Материалы
Sony в соцсетях

Система наблюдения объекта фотографом.

Часть 3. Безграничное совершенство

Александр Бахтурин
Преподаватель отдела маркетинга, эксперт компании Sony

Окончание материала. Начало (часть 1) читайте здесь.

 

В эпоху цифровой фотографии размер окуляра видоискателя неожиданно оказался не главным параметром. Во времена плёночные изображение в видоискателе, пусть и не самое яркое, было естественным. В электронной камере перед глазом фотографа находится микротелевизор. 

 

Телевизор

С самых первых телевизионных времён это была электронно-лучевая трубка, естественно, вредная для глаз оператора. Затем её сменил ЖК-дисплей, зернистый и также невысокого разрешения. Качественный LCD-экран сделать маленьким – дорого. Ни детализации, ни точного соответствия цветов было невозможно добиться без больших затрат и увеличения размеров узла.

Кроме того, ещё в 1990-х годах было рассчитано, что человеческий глаз не сможет отличить натуральное оптическое изображение от имитированного электронного при более чем 3,5 млн. элементов изображения. Именно поэтому большинство теле- и видеокамер имеют высокого разрешения экраны видоискателей в корпусах большого размера.

Спасение пришло в виде технологии OLED – экраны получили органические жидкокристаллические светодиоды в качестве основы. Их отличие в том, что каждый излучающий элемент изображения может быть любого цвета, в зависимости от сигнала. Вскоре компания Sony добавила к трём стандартным цветам байеровской излучающей матрицы RGB (красный-зелёный-синий) ещё и белый цвет (W). В профессиональных ТЖК (телевизионно-журналистский комплекс) Sony видоискатели RGBW быстро стали стандартом точной цветопередачи.

 

Камера видит в темноте

Первоначально такие экраны появились на задних стенках цифровых компактов, позже в качестве видоискателя аппаратов Sony NEX. Сначала как приставной электронный видоискатель Sony XGA OLED Tru-Finder FDA-EV1s/mk, затем такая же матрица оказалась в камерах — диагональ 13 мм, разрешение 2,3 млн. элементов изображения. Чуть меньшего размера (9 мм) OLED-матрица применяется в выпрыгивающих и встроенных видоискателях в компактных и APS-C-камерах. В аппаратах серии ILC-E A7*/9 диагональ OLED составляет 13 мм. Выигрыш от использования электронного видоискателя проявился именно в камерах А7.

Фотограф видит то изображение, которое будет записано на карту памяти. Глубина резко изображаемого пространства и расположение зон резкости и нерезкости свободно контролируются и точно соответствуют тому, что создаёт объектив. При включённом режиме LiveView любое изменение экспозиции (выдержка, диафрагма, чувствительность, коррекция) меняет яркость изображения в видоискателе в точном соответствии с тем, как оно (изображение) будет представлено в итоговом кадре.

При выключенном режиме LiveView даже в полной темноте фотограф сможет навестись на необходимый объект – камера будет работать в режиме своеобразного электронно-оптического усилителя. Параметры съёмки контролируются на экране в процессе работы, благодаря гистограмме, «зебре» и отображению детальной информации.

В камере Sony RX1R II используется выдвижной электронный видоискатель XGA OLED Tru-Finder. Диагональ 13 мм, разрешение 2,3 млн. пикс.

Электронная иллюзия

Co временем в линейке Sony произошёл ряд изменений. При выходе моделей А7 второго поколения (А7II, A7SII, A7RII, A6300/6500, RX1RII, RX10IV, RX100IV и RX100V) на боковых поверхностях кожуха видоискателя появился маленький, красного цвета, символ T* («ти-стар») – знак того, что видоискатель пересчитал германский концерн Zeiss, давний партнёр Sony.

