Статьи
Sony в соцсетях
1

Свет, который
делает моложе

Традиции Старого Голливуда в современном мире

Сергей Гаврилов

Каждая женщина хочет выглядеть на фотографии красивой и привлекательной. Задача фотографа, который создает комплиментарный портрет, сделать так, чтобы это желание было полностью выполнено. Безусловно, у фотографа в арсенале много средств — визаж, интерьер, оптика, работа с цветом, постобработка на компьютере. Однако есть один простой и выигрышный инструмент - световая схема Butterfly. Ее появление связано с именем всемирно известной актрисы Марлен Дитрих/Marlene Dietrich.

 

Гламурный свет придумал режиссер

Марлен Дитрих (1901-1992) начала свою актерскую карьеру в Германии 1920-х годах в немом кинематографе. Признание ей принес уже звуковой фильм «Голубой ангел»/«Blue Angel» (1930). После премьеры актрису пригласили в Голливуд. В компании Paramount Pictures она работала с режиссером Джозефом фон Штернбергом/Josef von Sternberg (1894-1969). Всего с участием Марлен Дитрих он снял в Голливуде шесть фильмов, и все они принесли актрисе всемирную славу.

Важной составляющей успеха стало выигрышное освещение, которое Джозеф фон Штернберг подобрал для Марлен Дитрих. На обычных снимках, например, сделанных в начале ее карьеры, видно, что у актрисы круглое лицо. В фильмах Штернберга она показана с фактурным скулами, скульптурными чертами лица — очень гламурно. Так что невероятную карьеру в кинематографе помогло Марлен Дитрих сделать в том числе и правильное освещение.

И даже после завершения сотрудничества с Джозефом фон Штернбергом Марлен Дитрих продолжала применять полученные знания в области освещения. Снимаясь в фильмах, она всегда требовала использовать именно световую схему Butterfly. Более того, голливудские студии, познакомившись с этим успешным решением, сами стали применять это освещение в кино, а потом и при съемках актерских портфолио.

Один из голливудских студийных фотографов Джордж Харрелл/George Hurrell (1904-1992) часто использовал это освещение для съемок таких звезд, как Грета Гарбо, Тайрон Пауэр, Кларк Гейбл, Дороти Джордан, Мирна Лой, Роберт Монтгомери, Джоан Кроуфорд, Кэрол Ломбард, Розалинд Расселл, Джин Харлоу, Рита Хейворт и проч.

Выигрышную схему освещения, которую придумал Джозеф фон Штернберг, называют по-разному: Butterfly lighting, Dietrich lighting, Paramount lighting и даже Sternberg lighting. Но в ее основе лежит все та же «бабочка». Разберемся почему.

Работа из серии, посвященной актрисе Олесе Судзиловской. Съемка Сергея Гаврилова для журнала «Коллекция. Караван историй» (апрель, 2020). Камера Sony A7R III, объектив Sony FE 135mm F1.8 GM, 1/60 c, f/2.2, ISO 100, f=135 мм

Как светом нарисовать «бабочку»

Одно из преимуществ освещения Butterfly это простота его реализации. Один рисующий источник располагается немного выше уровня глаз модели. Принципиальный момент заключается в том, что нос модели должен быть направлен (примерно) на источник света — постоянного (в кино) или импульсного (в фотографии). То есть камера может располагаться где угодно, но свет должен быть направлен точно на нос модели, а само его (света) направление - чуть выше глаз.

Чтобы тени на лице были наиболее фактурными и выразительными, следует применять жесткий источник освещения. Для понимания проведем такое сравнение. В случае использования освещения на основе схемы Рембрандта изображение получается объемным. Напротив, если мы используем освещение Butterfly, то получаем плоскую картинку. В нем присутствуют два выраженных элемента — небольшая тень под носом и на скулах. И вот именно из-за этих теней на скулах модели, напоминающих раскрытые крылья бабочки, эта схема освещения и получила название Butterfly.

С таким освещением сложно испортить анатомию лица - он только проявляет красоту человека. Тень под подбородком уменьшает эффект двойного подбородка и делает человека более стройным. Свет смягчает кожу, скрадывает ее недостатки, подчеркивает основные черты лица. В целом освещение Butterfly делает человека моложе.

