Материалы
Sony в соцсетях

Покажи мне свой цвет, и я скажу кто ты,

или В поисках авторского цвета

Сергей Гаврилов

Продолжаем тему применения цвета в изображении — фотография, кинематограф, видео, которую мы начали в этом материале. Конечно, цветовые решения используются в повседневной жизни гораздо шире — архитектура, интерьер, мебель, одежда, проч., но мы сосредоточимся только на некоторых визуальных искусствах, и в основном, что вполне очевидно, на фотографии.

В прошлом материале мы говорили об истории развития цветного изображения и завершили весьма смелым тезисом, что текущий 2017 год станет «годом ярких насыщенных цветов». Это - тренд, который каждый из фотографов (видеографов) вправе либо принимать, либо отвергать. Либо откладывать его рассмотрение (осознание) на потом.

В любой работе фотограф должен самостоятельно формировать цветовое решение.

Однако в каждой съемке фотографу следует сделать выбор относительно цветового решения. По сути, цветовое решение это не работа камеры или программы, но либо осознанный подбор цвета в кадре, либо поиск того, что предоставляет фотографу натура. Других вариантов нет. Или мы ищем то, что создано природой и людьми, с точки зрения сочетания цвета. Или создаем цветовые сочетания самостоятельно. Например, изначальный выбор цветового решения кадра можно произвести путем подбора одежды, аксессуаров, фона, макияжа и других элементов, входящих в композицию изображения. Все эти компоненты должны подчиняться продуманному (авторскому) цветовому решению.

При формировании цветовой схемы нельзя полагаться на автоматику камеры

Использование предустановок камеры, насыщенности, контраста и проч. способно лишь помочь раскрыть то или иное цветовое и тональное решение. Тот же автоматический баланс белого камеры и даже предустановки баланса белого не гарантируют, что цвета получатся такими, как их задумал фотограф.

Безусловно, техника сейчас довольно совершенна, и производители предлагают набор универсальных предустановок: насыщенные тона, приглушенные и проч. Это хорошо, но только для начинающего любителя, который осваивает фотокамеру и... искренне удивляется ее возможностям. Продвинутый любитель, который посматривает в сторону профессионалов, должен уже самостоятельно выбирать цвета, причем не в камере, но в процессе постобработки (снимаем, конечно, в формате RAW). Это и есть основная творческая идея.

При формировании цветового решения фотограф может брать те решения, которые созданы природой и людьми.

Популярный сервис Instagram. Благодаря одному нажатию, фотоизображение можно перенести в другую реальность. Именно возможность уйти от реальности (хотя бы в фотографии) и обусловила взрывной успех этого интернет-проекта. Таким образом, Instagram это явление скорее социальное, а не фотографическое.

Некоторые компании предлагают в своих фотокамерах предустановки, имитирующие цветовую тональность различных пленок. Опять происходит подмена понятий! С одной стороны, цифровые решения это не пленка, с другой, отсутствует самостоятельная работа фотографа как художника, как человека с особым видением окружающего мира.

В прошлые годы для получения особого эффекта (кросс-процесс, соляризация, изогелия, проч.) фотографам приходилось прикладывать усилия, фактически все делать своими руками. Сейчас подобных результатов можно добиться на компьютере в специальных программах. И это более правильный путь, нежели использование предустановок в камере. 

Instagram это явление скорее социальное, а не фотографическое

При этом следует заметить, что пленка изначально не обеспечивает реалистичное изображение, то есть в ней изначально заложена тенденциозность, которая обусловлена используемыми материалами и химическими процессами. И аналоговые фотографы не стремились избавиться от этой «неправильности». Они просто шли дальше и добивались тех эффектов, которые желали, которые наиболее полно раскрывали их творческий замысел.

Я предлагаю современным фотографам, использующим цифровые технологии, не просто забыть о цветовых предустановках в камерах. Советую хорошенько подумать о том цветовом тоне, который близок только им. Они должны представить зрителям авторский цвет. Буквально цвет своего «я». Безусловно, задача очень сложная для тех, кто всегда доверял свои цветовые эмоции автоматике.

Цвет в фотографии должен быть субъективен. 

Цветовое воспитание для фотографа это элементарная насмотренность. Нужно ходить на выставки и смотреть художественные работы известных живописцев. Сначала только смотреть, воспринимать работы целиком, впитывать в себя изображения. На следующем этапе нужно стараться понять, какие именно цвета используются, как сочетаются между собой, как автор сочетает различные цвета, какая смысловая роль отводится отдельным цветам, какую площадь в изображении занимает определенный цвет. Параллельно следует изучать окружающий мир. Научитесь видеть цвета и сочетания цветов.

В результате ваша галерейная насмотренность будет накладываться на повседневную жизнь и выльется именно в авторское цветовое видение. Конечно, это произойдет не сразу. Потребуется время. Но результат того стоит. Поверьте мне. 

 

Alpha-советы

1. Не использовать цветовые установки в камере

2. Изучать работы известных мастеров живописи

3. Cоздавать в процессе постобработки авторскую цветовую тональность

поделиться