Материалы
Sony в соцсетях

Профессиональный рост на конкурсной основе

Владимир Нескоромный
Главный редактор сайта alphapro.sony.ru

Быть или не быть?

Раньше было престижно участвовать в любом фотоконкурсе. Их было немного, результаты все ждали с нетерпением, итоги обсуждали долго. Сейчас фотоконкурс может организовать практически любой человек. Бизнес-модель довольно простая. Спонсоры, сайт для выгрузки фотографий, члены жюри, онлайн-голосование, награждение, пресс-релиз по итогам. Вот и все премудрости. У фотолюбителей разбегаются глаза. Где принять участие? Какой фотоконкурс достоин их участия? А может, в современном мире в это муже нет смысла? С такими вопросами я обратился к профессиональным фотографам Sony Alpha. Все категорично заявили, что в фотоконкурсах участвовать необходимо. «Для снимающего фотографа участие в конкурсе необходимо, - поясняет Татьяна Малышева. - Это прекрасная мотивация для развития и совершенствования. Это пинок не стоять на месте, не зацикливаться на одном жанре. Даже если вы никогда не выиграете, участие все равно сдвинет вас с места».

Любое участие в фотоконкурсе, даже неудачно, обеспечит фотографу профессиональный рост

Когда начинать?

Любой фотоконкурс предполагает оценку — выиграл или проиграл. И многие начинающие фотографы избегают участия только по той причине, что не уверены в своих силах и боятся поражения. Победить хотят все, но никому не хочется оставаться проигравшим. В подобном случае Алексей Арютов предлагает для начала стать членом какого-нибудь фотосообщества, чтобы выкладывать свои работы, получать оценки, комментарии и, таким образом, постепенно расти. «Я бы порекомендовал популярный «Фотосайт». Здесь многому можно поучиться у мастеров и достигнуть определенного уровня. Как стартовая площадка сайт идеален, а потом становится неинтересен». Когда придет понимание уровня своих работ, тогда имеет смысл подавать работы на конкурс. «Кому-то достаточно пары лет, кому-то нужно десять», - поясняет Татьяна Малышева. Леонид Круглов советует участвовать тогда, когда фотограф создал нечто уникальное - «Лично я поступаю именно так». Илья Сигачев говорит о приоритете желания, что можно принимать участие на любом этапе развития, поскольку существует масса конкурсов, ориентированных на фотографов самого различного уровня подготовки: «Поэтому опыт не имеет значения. Главное - желание». А вот Влад Шутов считает, что чем раньше фотограф начнет участвовать в фотоконкурсах, тем для него это лучше, поскольку «это выгодно с коммерческой точки зрения; если ты победитель, то можешь повышать цену на свои услуги».

Если фотограф побеждает в фотоконкурсах, он может гордо красоваться перед заказчиками и смело повышать цены на свои услуги.

Как выбрать фотоконкурс?

Выбор фотоконкурса это всегда проблема. По крайней мере, для любителей. Раньше у меня было, как, наверное, и у многих новичков, ложное представление, что каждый фотоконкурс представляет собой фундаментальное, академичное и непоколебимое предприятие. Когда увидел кухню изнутри, понял, что все это не совсем так. Фотоконкурсы проводят люди, члены жюри тоже живые люди, в связи с чем возникает субъективный фактор. Профессиональные фотографы Sony Alpha это прекрасно понимают, и поэтому дают конкретные советы.

Нужно обращать внимание на престижность фотоконкурса, на его серьезность, на уровень судейской бригады и на призовой фонд, который, кстати, немаловажен для любого фотографа. Также следует посмотреть работы из шорт-листа и победителей предыдущих лет и проанализировать качественный уровень. Изучить историю конкурса. У каждого есть своя специфика, неформальные предпочтения организаторов, стилистика, и это тоже важно понимать. Даже хорошая работа может не победить только по той причине, что не укладывается в некую абстрактную концепцию организаторов, о которой они нигде не пишут, но которая легко прослеживается по результатам их деятельности. Соответственно, конкурс в целом должен просто нравиться участнику. Наконец, нужно выбирать равноценных участников. Любителю не стоит соперничать с мировыми мэтрами. «Если вы считаете, что можете потягаться с самыми видными работами, - поясняет Илья Сигачев или может даже что вы лучше, то смело можно загружать работы. Дальше – спонсоры, призы это уже дополнение.

