Материалы
Sony в соцсетях

Пять лет в штате

Пять лет в штате. Тест Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* E 24-70 мм F4 ZA OSS

Павел Ванифатов

Объектив Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* 24-70mm f/4 ZA OSS (SEL2470Z) выступает в роли универсального инструмента — штатного зума. Диапазон фокусных расстояний (24-70 мм) позволяет отлично отрабатывать самые популярные сюжеты: портрет, репортаж, жанр, пейзаж. Светосила f/4 обеспечивает уверенную съемку в условиях недостаточного освещения. Представлен был объектив в 2013 году вместе со стартом первых беззеркальных полнокадровых камер Sony А7 и Sony А7R. С тех пор он заработал репутацию надежного, универсального и неприхотливого объектива, который окажется надежным инструментов почти в любых ситуациях.

Объектив Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* 24-70mm f/4 ZA OSS был представлен в конце 2013 года вместе с двумя первыми «семерками» - Sony A7 и Sony A7R.

Конструктив

Объектив компактный и удобный. Конструктивное исполнение реализовано на высоком уровне. Много металлических элементов, (которые придают объективу солидности) обеспечивающих прочность и стойкость к износу. Кроме того, корпус выполнен в пыле/влагозащищенном исполнении. При зуммировании тубус выдвигается примерно на 30 мм — компактность не нарушается. Передний элемент не вращается, это важно для использования поляризационных фильтров.

Кольцо фокусировки электронное. Конечно, подобное решение требует некоторого привыкания. Например, здесь нет фиксаторов в крайних положениях. Если крутить кольцо быстро, то производится грубая наводка на резкость. Если плавно, то настройка получается более тонкой и точной.

«Линии из стекла и стали». Прага, 2016. Несмотря на некоторые недостатки, этот объектив позволяет успешно снимать архитектуру. Съемочные параметры: 1/640 c, f/7.1, ISO 100, f=24 мм; камера ILCE-7R.

На корпусе отсутствуют переключатели режимов автофокуса (AF/MF) и стабилизатора. Это, конечно, не добавляет оперативности во время съемочного процесса, поскольку приходится заходить в меню и делать необходимые установки. Но назначив «горячие» кнопки на камере, мы получим единую систему настроек под все объективы и застрахуем себя от случайного отключения стабилизатора.

К слову, у меня был такой неприятный опыт с другим объективом, когда при извлечении из фотосумки выключатель стабилизатора встал в положение «OFF». А узнал я об этом только на берегу. Пришлось заново арендовать катер и возвращаться на локацию. С объективом 24-70 этого однозначно удалось бы избежать.

Оптическая схема объектива Sony E 24–70 мм F4 OSS состоит из 12 элементов в 10 группах, включая пять асферических и один элемент со сверхнизкой дисперсией (Super ED). Асферические элементы уменьшают сферические аберрации, в то время как элементы Super ED уменьшают хроматические аберрации, обеспечивая высокий контраст и разрешение уже на широком угле. Фирменное просветляющее покрытие Carl Zeiss T* уменьшает вероятность появления бликов и переотражений. Благодаря 7-лепестковой циркулярной диафрагме, обеспечивается плавное размытие фона — красивое боке. Благодаря использованию механизма внутренней фокусировки, передний элемент не вращается. Имеется стабилизатор изображения Optical SteadyShot.

Автофокус и стабилизатор

Автофокус работает быстро, оперативно и тихо. К нему никаких нареканий нет. Лично я даже не могу припомнить промахов. Наличие стабилизатора изображения Optical Steady Shot (OSS) было, несомненно, весьма актуально во время выхода первых «семерок», поскольку у них отсутствовал 5-осевой стабилизатор на матрице. Соответственно, сейчас при использовании камер, оснащенных матричным стабилизатором, обе системы (в камере и в объективе) работают совместно, обеспечивая очень приличный результат. Например, мне удается снимать на широком угле с выдержкой 1/2 с. После нескольких попыток я могу получить отличный результат и в телеположении — с выдержкой 1/5 c. Но это, конечно, все индивидуально.

Без названия. Камчатка, 2016. Наличие встроенного стабилизатора очень помогает в сложных условиях съемки, например, из вертолета, вездехода или с борта катера. Съемочные параметры: 1/640 c, f/7,1, ISO 100, экв. f=36 мм; камера ILCE-6000.

