Материалы
Sony в соцсетях

Тест Sony Alpha 7R

Когда камера становится личностью

Владимир Нескоромный
Главный редактор сайта alphapro.sony.ru

Вступление

Хорошая камера это всегда личность. И если вы с ней сошлись характерами, то со временем начинаете не замечать недостатки, а достоинства воспринимаются как должное. Камера Sony Alpha 7R, объявленная в октябре 2013 года, до сих пор вызывает уважение именно своими выдающимися «личностными» характеристиками. Оценил и я. Камера поразила меня своей надежностью и мощным потенциалом, на фоне которого некоторые недостатки уже не выглядят существенными. Каждый раз, когда я отправлялся на съемку, знал, что она (камера) не только выдаст гарантированный результат, но даже немного удивит.

Камера Sony Alpha 7R появилась одновременно с первой «семеркой», моделью Sony Alpha 7, которая позиционируется как пионер в области полноформатных беззеркалок Sony со сменной оптикой, однако невольно оказалась в ее тени. Тем не менее она также обладает пионерскими качествами.

Камера Sony Alpha 7R появилась на рынке около трех лет назад. Несмотря на стремительное развитие технологии, до сих пор способна поразить фотографов своими выдающимися качествами.

Матрица и процессор

У камеры Sony Alpha 7R, по сравнению с Sony Alpha 7 большее разрешение - 36 Мпикс. против 24. Собственно, буква «R» в названии и означает «Resolution» - «разрешение». Полнокадровый CMOS-сенсор в тандеме с процессором BIONZ X, в котором реализована фирменная технология Detail Reproduction Technology, обеспечивает качественную цветопередачу, большой динамический диапазон, малые шумы и скоростную серийную съемку. Кроме того, из конструкции убрали низкочастотный фильтр, что обеспечивает удаление муара и повышение детализации.

Цветопередачу камеры Sony Alpha 7R можно сравнить с хорошим плотным слайдом.
Объектив Sony FE 3.5-5.6/28-70 OSS, 1/2000 с, ISO 200, f/5.6, f=70 мм

Цветопередача

Цветовосприятие — понятие относительное. Как говорится, «на вкус, на цвет образца нет...». Я снимаю в формате RAW, и потом в процессе пост-обработки изменяю изображение в графическом редакторе, согласно своим представлениям о гармонии. Так поначалу произошло и с кадрами, сделанными камерой Sony Alpha 7R. Выгрузил съемку на компьютер, импортировал в программу и... Каково же было мое удивление, когда любые мои манипуляции не улучшали, а ухудшали изображение. Иными словами, алгоритмы камеры совпали по цвету с моими предпочтениями. Конечно, минимальные коррекции я делаю, но основа цветового решения меня вполне устраивает.

Для камеры характерны насыщенные драматичные цвета. Теплые, но не чрезмерно, скорее едва холодноватые. Насыщенные, но в меру, без фанатизма. Некоторые эксперты оценивают это решение как недоэкспонированность. На мой взгляд, изображение можно сравнить с плотным слайдом.

Это не шутка. Динамический диапазон матрицы позволяет превращать, казалось бы, бракованные кадры в полноценные изображения. Правда, не стоит злоупотреблять этой возможностью.

Модель Валерия. Снимок сделан во время мастер-класса (2017) профессионального фотографа Sony Alpha Влада Шутова.

Объектив Sony FE 3.5-5.6/28-70 OSS, 1/60 с, ISO 200, f/5.6, f=70 мм

Динамический диапазон

Возможности динамического диапазона меня не просто приятно удивили, но шокировали. Во время репортажной съемки я допустил ошибку в настройках, и получил несколько снимков не просто недоэкспонированными — аспидно-черными. Каково же было мое удивление, когда, применив в графическом редакторе автокоррекцию, я превратил сплошное черное пятно в полноценный кадр. Более того, некоторые фотографы даже предлагают снимать с недодержкой в пару ступеней. Странная рекомендация... Но если вы решили попробовать такой вариант, рекомендуется выставлять чувствительность до 200 ед. ISO. На более высоких значениях в процессе пост-обработки появится шум. Однако в любом случае возможности (даже с шумами) матрицы поражают.  