«Сегодня легко узнать, какой конкурс котируется, а какой создан в прошлом году, чтобы заработать денег, - поясняет Татьяна Малышева. - Есть множество статей с описанием всех ведущих фотоконкурсов. Выбирать надо те, что привязаны к брендам, фототехническим и медийным, или к давно процветающим фотосообществам».  

На платных конкурсах большой призовой фонд

Платить или не платить?

Человек по своей природе — жадное существо. И когда возникает вопрос оплаты участия в фотоконкурсе, это, с одной стороны останавливает, с другой, позволяет еще раз хорошенько подумать, а оно того стоит? В то же время существуют бесплатные фотоконкурсы. Какой привлекательнее?  

Алексей Арютов не видит особой разницы между платными и бесплатными фотоконкурсами, однако «как правило, на платных большой призовой фонд». Его поддерживает Илья Сигачев: «Плюс платных конкурсов в больших призовых фондах». Юрий Афанасьев говорит о том, что платность известного и престижного фотоконкурса свидетельствует о том, что его организаторы не сумели найти спонсоров, а за счет взносов участников они сумели пригласить опытных судей. «В этом случае участие в конкурсе целесообразно, поскольку у него будет высокий рейтинг».

Одновременно значимость малоизвестного конкурса, у которого участие платное или бесплатное за счет поддержки спонсоров, не совсем очевидна. Участие в нем даже без взноса означает бесполезную трату времени. «Платные — бесплатные не самый важный показатель, - добавляет Влад Шутов. - Вы потратите или не потратите деньги, получите медаль, однако статуса это никакого вам не даст». Похоже, что многие организаторы платных фотоконкурсов решили неплохо поживиться за счет человеческих слабостей, того же тщеславия, и это у них, к слову, у них неплохо получается, если такие фотоконкурсы существуют.

«В платных участвовать нужно, - считает Татьяна Малышева, - поскольку это часто профильные конкурсы – свадебные, мобильной фотографии, они всегда предполагают взнос. Но изучите историю, жюри и призы. Если за 1-3 места нет ценных наград, то, вероятно, есть эквивалентный пиар победителей, ради которого тоже стоит участвовать: выставки, публикации».

Фотограф должен уметь не только хорошо фотографировать, но также вдумчиво отбирать свои работы.

Как отбирать работы?

Процесс отбора работ на фотоконкурс самый сложный и мучительный для фотографа, и тем более начинающего. Кажется, что все снимки красивые. Или вот такая типичная дилемма: что выбрать - цвет или ч/б? «Отправлю оба варианта, пускай в жюри решать, какой лучше», - полагает неопытный участник. По правде говоря, члены жюри очень не любят такие головоломки и могут завернуть все работы, если обнаружат такой непрофессиональный подход участника. Фотограф должен уметь не только фотографировать, но также отбирать работы из своей съемки.

Некоторые начинают спрашивать советы у интернет-сообщества, привлекают к отбору членов семьи, знакомых. Это все ошибочные пути. Все мои собеседники заявили, что работы фотограф должен отбирать самостоятельно. «Никого не нужно слушать, - категорично заявляет Илья Сигачев, - ваши работы – вам и выбирать. Вы это делаете не для кого-то, а для себя, в первую очередь". 

Мнение участников социальных сетей многие фотографы AlphaPro не учитывают. Кроме того, каждая социальная сеть по-разному оценивает одни и те же работы. Например, Леонид Круглов заметил, что «в интернете люди отмечают больше мейнстримовские работы, чем артовые». Тем не менее он периодически размещает свои снимки в соцсетях, чтобы посмотреть, какая фотография вызовет наибольший резонанс.

Что касается участия родственников в отборе работ для фотоконкурса, то здесь, по мнению Юрия Афанасьева, нужно учитывать целый ряд факторов. Насколько хорошо они относятся к своему родственнику-фотографу, насколько они поддерживают его хобби. А в целом все эти факторы и некоторые другие к реальной оценке фотографий не имеют никакого отношения. Поэтому стоит подумать, прежде чем спрашивать совета у родственников. В этом отношении мнение интернет-сообщества, пускай и неоднозначное гораздо более ценно.

