Материалы
Sony в соцсетях

СВЕТОФИЛЬТРЫ

ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Александр Бахтурин
Преподаватель отдела маркетинга, эксперт компании Sony

Светофильтр - не обязательное, но желательное фотографическое приспособление. Из огромного разнообразия светофильтров можно выделить три большие группы. Защитные - наиболее распространённые; эффектные — поляризационные, нейтральные, смягчающие/портретные, а также специальные фильтры - макролинзы, призмы, рассекающие и работающие с цветом.

 

Защитный фильтр

Его задача - защищать оптическую систему от внешних воздействий. Это и физическая защита (от пыли, влаги, царапин и потёртостей), и воздействие на неблагоприятные факторы освещения (избыточное количество ультрафиолета и ИК-лучей, паразитное влияние боковой подсветки и контрового освещения). Если мы говорим о современном высокотехнологичном изделии «светофильтр защитный для цифровых фотокамер», то он практически не оказывает негативного влияния на качество изображения, даже наоборот, может улучшать картинку. Но, к сожалению, извечное желание сэкономить приводит к покупке самого дешёвого фильтра, работающего, как «прозрачная резьбовая крышка объектива», и вот съёмка через него, заляпанного и кривого «от рождения» (да, так тоже бывает), приводит к катастрофическим результатам.

Эффектный фильтр. Поляризационный

В изображение он привносит необходимый эффект. Например, поляризационный фильтр управляет поляризованным светом, отражающимся в различных фазах поляризации от объекта с различными фактурами поверхностей, позволяя тем самым проработать детали неба, сделать зеркальной или прозрачной поверхность воды или стекла, выделить цвета и фактуры объектов.

Линейный поляр-фильтр на цифровых камерах первых лет выпуска мог вызвать сбой электроники, вследствие чего и был заменён циркулярным. Но и сейчас подобный сбой может вызвать линейный поляризатор на дешёвых моделях.

Линейные поляр-фильтры собирались в двойной и даже в тройной оправе, а циркулярные - в двойной. Подобное решение даёт возможность обеспечивать вращение фильтра в оправе и добиваться необходимого эффекта. Для лучшего контроля на оправу наносится градационная шкала.

Виктор Брусков. «Взгляд сквозь стекло». Модель Катя. Москва, 2016

«Снимок сделан через стекло. Чтобы избежать отражений, я установил на объектив поляризационный фильтр. Система автофокуса легко нашла лицо и произвела наводку на резкость»

Эффектный фильтр. Нейтральный

Может быть как серым, так и цветным. Для ослабления светопотока, ради получения приемлемых (при слишком ярком освещении) или намеренно длинных экспозиций, применяют нейтрально-серые равномерно окрашенные фильтры различной плотности, от 0,5 до сотен тысяч EV (для съёмки плазмы, затмений солнца и проч.). Случаются и неравномерно окрашенные серые фильтры.

Так, в начале-середине ХХ века выпускалось достаточно много широкоугольных объективов с неравномерной освещённостью по полю кадра: центр кадра был ярче, а вот края... Для выравнивания применяли центрофильтры: у них центр был затемнён с градиентным переходом к прозрачным краям. Встречаются и градиентно окрашенные круглые фильтры, но чаще такой вариант исполнения - для прямоугольных вкладных фильтров.

Инновационный нейтральный фильтр с переменной плотностью - не что иное как соединённые в двойной градуированной оправе линейный и циркулярный поляризаторы. Нейтральные вариофильтры применяются ограничено.

 

Смягчающие фильтры

Они применялись в портретной фотографии для получения романтических пейзажей и для общего управления детализацией в кадре. «Выдели главное» - одно из важнейших фотографических правил. Для смягчения картинки на поверхность фильтра наносились определённые структурные (микролинзы, «царапины») и фактурные (имитация прозрачной пены или маслянистого слоя) рисунки.

С наступлением цифровой эры большинство эффектов заменила работа в программе Adobe Photoshop/Lightroom, и подобные программные продукты и дополнения/расширения к ним. К слову, компании Schneider B+W и Tiffen сами участвовали в создании эмулирующих пресетов для Adobe.

Но остаётся несколько портретных фильтров, эффект которых невозможно повторить программно. Это микролинзовые Zeiss Softar/Marumi Soft Tone Z*, циркулярно-диффузные типа Duto и «пенный» Marumi DHG Soft Fantasy Jumandji, а также Tiffen Diffusion/FX и Pro-Mist.