Следует уточнить, что потенциал широкого динамического диапазона можно реализовывать и в видео. Например, я некоторые сюжеты снимал в условиях пасмурной погоды и в помещении с недостаточной освещенностью. Мощности накамерного света не хватало, выставить заранее осветитель на стойке не было возможности. В монтажной программе я легко осветлял сюжет и получал прекрасную картинку.

Также в процессе пост-обработки можно прилично добиться детализации в светах. Однако, как отмечают эксперты, в тенях матрица обладает бОльшим запасом, чем в светах.

Видео

Поскольку зашла речь про видео, расскажем про него. В видеосъемке камера позволяет применять творческие режимы P/A/S/M. Некоторые эксперты, проводившие тестирование, недоумевают, зачем в видео нужны ручные режимы. Отвечаю: видео нужно (грамотно) снимать именно в ручном режиме, то есть с ручными установками (M) и с ручным фокусом. Видеозапись это кадр, растянутый во времени, соответственно, его параметры должны быть ровными, а этого можно добиться только с помощью ручных установок. Чтобы автофокус не рыскал, не менялась экспозиция и проч. При этом допускается, чтобы объект съемки выходил из зоны резкости. Во время видеозаписи работают функции «зебра» (акцент на пересвеченных участках) и «фокус-пикинг» (помощь при наводке на резкость).

В камере имеются слоты для подключения микрофона и наушников. Последние, как минимум, помогают контролировать уровень звука.

Интерфейсы

Среди интерфейсных разъемов (Wi-Fi, NFC, USB 2.0, HDMI) имеются слоты для подключения микрофона и наушников. Казалось бы, мелочь, но как помогает во время видеозаписи. Как минимум, наушники помогают контролировать уровень звука, это очень помогает, если вы используете направленный микрофон. Через «горячий башмак», или мультиинтерфейсный разъем, можно подключить осветитель, микрофон и XLR-адаптер, к которому, в свою очередь, подсоединяется студийный микрофон.

Результат фотосъемки с максимальным значением чувствительности 25600 ед. ISO. В подобном формате он смотрится очень достойно. Модель Валерия. Снимок сделан во время мастер-класса (2017) профессионального фотографа Sony Alpha Влада Шутова.
Объектив Sony FE 3.5-5.6/28-70 OSS, 1/800 с, ISO 200, f/5.6, f=70 мм

Шумы

Самая деликатная тема. Конечная оценка зависит от персонального восприятия фотографа. Максимальное значение чувствительности Sony Alpha 7R достигает 25600 ед. ISO. Безусловно, на этом уровне шумы довольно активны. Но если применить грамотную постобработку RAW-файла и не рассматривать снимок с большим увеличением, например, на экране компьютера (около 10% от оригинального размера), то он воспринимается как приемлемый результат. Проанализировав съемку тестовых сюжетов на различных уровнях ISO, я пришел к выводу, что на уровне 3200-6400 ед. ISO шумы для меня остаются допустимыми. Конечно, можно снимать и при более высоких ISO, однако в подобных случаях многое зависит от сюжета и формата последующего использования. Безусловно, допустимо и максимальное значение 25600 ед. ISO, как было сказано выше.

Панорамный режим поразил стабильностью. Камера может снимать панорамы в формате RAW. На выходе получилось изображение с разрешением 3840х2160 пикс.

Панорама

Имеется отдельный режим панорамной съемки. В принципе, довольно частая функция в современных камерах и смартфонах. Здесь панорамный режим поразил меня своей стабильностью. Сколько я ни снимал панорам, камера ни разу не выдала ошибку. Камера может снимать панорамы в вертикальном положении и, что необычно, в формате RAW. На выходе у меня получилось изображение с разрешением 3840х2160 пикс. Для сравнения: стандартный кадр в камере имеет значение 7360x4912 пикс. Кстати, размер панорамного (вертикальная съемка) RAW-файла составляет 36 Мпикс. и совершенно не отличается от обычных кадров.

Различные ракурсы камеры.