«Изучайте работы победителей, чтобы получить представление, какого уровня фотографии нужно подавать, - советует Татьяна Малышева. - Отберите среди своих те, которые считаете достойными. Затем начнется процеживание, после которого не останется лишнего. Конечно, вы не будете знать, насколько правильный сделали выбор. Только признание – первые места в конкурсе скажут вам об этом. Я всегда советуюсь с несколькими важными для меня людьми, причем не коллегами, с учетом их восприятия выбранных мною работ».

Сколько работ посылать?

На конкурс всегда хочется послать много работ. Якобы чем больше, чем лучше. Однако следует понимать, что в этом случае взгляд жюри будет размываться, они не смогу сосредоточиться на самых лучших работах конкретного автора. В том числе и по этой причине организаторы, как правило, указывают ограничение на подаваемые работы: 8-10-15... Сам процесс отбора, фильтрации многому учит и дисциплинирует, о чем мы говорили выше. Кроме того, если за каждую работу нужно платить (взнос участника), то такая схема будет способствовать более вдумчивому подходу со стороны автора.

Кроме того, уже давно в конкурсах отдается предпочтение не одиночным работами, а сериям. Члены жюри полагают, и вполне справедливо, что один отдельный снимок, даже очень хороший, был сделан случайно в отличие от серии. Для ее создания фотографу пришлось провести несколько съемок, объединенных общей идеей и стилевым решение, а это гораздо сложнее и находится уже на другом качественном уровне. Соответственно, такая серия достойна поощрения. Поэтому, «если в условиях конкурса присутствует «серия», то посылать лучше серию, а не одиночные работы», считает Юрий Афанасьев.

Подача бумажных отпечатков на конкурс означает дополнительные финансовые и временные затраты. На это решаются не все фотографы.

Нужны ли отпечатки?

Цифровые технологии внесли свои коррективы и в работу фотоконкурсов. Если раньше организаторы получали мешки с конвертами из почтовых отделений, то сейчас они наблюдают в сети, как участники загружают свои работы на сервер. Тем не менее некоторые фотоконкурсы продолжают принимать отпечатки. Может, это уже прошлый век, ненужный атавизм, от которого следует избавиться? По мнению Татьяны Малышевой, все зависит от того, готов ли фотограф идти на затраты. Однако печать фотографий требует не только дополнительных затрат, но и времени. Этот фактор тоже способен остановить, как, например, Алексея Арютова: «Я в таких конкурсах не участвую - просто некогда».

Как часто принимать участие?

Количество конкурсов каждый пускай выбирает самостоятельно. Если позволяет время и финансовые возможности, то заявки можно отсылать хоть каждую неделю. Обычная почта не нужна, поскольку все делается в онлайн-режиме. Авось что и выгорит. Однако нужно помнить, что фотография это не спорт, нужно знать меру. Устраивать соревнование бессмысленно. Например, Юрий Афанасьев принимает участие в фотоконкурсе раз в два года. Ему — достаточно.

Вообще имеет смысл составить список самых престижных конкурсов, которые соответствуют направлению в съемке (портрет, пейзаж, свадьба, дети). Далее нужно определиться с финансами. «Есть фотоконкурсы, - поясняет Татьяна Малышева, - где подача одной работы стоит 50 долларов. Согласитесь, это немало. Умножьте на пять. И это только одна подача с мифическим шансом на победу». Исходя из этих вводных, каждый фотограф может самостоятельно составить план участие в фотоконкурсах: названия, дедлайны, цена участия. Ну, и про бесплатные не стоит забывать. Наверное, самым оптимальным ритмом будет ежемесячная подача работ.   

Если работа вошла в шорт-лист это тоже победа

Что делать в случае проигрыша?

Поражение всегда неприятно. Другой вопрос, как реагировать на отрицательный результат. Юрий Афанасьев воодушевляет: «Я был в жюри конкурсов и понимаю, насколько субъективна работа жюри, среди которых могу оказаться люди, не разбирающиеся в той теме, которую судят. За бортом легко могут оказаться значимые работы. Поэтому установка на обязательную победу выглядит смешно».

