Материалы
Sony в соцсетях

Павел Ждан

Интервью

Павел Ждан

Павел Ждан стал свадебным фотографом, которого портал Wedding Pro и проект «Sony Alpha Профессионал» отобрали для вступления в «Сообщество профессиональных фотографов». Напомним, что проект журнала Prophotos.ru - каталог профессионалов свадебной фотографии WeddingPro, стартовавший в конце лета 2016 года, поддерживается компанией Sony.

Что послужило отправной точкой для занятий фотографией?

Мой путь в фотографию довольно необычный. Впервые взял в руки дедушкин «ФЭД» еще в школе. Окончил Академию водного транспорта. Ходил в плавания. У меня была скромная цифровая мыльница, на которую я снимал понравившиеся сюжеты. Спустя шесть лет решил найти работу на берегу. Устроился работать на стекольный завод стекловаром. К слову, не путайте стекловара со стеклодувом - это разные специальности. Спустя полтора года взял в руки первую зеркалку. Начал снимать родителей, друзей. Неожиданно меня попросили поснимать семейные события, в том числе свадьбы. В одних случаях я соглашался, в других отказывался. Тогда у меня не было смелости позиционировать себя в качестве профессионального фотографа. Наконец, я стал ассистентом свадебного фотографа, отработал с ним целый сезон, однако самостоятельно свадьбы не снимал.

 

С чем было связано, что вы так долго не решались на самостоятельную свадебную съемку?

Нужно понимать, что свадьба для фотографа это прежде всего огромная ответственность, поскольку глобальная цель не заработать деньги, а оставить для людей грамотную визуальную память... В течение последующих шести месяцев я изучал, как свадебные фотографы готовятся к съемкам, общался на вебинарах с признанными авторитетами в этой области. И первую свадьбу взял только в 2013 году. Это была свадьба друга, как случается у многих фотографов. Результат всем понравился. А я спустя год понял, что это совсем не то, что нужно. Начал анализировать и... отошел от свадеб еще на полгода. Много смотрел англоязычных блогов о фотографии, особенно меня поразил стиль Питера Линдберга. Снимал только рекламу, фэшн, занимался фуд-фотографией. У меня были знакомые ювелиры, я приходил к ним и снимал бесплатно. Потом перешел на стрит-фотографию. Съездил в Таиланд, Индию, вернулся и понял, что хочу снимать свадьбы, но с упором на репортажную стилистику, а не на гламурную историю.

 

Судя по вашим словам, вы очень тщательно подходите к задачам. А когда, наконец, решили полностью посвятить себя фотографии?

Когда я работал на производстве и был загружен съемкой довольно плотно, то мог взять максимум две свадьбы в месяц. Это продолжалось в течение полутора лет. В конце концов, я понял, что так долго не выдержку, что моя работа мешает хобби. Надо было выбирать. Таким образом, я сформировал финансовую подушку безопасности и ушел с завода. Очень хорошо осознавал, что мне будет сложно, поскольку я нераскрученный фотограф, но выбор был сделан. 

Что привлекло вас в фотографии, и что сейчас удерживает?

Мне нравится фотография как искусство. Сейчас мало фотографов, которые ценят в ней эту составляющую. В большей степени сейчас это бизнес. Поясню. Фотография это средство самовыражения. Например, есть музыканты, которые не могут жить без музыки. А я не могу жить без фотографии. Она помогает мне расширять кругозор, благодаря фотографии у меня появляются новые знакомства. Я могу реализовывать свои идеи, снимать творческие проекты.

 

Были у вас моменты в жизни, когда хотелось бросить фотографию?

Именно бросить, совершенно отказаться — такого желания никогда не возникало. Однако, как у всех творческих людей, у меня случались кризисы, когда опускались руки. Однако рядом всегда находится муза - жена, которая не дает печали овладеть мною. Хлопок по плечу: «Хватит отчаиваться, вставай и иди вперед!».

Свой стиль определяет так: «Wedding fashion»

Как вы можете описать свой оригинальный стиль?

Я называю его «Wedding fashion», можно перевести, как «Свадебная мода», но скорее всего речь идет о «глянцевой, гламурной свадьбе». Мне нравится работать со светотеневым рисунком, при этом я использую только естественное освещение. Люблю прорисовывать черты лица и тела, чтобы получалось глянцевое и гламурное изображение.

 

Как происходит обработка изображений после съемки?

Мне помогают два ретушера, и каждую съемку мы делим на три части. Наше сотрудничество продолжается уже несколько лет, поэтому мои помощники знают, какой результат мне нужен. Я всем доволен.

У вас есть опыт в области аналоговой фотографии?

Как сказал в самом начале, в подростковом возрасте я снимал на дедушкин «ФЭД». И пленку использую до сих пор, в основном черно-белую. Она выступает в роли своеобразного тренажера, пленка заставляет думать быстрее. Пленка не терпит ошибок. На цифровую камеру можно легко сделать 10 кадров, совершенно не задумываясь о качестве результата. С пленкой так не получится. Более того, я сам обрабатываю пленку и сам печатаю.

 

Как вы можете описать понятие «хорошая фотография»?