В качестве дополнительного инструментария можно воспользоваться смягчающими модификаторами на источнике освещения или фрост-рассеивателем. Либо сразу использовать линзовый прибор. Если взять большой софт-бокс или зонт, то он создаст слишком мягкий свет, которого будет недостаточно для создания нужного паттерна.

Иногда фотографы используют тройные отражатели, которые охватывают лицо, но, на мой взгляд, это уже лишнее.

Наконец, этот рисующий свет можно комбинировать с контровым, которого бывает несколько видов — на макушку головы, на плечи, на виски, на фон и проч. Это уже голливудский шик, и в повседневной практике к таким решениям можно прибегать не всегда. 

Женский портрет. Световой решение Butterfly сделало модель грамурной, а ее лицо почти идеальным. Обратите внимание на глубокие тени на шее, под подбородком. Их наличие в нашем случае совершенно нормально. Камера Sony A7R III, объектив Sony FE 85mm F1.8, 1/20 c, f/4, ISO 100, f=85 мм, вспышка Sony HVL-F60RM, радиопередатчик FA-WRC1M.

Для женщин и мужчин

Как правило, световую схему Butterfly применяют для съемки женщин. Однако нет никаких противопоказаний, чтобы использовать ее для мужского портрета. Только в этом случае свет делают еще более жестким, более контрастным, снизу могут не размещаться отражатели, а на постобработке могут применяться фильтры для контраста и резкости.

Например, в свое время журнал Esquire часто публиковал, в том числе на обложке, мужские портреты, сделанные с применением паттерна Butterfly. И тот же знаменитый портрет российского президента Владимира Путина, сделанный фотографом Платоном, получен именно таким путем.

В принципе, можно снимать и групповые портреты, только в этом случае придется приложить дополнительные усилия по точной установке осветителя, просто потому что много людей и больше площадь, которую надо осветить. И придется увеличивать расстояние между моделями.

Подобное освещение часто применяется в beauty-съемке, например, чтобы проиллюстрировать макияж. И причина в том, что не образуются тени, которые могут помешать рассматривать все нюансы макияжа.

Я достаточно часто использую световую схему Butterfly, например, когда нужно сделать стилизацию, отсылку к кинематографу. Наконец, такой свет — оптимальное решение при создании комплиментарного портрета.

Мужской портрет. Актер Александр Ануфриев. Здесь имеется дополнительный фоновый свет, однако он отрабатывает деликатно, поэтому все внимание зрителя сконцентрировано на лице героя. Свет Butterfly скрыл фактуру кожи и сделал ее (кожу) более ровной, гладкой, привлекательной. Камера Sony A7R II, объектив Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA, 1/200 c, f/1.8, f=55 мм, ISO 800

Заключение

С тех пор, как режиссер Джозеф фон Штернберг нашел для съемки Марлен Дитрих удачный световой паттерн Butterfly, прошло уже почти сто лет. Однако фотографы до сих пор успешно применяют его для съемки своих героев. Причина в том, что это простое и красивое решение позволяет успешно создавать комплиментарный портрет. А привлекательно хотят выглядеть все, и мужчины, и женщины. Природа человека за сто лет никак не изменилось.

 

Alpha-советы:

1. Посмотрите хотя бы один из фильмов, которые в Голливуде снял режиссер Джозеф фон Штернберг с участием Марлен Дитрих: «Марокко»/«Morocco» (1931); «Обесчещенная»/«Dishonored» (1931); «Белокурая Венера»/«Die Blonde Venus» (1932); «Шанхайский экспресс»/«Shanghai Express» (1932); «Распутная императрица»/«The Scarlet Empress» (1934); «Дьявол — это женщина»/«The Devil is a Woman» (1935).

2. Найдите и изучите фотографии с изображением Марлен Дитрих, определите, как фотограф расположил источник освещения и какие улучшения в ее портрете он (источник света) создал.

3. Найдите и изучите фотографии фотографа Джорджа Харрелла, который снимал голливудских звезд с применением паттерна Butterfly, проанализируйте световое решение, определите, где применяется паттерн Butterfly и какие улучшения он вызвал.

4. Попробуйте провести съемку с использованием одного источника освещения, чтобы добиться на лице модели светового паттерна Butterfly. Проанализируйте результаты

поделиться