Если в камерах А7 первого поколения, глядя в видоискатель, фотограф наблюдал изображение, соответствующее рассмотрению изображения 30х40 см на дистанции полуметра, то теперь размер поля видения вырос до 50х70 см. Благодаря выверенной оптической схеме окуляра, глаз стал меньше уставать. А яркость OLED в обычных условиях может быть меньше, поскольку светопропускание улучшилось, благодаря новейшему просветлению - тому самому фирменному «ти-стар».

Вторым изменением стало появление в третьем поколении камер Sony A (А9/А7RIII) новейшего Quad-VGA OLED Tru-Finder – видоискателя с 13-мм матрицей и разрешением 3,68 Мпикс. При таком разрешении и качестве оптики видоискателя фотограф через 3-4 минуты перестаёт замечать, что изображение в видоискателе не оптическое.

Значок T* («ти-стар») говорит о том, что видоискатель пересчитал германский концерн Zeiss. Если в камерах А7 первого поколения фотограф наблюдал изображение, соответствующее рассмотрению изображения 30х40 см на дистанции полуметра, то теперь размер поля видения вырос до 50х70 см. Глаза меньше устают. Яркость OLED-дисплея может быть меньше, поскольку светопропускание улучшилось, благодаря просветлению «ти-стар».

Дистанционное визирование

Ещё в середине «нулевых» ЖК-экран на цифрозеркалках стал привычным. Самые комфортные экраны – наклонно-поворотно-откидные. В транспортном положении дисплей прижимается к камере, и наружу обращена защитная крышка. Но в первую очередь видеографы оставались им недовольны. ЖК-дисплей полностью слеп на свету, а в видоискатель камеры им смотреть было неудобно. Даже новейшие экраны OLED RGBW, весьма яркие и контрастные, прямому солнцу противостоять не могут.

Решений появилось сразу два. К поверхности экрана придумали фиксировать композитный усечённый конус со встроенным в вершину окуляром. Верно – реинкарнация сменного видоискателя-лупы. Такое решение используют в профессиональных ЖК-видоискателях кинооператоры. Окуляр с диоптрийной подстройкой позволяет наблюдать весь экран увеличенным вплотную или с выносом изображения (для очкариков!) на 40-80 мм (Etsumi E-6273/Matin M-6296).

Второе решение для фотографов было неожиданным. Благодаря встроенным беспроводным протоколам, например, Bluetooth, появилась возможность перебросить всё управление камерой и наблюдение за съёмкой на внешний большой дисплей, экран телефона, планшета или шлема/очков виртуальной/дополненной реальности.

Современную камеру можно повернуть в ту сторону, куда фотограф не смотрит. Фокусное расстояние объектива изменить – благодаря моторным приводам зума (спасибо видеолюбителям и многопальцевой сенсорике). Точку фокусировки выбрать – касанием сенсорного экрана и так же произвести спуск затвора. И всё – совершенно бесшумно, благодаря электронному затвору.

Современную камеру можно повернуть в ту сторону, куда фотограф не смотрит, и управлять с помощью дисплея, экрана телефона, планшета или шлема/очков виртуальной/дополненной реальности.

Классическое управление камерой

Для управления современной камерой фотограф использует несколько управляющих систем, и каждая отображается на экране/видоискателя.

Классическая. Кольцо фокусировки, зумирования, управления диафрагмой — на объективе; управление включением камеры и спуском затвора, головка выдержек/режимов, шестерёнки/барабаны управления выдержкой, диафрагмой и экспонометрической коррекцией - на камере; кнопки быстрого доступа к вынесенным функциям (быстро становятся перепрограммируемыми из меню камеры под надобности пользователя); светозащитная шторка видоискателя, диоптрийная подстройка, переключение режимов видоискатель-экран, крепление для дополнительных диоптрийных линз и внешнего углового поворотного видоискателя; крепление вспышки с контактными группами интерфейсного разъёма для управления фотовспышкой, дистанционным управлением, микрофоном, внешним осветительным прибором, внешним экраном большой площади.