 

Специальные фильтры. Макролинзы

Они значительно влияют на оптическую систему объектива и, как результат, на изображение. Самые известные специальные фильтры - это макролинзы, которые устанавливаются перед оптической системой объектива в фильтровую резьбу. Макролинзы бывают разных оптических величин - от 1/3 диоптрии до десяти диоптрий и, как правило, они действительно представляют собой отрицательный мениск. Сегодня очень редко, но все-таки можно встретить заводские комплектации объективов макролинзами, рассчитанными для этого конкретно объектива самой компанией-производителем.

Достаточно часто макрофотографы соединяют макролинзы друг с другом в пакет, надеясь на увеличение оптической силы. На малых величинах это действительно срабатывает, но качество картинки падает всегда - размытие и усиливающийся хроматизм, растяжение объектов вне центра и геометрические искажения, падение контраста и неравномерности яркости по полю изображения.

Сергей Семенов. Пляж Утакляйв, Лофотенские острова, Норвегия, 2014

В процессе фотосъемки использовался ND-фильтр

Специальные фильтры. Макронасадки

Для бОльшего качества и бОльших увеличений используются не макролинзы, а макронасадки - оптические системы из 2-5 линз, совокупно имеющие оптическую силу от 3 до 20 диоптрий. Компании-производители, заботящиеся о качестве, используют в макронасадках ахроматические линзы или рассчитывают их как апохромат. Оба эти термина переводятся, как «лишённые всех цветовых искажений». Очень редки макролинзы с переменным увеличением, вследствие своей сложности, тяжести и дороговизны.

 

Специальные фильтры. Эффектные макролинзы

Среди специальных фильтров встречаются и эффектные макролинзы. Это может быть комбинация макролинзы с плоско-параллельным центром или, наоборот,  плоский фильтр с макроцентром. Подобные решения помогают получить изображение удалённых объектов (частей пейзажа на горизонте), но в центре будет крупное изображение листика или цветка, расположенного в непосредственной близости от камеры.

Сейчас подобную экзотику почти всегда заменяют командой «вырезать-и-вклеить» в фоторедакторе. Но в Японии в середине 2010-х годов повторили первые опыты европейцев и лазером наварили полированный стеклянный шарик на толстое стекло, получив уникальный фишай-макро-рисунок. Теперь этот эффектный фильтр продаётся как ZENJIX soratama 72. Огромный всплеск творческой активности показал, что ни удержание стеклянного шара рукой перед камерой, ни цифровые эффекты настоящего изображения не заменяют!

Отмечу, что большинство макролинз уступают по своим возможностям нормальному макрообъективу и замещаются удлинительными кольцами, макромехами и геликоидными кольцами.

Общее правило таково. Любой стандартный объектив с макролинзой уступает макрообъективу с макролинзой, поскольку последний рассчитан на использование дополнительных оптических элементов.

Не рекомендую попадаться на удочку под названием «макроконвертер». Недобросовестные производители так называют универсальный и малосветосильный телеконвертер, увеличивающий фокусное расстояние и притом же минимальном расстоянии фокусировки создающий бОльшее увеличение в кадре. Как правило, вы получите искажённое изображение и падение светосилы объектива, который для работы с телеконвертерами не рассчитан.

Призмы

Специальные фильтры художественного назначения, одни из самых массовых - призмы. Они могут быть радиальными, с лучами, сходящимися в центре, или с дополнительным изображением в центре, которое окружено преломлёнными; или линейными, с изображениями, расположенными в кадре равномерно или градационно: каждое следующее вторичное изображение становится меньше или Уже. Уникальны (и практически неповторимы в фоторедакторах) рассекающие призм-эффекты с удалением/поворотом частей изображения при съёмке. Призматических поверхностей в одном призматическом фильтре может быть до 15. Как правило, призмы устанавливаются в двойные оправы с возможностью вращения. 

 

Цветные и цветоизменяющие фильтры

Очень важная группа специальных фильтров - цветные и цветоизменяющие. Окрашивающие цветные фильтры влияют на весь кадр и достаточно просты. Наиболее эффективно было их использование в чёрно-белой фотографии, когда они меняли контраст определённых частей изображения, прорабатывая необходимые детали.

В цветной фотографии они используются только как градационные для выделения цветом важной композиционной составляющей (рассвета/заката, например) и проч. Как правило, они прямоугольные или квадратные, подвижные в компендиумах: можно сдвинуть и повернуть градационный клин, в соответствии с художественной задачей.

Современные технологии позволили создать спектральные цветоусиливающие фильтры. Эффект частотного резонанса усиливает цветонасыщенность определённых тонов в кадре, не затрагивая остальные. А вот фильтр Tiffen Black Pro-Mist, наоборот, сохраняет тональность цвета, аккуратно изменяя контраст и границу чёрно-белого.

Внешне такие фильтры невзрачны: сизо-серый сине-усиливающий, серо-фиолетовый зелёно-усиливающий и серо-пепельный красно-усиливающий. Фильтры производятся в вариантах усиления, например, на треть, вдвое и втрое.