Детализация

Объектив очень подкупает тем, что обеспечивает хорошее детализированное изображение уже с открытой диафрагмы f/4. Правда, углы при этом остаются несколько мягкими. Если пошагово закрывать диафрагму, то резкость углов повышается, но уровня центральной зоны она все равно не достигает. Максимальная результативность, по моим субъективным ощущениям, обеспечивается при диафрагменных значениях f/4-7,1 на всех фокусных расстояниях. Вообще объектив прекрасно разрешает 36-мегапиксельную матрицу модели A7R — фактически попиксельно, и это производит очень сильное впечатление при просмотре изображений на компьютере.

Таблица MTF

Частотно-контрастная характеристика (Modulation Transfer Function, MTF) измеряется по соотношению контрастности двух максимально близко расположенных друг к другу линий. Она показывает, насколько качественно объектив воспроизводит мельчайшие детали, насколько он способен передавать контраст.

Измерения MTF проведены с помощью групп мир, которые содержат радиальные и тангенциальные линии, представленные с частотой 10 пар лин./мм и 30 пар лин./мм. Измерения выполнены на максимально открытой диафрагме f/4, а также диафрагме f/8. Представлены графики для фокусных расстояний 24 и 70 мм.

Вертикальная ось показывает значение MTF в процентах от нуля (внизу) до 100 процентов (в максимальной точке). Горизонтальная ось ответствует дистанции (в мм) от центра кадра до его края.

Открытую (f/4) диафрагму с фокусным расстоянием f=60-70 мм я активно использую для портретов, когда нужно «оторвать» объект от фона, для объектива SEL2470Z это вполне по силам. Пример – портрет коренного жителя Сахалинской тайги. От места съемки до ближайшего населенного пункта по реке больше 200 км. Заброска вертолетом и дальнейший сплав на резиновых лодках накладывает свои требования на вес и размер оборудования.

«Портрет коренного жителя Сахалинской тайги». Остров Сахалин, 2016. Съемочные параметры: 1/200 c, f/4, ISO 64, f=70 мм; камера ILCE-7R.

Хроматические аберрации и дисторсия

Они есть, и это надо спокойно воспринимать, поскольку эти хроматические аберрации некритичны. Как правило, они возникают во время съемок сюжетов, где присутствуют высококонтрастные фрагменты. Для борьбы с ними используются программные средства. Если съемка ведется в формате JPEG, то хроматические аберрации подавляются внутрикамерной автоматикой, если в RAW, то во время постобработки следует сделать коррекцию в графическом редакторе.

Аналогичная ситуация с дисторсией. При съемке в формате JPEG эти искажения исправляются в камере, и о них фотограф даже не узнает. Если используется формат RAW, то дисторсию можно эффективно исправить на компьютере.

«Сосредоточенность». Токио, 2016. Быстрый и точный автофокус позволяет фиксировать мимолетные эмоции. Съемочные параметры: 1/160 c, f/4, ISO 160, экв. f=105 мм; камера ILCE-6000. Оригинал снимка можно скачать здесь.

Виньетирование

Заметно на открытой диафрагме на диапазоне фокусных расстояний 24-35 и 55-70 мм. При уменьшении значения диафрагмы виньетирование начинает ослабевать и уже с f/5.6 на фокусных от 35 мм едва заметно. На широком угле прочитывается на значении до f/8. Но это то виньетирование, что можно легко убрать на компьютере во время постобработки, если съемка ведется в формате RAW. Если используется JPEG, то виньетирование эффективно подавляется автоматикой камеры.

«Цветение люпинов». Приморский край, 2015. Благодаря 7-лепестковой циркулярной диафрагме, обеспечивается плавное размытие фона — красивое боке. Оптимальные установки — телеположение и открытая диафрагма. Съемочные параметры: 1/80 c, f/4, ISO 160, f=70 мм; камера ILCE-7R. Оригинал снимка можно скачать здесь.

Бликозащищенность

По этому параметру объектив показал отличный результат. Во-первых, это заслуга фирменного просветляющего покрытия Carl Zeiss T*, которое уменьшает вероятность появления бликов и переотражений. Во-вторых, если вы снимаете в сложных условиях освещения, то стоит установить комплектную бленду ALC-SH130. Таким образом, боковое освещение объектив держит отлично. В условиях контрового освещения могут появиться блики, и несколько уменьшается контраст, но не критично.