 

Экранное меню и оперативное меню

Экранное меню. В нём два режима – настроечный и информационный. Настроечное экранное меню – это тематически-разделённые папки с функциями управления элементами камеры и их взаимодействием. Как правило, это настройки камеры, режимов фотосъёмки и отдельно – видеосъёмки, управление взаимодействием камеры с внешним миром, воспроизведением файлов и вывода их на печать.

Информационное экранное меню – распределённое на поверхности экрана поле проецируемой на изображение информации. Представленные данные оперативно сообщают пользователю об изменениях в работе аппарата. Этой информации может быть очень много или, наоборот, мало. Она может включаться послойно, по выбору хозяина, и в некоторых случаях совершенно не мешает заниматься фотосъёмкой.

Оперативное меню управления вызывается на экран/видоискатель нажатием выделенной кнопки с индексом Fn или Q. Состав такого меню полностью настраивается. Даже положение команды на экране может программироваться пользователем. 

Огромный массив информации в видоискателе

Современный видоискатель предоставляет фотографу огромное количество информации, помимо диоптрийной подстройки окуляра. Самые древние данные – о готовности камеры к съёмке, о состоянии батареи (ранее – взведённость затвора) и количестве кадров, которые можно сделать. Теперь рядом находится информация о местоположении батареи (она может быть в вертикальной рукоятке и не одна), формате снимаемых кадров и индексе слота, в котором установлена карта памяти (если она не одна).

Чуть моложе, но столь же понятны, экспозиционные данные: значение выдержки, диафрагмы, экспокоррекционная шкала или гистограмма, значение чувствительности. Тут же – индекс избранного режима съёмки (Р/А/S/М). Как правило, данные, упомянутые выше, расположены под нижней границей кадра или выше его верхней границы (не в поле изображения) и всегда подконтрольны.

Рядом всегда находится индикация «режима протяжки» (одиночная или серийная съёмка) и режима автофокусировки. Индикация режима замера экспозиции дополняется указанием места замера и особенностями управления выбором точки фокусировки/замера. А их уже под тысячу по всей площади кадра! К этой же группе относятся индикаторы систем автоматического определения и захвата цели, например, фокусировка по зарегистрированному лицу, спуск затвора в момент появления улыбки (степень «оскала» регулируется!), индикатор поворота головы домашнего животного в вашу сторону, фокусировка по зрачку портретируемого или просто в момент появления резкости в заданной точке.

Видеографы дополнили экранное меню данными о формате, стандарте, частоте и объёме потока данных при видеосъёмке. Цифровая эпоха добавила данные о балансе белого, режимах автоматической обработки изображения, состоянии систем подсветки фокусировки, готовности вспышки, звуковом сопровождении работы аппарата, наконец, о расположении точек и зон фокусировки.

В новейших камерах Sony ILC-E A9/A7RIII пришлось добавить индикацию самого процесса съёмки. В бесшумном режиме только бешеная смена значений индикатора оставшихся кадров говорит о том, что камера снимает: ни вибраций, ни миганий в видоискателе, ни единого шороха от магнитного 5-осевого стабилизатора изображения.

Ещё одно добавление – информационные линии: сетки, перекрестия, указатели третей и линий золотого сечения, навигационные уровни. Редко - но это бывает полезно. Однако если забыть выключить и привыкнуть к лишней разметке, можно получить и отрицательный результат. Нужно ли вам, чтобы все фотографии были друг на друга похожи – и так у всех?

 

Заключение

Видоискатель стал многофункциональным, как сама матрица, что сегодня взяла на себя почти все функции почти всех устройств камеры. Тактильно-чувствительная поверхность ЖК-экрана позволяет во время съёмки указывать на важный объект, который должен быть в фокусе, сопровождая его движение в кадре скольжением пальца. Вся поверхность камеры с её настраиваемыми кнопками превратилась в удобный «рояль», точно управляющий тем, что нужно пользователю.

поделиться