Профессионалы Sony Alpha рекомендуют относиться к участию в фотоконкурсе философски. Если выиграл, значит, повезло, но если проиграл, это не повод для расстройства. Благодаря только участию человек приобретает знание. Например, он выполнил съемку и отобрал работы. Уже это означает маленький шаг вперед.

Влад Шутов советует обратить внимание на шорт-лист. Если работа вошла в него, это уже маленькая победа. Сергей Гаврилов рекомендует в любом случае проанализировать работы победителей, понять, в чем их преимущества и недостатки, сделать выводы и принять участие в следующем году. В любом случае нельзя отступать. «Упираться и продолжать. Так нужно поступать всегда и во всем, - убеждает Алексей Арютов. - Пока ты будешь плакать, кто-то будет дело делать».

В то же время Татьяна Малышева считает, что переживаниям следует уделить некоторое время, поскольку подобные эмоции тоже необходимы. «Равнодушие говорит о том, что не очень-то и важно было». Затем следует проанализировать ситуацию, свои фотографии и победителей, и подумать, что необходимо изменить. «Попытайтесь еще раз с теми же работами, но через год. Или в другом конкурсе. Самое главное, чего не стоит делать, так это останавливаться».

В любом случае каждый фотоконкурс это лотерея.

Что делать, если в конкурсе победили откровенно слабые работы?

Такое тоже случается, однако это не повод расстраиваться. Значит, здесь не имеет смысл участвовать. Ни вам, ни вашим коллегам. «Всякое бывает, - успокаивает Илья Сигачев, - нужно сделать выводы и просто в следующий раз не тратить время на этот конкурс. Лучше поискать другой - более авторитетный». «Не надо зацикливаться, - добавляет Татьяна Малышева, - конкурсов великое множество, даже тех, в которых победа один раз в жизни принесет вам славу». Алексей Арютов все же предлагает обратиться к организаторам или жюри за разъяснениями: «Чувствуете, что сможете отстоять свою правду – вперед!». На самом деле, подобные случаи иногда происходят, и всегда вызывают бурные обсуждения в интернет-сообществах. Негативный результат — на совести организаторов. Так они формируют довольно специфический имидж своему проекту. Пускай будет на их совести.

Большое количество качественных любительских работ это прекрасная среда для появления настоящих профессионалов.

Заключение

Подводя итог, поинтересуемся, а в каких фотоконкурсах профессионалы Sony Alpha советуют участвовать? Прежде всего это Sony World Photography Awards (SWPA). Затем они назвали: National Geographic, LensCulture Street Photography Awards, Leica Oskar Barnack Award и Visura. А вообще, как отметила Татьяна Малышева, выбор конкурса зависит от специализации. «Если вы свадебный фотограф, то, конечно, важны конкурсы таких международных ассоциаций, как Fearless Photographers и ISPWP. Если репортажник, то World Press Photo. Если начинающий или любитель, то у вас большие шансы в Sony World Photography Awards, поскольку там есть разделение на уровни. А если любите iphonографию, то вам сюда - iPhone Photography Awards”.

Современные фотоконкурсы стали другими. Цифровые технологии обеспечивают результаты на ином качественном уровне. Получить хорошие работы стало легко, и количество любителей стало стремительно расти. Это явление имеет одни плюсы, поскольку любительская среда всегда способствовала появлению настоящих профессионалов. А в каком конкурсе принимать участие, каждый решит самостоятельно. Рекомендации не нужны, поскольку фотограф не выбирает фотоконкурс, но ищет самого себя. А на этом пути помощники ему не нужны.

Alpha-советы:

Попробуйте свои силы в следующих фотоконкурсах -

Sony World Photography Awards
National Geographic
LensCulture Street Photography Awards
Leica Oskar Barnack Award
Visura

Благодарю за помощь в подготовке материала профессиональных фотографов Sony Alpha: Юрия Афанасьева, Татьяну Малышеву, Влада Шутова, Алексея Арютова, Илью Сигачева, Леонида Круглова, Сергея Гаврилова

поделиться