Фокусировка

В камере применяется автофокус с определением контрастности. Датчики фазовой детекции отсутствуют. Иными словами, здесь используется негибридная система автофокуса. Многие усматривают в этом слабость камеры, которая, якобы, допускает промахи в фокусировании, а сам процесс наводки на резкость может происходить медленно. В связи с этим некоторые фотографы предпочитают использовать ручной режим. Я снимал в основном в автоматическом режиме с использованием штатного зума Sony FE 3.5-5.6/28-70 OSS. Пейзажи, портреты, архитектура, жанровая, иногда репортажная съемка, которая, к слову, не отличалась особой динамикой — вот мои сюжеты. Автофокус, скажу честно, допускал промахи, но в целом, я не считаю возможным жаловаться на него. Около 80-90 процентов кадров у меня были резкими, откровенно провальных результатов не наблюдал. 

Затвор

У камеры громкий механический затвор, это признают все. Когда снимаешь пейзажи и архитектуру, звук особо не смущает. Но во время репортажной съемки в помещении начинаешь стесняться громкого звука. При этом происходит два щелчка — кажется, что механизм сработал дважды. Причина в том, что затвор сначала закрывается, потом открывается. Из-за этого появляется некоторая задержка между нажатием на спуск и собственно экспонированием. В случае с динамичными сюжетами это может вызвать некоторые проблемы. Некоторые эксперты уверены, что встряска во время срабатывания затвора может привести к микросмазу на изображении. Однако никто из них не смог привести убедительных доказательств.

В камере Sony Alpha 7R предусмотрен один слот для карты памяти SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Duo/Pro Duo/Pro-HG Duo.

Аккумулятор

Про слабенький литиево-ионный аккумулятор NP-FW50 емкостью 1080 мАч пишут все эксперты. Моя практическая съемка это только подтвердила. Согласно стандартами CIPA, аккумулятора должно хватать на 340 кадров. Независимые эксперты указывают диапазон 300-400 кадров. Признаться, я не считал, потому что снимал в фото- и видеорежиме. Однако по ощущениям, мне едва хватало заряда на одну съемку течение нескольких часов, причем не самую активную. В общем, если бы я отправился снимать свадьбу, то взял бы штук 5-7. Очень хорошо, что аккумулятор можно заряжать прямо в камере через USB-порт. И жалко, что в этой модели нет возможности снимать и заряжать одновременно. В следующей модели Sony Alpha 7RII эта функция уже реализована.

Различные ракурсы камеры.

Непрерывная съемка

Включение камеры нельзя назвать мгновенным, поэтому особо нетерпеливых это может смутить. Лично меня небольшая задержка не раздражала, а это где-то секунда-полторы. Интервал между снимками, согласно мнению независимых экспертов, составляет 0,8 с при съемке в формате RAW и чуть меньше, если в JPEG. Серийная съемка весьма порадовала (а снимал я, напомню, в формате RAW). Скорость 4 кадра/с. Что касается длительности серии и времени записи из буфера на карту памяти, то получил различные результаты. При использовании первой карты памяти в серию входило 13 снимков, а время записи длилось около 30 с. Процесс оказался длительным. Я извлек карту из камеры и посмотрел на ее параметры — скорость записи всего 20 Мб/c. Тогда поставил другую флэш-карту со скоростью записи уже 80 Мб/с. Стало поживее, в серию входило уже 16 снимков, а время записи из буфера сократилось до 10 с. К слову, 16 снимков в формате RAW это 576 Мб.

Пользоваться наклонным ЖК-дисплеем (3 дюйма) очень удобно.

Видоискатель и ЖК-дисплей

В процессе фотосъемки я пользовался в основном наклонным ЖК-дисплеем (3 дюйма), поэтому моя оценка электронного видоискателя носит несколько поверхностный характер. Тем не менее, когда я подносил камеру к глазам, то реже всего вспоминал, что смотрю в ЖК-экран — настолько реалистичное и спокойное для глаз изображение. При фокусировании на близко расположенный объект можно оценить эффект боке. Примечательно, что в видоискателе отображается 100 процентов кадра. Здесь представлено много съемочных параметров. Можно регулировать яркость, цветовую температуру, однако лично я ограничился диоптрийной коррекцией. Что касается ЖК-дисплея, то его работой я остался вполне доволен. Картинка четкая и качественная.

Управление

Меню обширное, и кому-то может показаться запутанным. Однако в случае возникновения сложностей, как правило, я склонен винить себя. Например, что сразу не разобрался во всех разделах. В основном я пользовался сокращенным меню (вызывается кнопкой Fn), чтобы корректировать съемочные параметры. Когда освоишь меню, все выглядит логичным и понятным. 