«Перекаты Кипящей реки». Вулкан Баранского. Курилы, остров Итуруп, 2016. Наличие пылевлагозащиты позволяет чувствовать себя уверенно в неблагоприятных погодных условиях. Например, на острове Итуруп. Вокруг была взвесь из кислотных термальных вод, смешанная с туманом и мелкой моросью – обычный для этих краев комплект. Съемочные параметры: 1/60 c, f/8, ISO 200, f=24 мм; камера ILCE-7R.

Заключение

Основные недостатки объектива проявляются на широком угле. Однако я считаю, что они вполне допустимы и могут спокойно и эффективно корректироваться либо камерой, либо софтом. Зато хочу отметить хорошую цветопередачу - объектив очень честно передает цвета. А при съемке в телеположении на открытой диафрагме формируется очень мягкое боке.

Я использовал этот объектив в течение нескольких лет - он был у меня штатником. Я решал с ним любые задачи — интерьер, репортаж, портрет (в том числе и групповой), пейзаж, съемка еды, репродукция картин.

«Чудо, созданное руками старых мастеров». Прага, 2016. Объектив обеспечивает отличную детализацию в центральной части кадра. На смягчение по углам можно не обращать внимание, особенно если там не находятся сюжетно важные элементы. Съемочные параметры: 1 c, f/8, ISO 100, f=24 мм; камера ILCE-7R.

В целом могу охарактеризовать его как надежный универсальный инструмент. Как нож Victorinox, компактный, легкий, пыле/влагозащищенный, с удачным конструктивом, - более удобного объектива для перемещений (не только для путешествий) я пока не встречал.

Однажды снимал в течение двух дней под проливным дождем. Вода ручьями текла по объективу. Я никак не укрывал его, только периодически протирал фильтр от капель. И с объективом ничего не случилось, он прекрасно сохранил работоспособность.

«Ночной мегаполис». Токио, 2016. Наличие стабилизатора вкупе с высоким рабочими ISO камер Sony E позволяет снимать с рук сложные ночные сюжеты. Съемочные параметры: 1/20 c, f/4.5, ISO 4000, f=24 мм; камера ILCE-7R.

У объектива особенная судьба. Он появился в 2013 году вместе с двумя первыми моделями «семерок» и переживал все сложности стартового этапа. Однако основную задачу — стать надежной опорой фотографу - он выполнил на отлично. Продолжает выполнять ее и сейчас.

Отличная цветопередача, стабилизатор изображения, пыле/влагозащищенное исполнение, хороший конструктив, уверенный автофокус — у объектива оптимальное соотношение цена/качество, и в этом его главное преимущество. По сути, это оптимальный штатник. В линейке объективов Sony Alpha он занимает уверенное положение уже 5 лет. Желаю не уступать позиций и в будущем.

 

Достоинства: цветопередача, стабилизатор изображения, уверенный автофокус, постоянная светосила f/4, пыле/влагозащищенное исполнение

Недостатки: отсутствие на корпусе переключателей AF/MF и стабилизатора изображения

 

Узнать больше про объектив SEL2470Z: https://www.sony.ru/electronics/obiektivy/sel2470z

Смотреть 3D-модель объектива: https://reviewthree.com/review3_simple.html?6369

«Неприступный берег заповедного острова». Приморский край, 2016. Компактность, хороший микроконтраст и отличная детализация — все это делает объектив прекрасным спутником в путешествиях за красивыми пейзажами. Съемочные параметры: 1/125 c, f/6,3, ISO 100, f=24 мм; камера ILCE-7R.

Спецификации

Байонет Sony E-mount

Формат 35 мм (экв. f=36-105 мм для формата APS-C)

Оптическая схема 10 элементов в 12 группах, включая три асферических и один элемент со сверхнизкой дисперсией (Super ED)

Стабилизатор изображения Optical SteadyShot

Угол поля зрения 84°-34°

Макс. увеличение 0,2x

Макс. диафрагма f/4

Мин. диафрагма f/22

Диафрагма 7-лепестковая, круговая

Мин. дистанция фокусировки 40 см

Диаметр под фильтр 67 мм

Габариты 73х94,5 мм

Масса 426 г

В комплект входит бленда ALC-SH130

 

Август 2018 года

поделиться