Считаю, что понятия «плохой и хорошей фотографии» не бывает. Каждая фотография может найти своего зрителя, клиента и критика, которые увидят в ней свои плюсы или минусы. Если говорить о технических параметрах, но, к примеру, для одних зрителей нерезкость это брак, а для других определенное видение художника. Любая фотография хороша, так как она содержит момент жизни, а это самое главное.

Сейчас фотография в большей степени бизнес, а не искусство

Какие имена в фотографии, кинематографе, живописи являются для вас знаковыми?

Фотограф Питер Линдберг/Peter Lindbergh, кинорежиссер Стэнли Кубрик, художники Леонардо да Винчи и Ван Гог.

 

Какое ваше самое большое достижение в профессии, самая лучшая работа?

Я человек самокритичный и скромный. Какой-то любимой фотографии нет, но я поставил перед собой цель, чтобы от съемки к съемке улучшать результат. Кроме того, каждая работа для меня дорога тем, что в нее я вкладываю частичку себя. Достижением могу посчитать то, что я самостоятельно изучил фотографию и освоил постобработку. На текущий момент я отснял около 150 свадеб. Для свадебного фотографа это немного, и количество это не та цель, к которой я стремлюсь. Я действую от обратного, чтобы больше внимания и времени уделять каждой свадьбе, а также заниматься творческими проектами. Например, сейчас я заканчиваю художественную фотосерию, которая посвящена психологии человека. Это портреты людей разных профессий. Я старался показать каждого человека таким, какой он есть, через эмоции, через взгляд. Каждого я покрывал глиной и краской. Глина, подсыхая, трескалась, вслед за ней трескалась и краска — верхний слой. Так я реализовал визуальную метафору. Меняются эмоции человека, и, как следствие, происходит деформация красочного слоя.

Какая ваша профессиональная мечта, цель?

Хочу найти свой художественный стиль. Уже сейчас я прекрасно понимаю, что в 65 лет не буду снимать свадьбы и фэшн, а скорее всего уйду в камерную сферу. В связи с этим нарабатываю тот уникальный стиль, который сделает меня узнаваемым не только в области свадебной фотографии.

 

О чем вы больше всего сожалеете в профессии?

Что касается именно сожалений, думаю, их нет. Скорее некие скрытые страхи, которые периодически дают о себе знать. Например, в 2017 году я не закрыл до конца фоторюкзак, и в результате выпала и разбилась дорогая фототехника. С тех пор я всегда тщательно проверяю, что у меня с рюкзаком. Со стороны может показаться, что это мелочь, по поводу которой не стоит так переживать, но для меня это важный момент в работе.

Совет начинающим: «Учитесь выслушивать критику»

Есть такие фотографы, которые называют вас своими учителем, наставником?

В настоящее время я веду преподавательскую деятельность в омском филиале Санкт-Петербургской школы телевидения. Преподаю технику фотографии и пост-обработку изображений. Кроме того, во время рабочих съемок обучаю двух ассистентов. Пожалуй, это первый серьезный «призыв». Раньше у меня работали люди, которые ставили цель за мой счет сформировать портфолио и начать самостоятельную деятельность. К счастью, им не удалось до конца реализовать свои планы. Я хочу, чтобы ассистент был не просто работником, который получает бесплатные знания, а членом команды. Некоторые проекты требуют и двух, и трех фотографов. И тогда наступает звездный час ассистента.

 

Как вы считаете, зачем сейчас люди приходят в фотографию?

Фотография доступна каждому. И каждому первому доступны навороченные смартфоны, которые позволяют снимать контент приличного качества. Также в фотографии привлекают якобы легкие деньги. На практике оказывается, что работа фотографа — это тяжелый труд. Надо правильно сфотографировать и доступно преподнести заказчику результат; нужно находиться с ним в контакте, чтобы иметь обратную связь. Плюс анализ и работа над ошибками. Подавляющая часть фотографов выбирает самый легкий путь, требующий минимум усилий. С другой стороны, каждый клиент находит своего исполнителя. Так почему бы новичкам не дать возможность себя попробовать? Спустя годы из самых устремленных, и любящих свое дело вырастут профессионалы.

Какие советы можете дать начинающим фотографам?

Снимать, снимать и еще раз снимать. А также заниматься саморазвитием, собирать и анализировать качественную критику. Имею в виду спокойно воспринимать адекватную критику от профессионала и потенциального заказчика, а не от диванного тролля. Очень важно искать свой стиль. Он есть у каждого, просто необходимо приложить усилия. Но не все готовы заплатить требуемую цену за его поиск.

 

Заключение

Павел Ждан человек упорный. Его путь в фотографии - медленный и постепенный. Он работает, ошибается, сомневается, теряет обороты, но всегда продолжает двигаться вперед. Такому человеку можно только позавидовать. Однако его основная цель достижение не количественного результата, но качественного. Все силы он вкладывает в творческий рост. И результат очевиден. Фотографии интересно рассматривать. За счет сюжетной и технической выверенности они очень привлекательны. Это и есть настоящее искусство, которого в современном мире становится все меньше. И в этом заключается ценность фотографии.

 

Март 2018

поделиться