Мобильные возможности

Сопряжения камеры по беспроводному каналу со смартфоном сейчас воспринимается скорее как данность. В то же время подобная функция значительно расширяет возможности фототехники. Например, камеру Sony Alpha 7R можно подсоединить к смартфону или планшету для передачи готовой съемки. Правда, нужно понимать, что скачиваться будут не оригинальные изображения, а уменьшенные копии (около 300 кБ). Для социальных сетей вполне достаточно.

Камеру можно подключить напрямую к интернету и загрузить приложения PlayMemories Camera (бесплатные и платные) с сайта www.playmemoriescameraapps.com. На момент тестирования (май 2017) здесь было размещено 35 приложений. Например, если установить «Прямую загрузку», то можно напрямую выкладывать фотографии в сеть Facebook.

Меня привлекло приложение «Интеллектуальное дистанционное управление», которое осуществляется со смартфона или планшета. Любопытно, что в этом случае появляется свое «дистанционное меню» с настройками. Например, здесь нельзя выбрать съемку только в формате RAW, этот файл будет сопровождаться обязательной копией в формате JPEG.

Также можно дистанционно управлять камерой с помощью программы Remote Camera Control, правда, подключение будет посредством USB-кабеля.

Модель Валерия. Снимок сделан во время мастер-класса (2017) профессионального фотографа Sony Alpha Влада Шутова.
Объектив Sony FE 3.5-5.6/28-70 OSS, 1/60 с, ISO 2000, f/5.6, f=70 мм

Заключение

О современных камерах можно рассказывать бесконечно, поэтому в какой-то момент следует остановиться. О некоторых вещах скажу лишь кратко. Например, об имеющейся функции ультразвуковой очистки матрицы. Отсутствие встроенной вспышки некоторые эксперты воспринимают как недостаток. Лично я не вижу проблемы. Во время съемки диск коррекции экспозиции можно случайно задеть и сбить настройки, что сразу не заметишь. Признаюсь, у меня пару раз так случилось. При оценке качества RAW-файла особо дотошные эксперты указывают на то, что камера чрезмерно сжимает его, в результате чего теряется информация. Однако никто из экспертов не нашел внятных объяснений, в чем преимущество несжатого RAW-файла.

Камеру Sony Alpha 7R сложно назвать идеальной, тем более что с момента ее выпуска прошло около 3,5 лет (на момент написания теста - май 2017), что в мире современных технологий довольно большой срок. Однако до сих пор она выделяется своей матрицей, которая обеспечивает качественную цветопередачу и широкий динамический диапазон. Камера сможет стать отличным выбором для пейзажных, интерьерных, архитектурных и студийных фотографов. Прежде всего она привлекает своей целостностью и идеологической завершенностью. В мире фототехники Sony Alpha 7R — личность.

Достоинства: полнокадровая матрица, качественная цветопередача, широкий динамический диапазон, интерфейс Wi-Fi,

Недостатки: громкий звук от срабатывающего затвора, аккумулятор небольшой емкости

Дополнительная информация: www.sony.ru/electronics/interchangeable-lens-cameras/ilce-7r

Спецификации

Матрица — CMOS Exmor, 35,9×24 мм
Разрешение - 36,4 Мпикс.
Форматы - JPEG, RAW (7360x4912)
Видео - MPEG-4, AVCHD (1920x1080, 60p)
Байонет — E
Автофокус — контрастный
Экспозиция - многосегментный TTL-замер в 1200 зонах
Чувствительность - ISO 50-25600
Выдержки - 1/8000–30 с
Синхронизация со вспышкой 1/160 с
Непрерывная съемка — 4 кадра/с
Видоискатель — электронный, 1024х768 пикс. отображение кадра — 100%
ЖК-дисплей — наклонный, 3 дюйма, 640х480 пикс.
Память - SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Duo/Pro Duo/Pro-HG Duo
Интерфейс - USB 2.0, HDMI, Wi-Fi, NFC
Питание — литиево-ионный аккумулятор (NP-FW50) емкостью 1080 мАч
Габариты/масса - 127х94x48 мм, 465 г

поделиться