Сергей Гаврилов. «Розовое пальто».  Москва, 2016

«При съемке этого портрета я использовал три источника света. На лицо проецировался янтарный, по бокам — пурпурный и голубой. Два последних света в сумме дают белый цвет, однако на лице и по бокам высветились блики — розоватый и голубоватый. Получился очень живописный эффект»

Цветокоррекционные/компенсирующие фильтры

Из классической цветной фотографии в современную мигрировали с изменением задачи цветокоррекционные/компенсирующие фильтры (LB - Light Balance и  СС - Color Compensating). Для плёнки с определённой цветочувствительностью, соответственно источнику света, приходилось точно подгонять наборы цветокоррекционных фильтров, достигая необходимой цветовой температуры. В настоящее время компания Tiffen вслед за Heliopan выпускает комбинированные поляризаторы с СС-эффектом «отепления» - Combination Color.

Для определения цветовой температуры и величины необходимого сдвига (следовательно, пакета из цветокоррекционных фильтров) необходим был специализированный прибор - колорметр. При фотопечати цветного изображения применялись их (фильтров) CC-«антиподы».

Сегодня с их помощью (удобнее всего фолиевые гибкие фильтры) изменяется цветовая температура источников света, например, при интерьерной фотографии или при съёмке со вспышкой художественной рекламы. 

Много реже применяются цветоизменяющие фильтры. Внешне это фильтр с тремя разноцветными секторами, заставляющими каждый блик в своём секторе бликовать своим цветом. 

 

Инфракрасный фильтр

Одними из самых сложных фильтров специального назначения являются инфракрасные. Они выпускаются различной плотности и под различные длины ИК-волн. Инфракрасные фильтры было сложно использовать всегда. Например, ИК-фотоплёнка выпускалась с точно указанным диапазоном ИК-чувствительности. Современные сенсоры защищены от излучений ИК-диапазона эффективными низкочастотными LP-фильтрами (Low Pass), выполняющими роль антимуаровых.

Многие фотографы покупают простые цифрозеркалки прежних поколений, чтобы снять с сенсора ИК-фильтр и заменить его на специальный астрофильтр с широкополосным ИК-пропусканием. Некоторые компании-производители выпускают аппараты, лишённые LP-фильтра ради повышения детализации, но диапазон пропускания они, к сожалению, не сообщают. Оттого работа с ИК-фильтрами - творческий самостоятельный процесс на грани научных исследований.

Немалая часть «любителей мистики», ждущих от инфракрасных светофильтров «чудес и привидений» (не утрирую - цитирую дословно), называет эти фильтры ультрафиолетовыми. И вопрос задаёт об «ультрафиолетовой» съёмке.

Конечно, такая тоже существует, только съёмка в УФ-лучах ведётся на специальные материалы специальными объективами, поскольку обычное стекло активно поглощает ультрафиолет почти всего диапазона. На практике существует единственная оптическая схема, адаптируемая для нескольких форматов. Такие объективы очень редки и дороги, например, Hasselblad СА Zeiss UV Sonnar 105/4.3 и Nikon Nikkor Ai-S UV 105/4.5.

 

Люминесцентные фильтры

Особая группа цветокорректировочных фильтров для цветной фотографии называется люминесцентными фильтрами. Они удаляют жёсткие цветовые искажения люминисцентных, ртутных ламп и ламп накаливания. Специальные (дорожные, дневного света) и индустриальные лампы способны исказить изображение так, что понадобятся часы работы над RAW-файлом для их (ламп) коррекции и/или маскировки.

 

Система ExpoDisc

Для точной подстройки баланса белого существует система ExpoDisc американской компании ExpoImaging. Это очень точный прибор, правда, с первого взгляда не скажешь... В единой толстой оправе (фиксируется в фильтровой резьбе объектива на трёх подпружиненных шариках) смонтированы три слоя.   Первый - стеклянная мозаичная пластина, рассекающая проходящий свет на спектральные компоненты. Второй - пакет точно подобранных на спектрофотометре завода цветокорректировочных фильтров (подтверждается сопровождающим изделие сертификатом). Третий - матовое стекло 18-процентного пропускания, через которое выходит в камеру равномерный поток «средне-серого» цвета.

Этот поток не несёт цветовых дисбалансов и артефактов и позволяет системе баланса белого точно определиться не по точке белого (лист бумаги, подсунутый под объектив), а по точке серого, что автоматически выстраивает правильные оттенки всех цветов и оттенков в кадре. Одновременно экспонометр аппарата точно выставляет выдержку и диафрагму для всей освещаемой сцены, как бы сложна экспозиционно она ни была.

 

Окончание материала здесь.

поделиться