знать точно, когда восход и закат.

2_В ночное время не снимайте в одиночку и по возможности перемещайтесь на автомобиле, чтобы минимизировать потенциальные неприятности, связанные с уличной преступностью.

3_Изучайте рабочие инструменты. Умение выполнить моментальную настройку параметров камеры и объектива подарит вам немало красивых снимков.
4_Снимайте со штативом или без штатива, но с использованием фотосумки.

5_Чтобы снимать через стекло, возьмите резиновую бленду - прижмите ее к стеклу. Другой вариант — используйте чехол от фотосумки/рюкзака.

6. Обязательно носите с собой мощный светодиодный фонарь.

 

Примечания:

1_Google Earth — «Гугл Планета Земля», проект компании Google, связанный с размещением изображений земной поверхности.

2_«Golden hours» - «Золотые часы», определенное время суток с самым лучшим освещением для проведения фотосъемки.

3_Sun Locator - «Сан Лоукейте», мобильное приложение для определения положения Солнца и Луны и их движения по небосклону в течение дня

4_Exsate Golden Hour - «Иксейт Голден Ауэ», мобильное приложение для определения оптимальных условий для пейзажной фотосъемки.

5_Bean bag - «Бин бэг», небольшой тканевый мешок с наполнителем, который обеспечивает фотографу стабильную опору во время съемки с длительной выдержкой.

6_«Photographer’s Ephemeris» - «Фотограферз Эфемерис», мобильное приложение, которое помогает планировать пейзажную фотосъемку.

поделиться