Материалы
Sony в соцсетях

Велогонка Red Bull Trans Siberian Extreme 2017

Индивидуальный зачет для фотографа

Владимир Нескоромный
Главный редактор сайта alphapro.sony.ru

Продолжаем рассказ о велогонке Red Bull Trans Siberian Extreme 2017, начатый в материале «Побеждает сила духа». Дистанция 9158 км, длительность 24 дня, 87 городов... По сути, это настоящая драматическая история со своим сюжетом и героями. Страсти разыгрываются здесь нешуточные. Спортсмены тоже люди, несмотря на выдержку и грамотную психологическую подготовку. Можно фильмы снимать. Одним словом, велогонка - раздолье для фотографов и операторов. Собственно, это только подтверждают выдающиеся результаты, которые получили во время гонки профессионал Sony Alpha Денис Клеро и руководитель съемочной группы Семен Котенев со своими командами.  

Трудовые будни фотографов на велогонке Red Bull Trans Siberian Extreme 2017

© RED BULL CONTENT POOL

На соревнованиях 2017 года работали три фотографа, включая Дениса Клеро. Таким образом, съемка велась на три камеры: две ILCE-9 и ILCA-99M2. По сути трехнедельный фотомарафон стал первый серьезным полевым испытанием новой «девятки». Серийная съемка со скоростью 10 кадров/с позволяла захватывать едва уловимые эмоции спортсменов. Это было сложно, поскольку атлеты старались сдерживать свои чувства, как бы тяжело им не было, но иногда выдавали свое состояние микроэмоциями, и вот эти мгновения скоростная и бесшумная камера ILCE-9 успевала фиксировать. Особенно помогала автофокусировка по глазам. В целом, по словам Дениса Клеро, при съемке едущих велосипедистов из машины напротив попадание составляло около 85 процентов. Режим бесшумной съемки во время прохождения по маршруту был бесполезен, и его время наступало во время отдыха. Фотосъемка не раздражала усталых атлетов, они могли полностью расслабиться и вести себя так, как желали.

Камера Sony A9 отлично справлялась с любыми съемочными задачами, которые возникали во время прохождения велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme 2017

© VOLODYA VORONIN / RED BULL CONTENT POOL

Фотографы активно использовали аккумуляторный свет ProFoto B1 и B1X. Кстати, компания-производитель необычно позиционирует эти приборы. В описании они называются, как «Off-Camera Flashes», или сокращенно «OCF». Можно перевести как «внекамерные вспышки» (по аналогии с «накамерными»). Аккумуляторный свет ProFoto представляет собой студийный свет, предназначенный для... репортажного использования. Иными словами, вспышки занимают промежуточное положение между студийным и репортажным светом и должны заключать в себе все преимущества обеих категорий.

Один из примеров использования аккумуляторного света ProFoto B1 и B1X в полевых условиях. Фотографы размещали приборы на стойках, установленных на обочине дороги. Затем ждали спортсменов. Они пролетали за мгновение — и здесь очень пригодилась возможность камеры ILCE-9 снимать в серийном режиме со скоростью 20 кадров/с

Отдельно можно сказать о съемке Дениса Клеро на камеру ILCA-99M2. Визирование он часто осуществлял с помощью поворотного ЖК-дисплея. Свое предпочтение объясняет тем, что это решение отличается особой гибкостью, и он может быстро выбрать практически любой ракурс. А вот просмотр отснятого материала Денис Клеро производил в видоискателе. «В этом случае мне не мешает окружающая обстановка, я вижу фотографию в нейтральном окружении, как будто смотрю отпечаток в паспарту и рамке, висящий на стене выставочного зала. Это очень помогает для оценки съемки и последующего корректного отбора, тем более в условиях спортивного соревнования».   

Слева - Денис Клеро. Фототехника Sony Alpha, которая использовалась при съемке Red Bull Trans-Siberian Extreme: ILCE-9; ILCA-99M2; ILCE-7RM2; ILCE-6300; SEL-70200GM; SEL-1635Z; SAL-1635Z2; SAL-50F14; SEL-2470GM; SEL-24F18Z; SEL-55F18Z; SAL-300F28G2; SEL-28F20; SEL-057FEC; HVL-F60M

«Перед нами стояла задача показать грандиозность гонки, - продолжает Денис Клеро, - величие человека, его способность преодолевать самые тяжелые трудности». Конечно, когда сейчас рассматриваешь полученные результаты, то думаешь, что от фотографа требовалось только нажать на спуск, насколько богатую фактуру предлагала велогонка Red Bull Trans Siberian Extreme. В действительности все было несколько иначе. Только терпение, трудолюбие и творческий подход фотографов позволили получить потрясающие кадры, как, например, этот.

(Слева направо) Пьер Бишофф (Германия) и Петер Санхольт (Дания) мчатся во время 11-ого этапа велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme на участке Улан-Удэ-Чита. 2 августа 2017 года

© DENIS KLERO/RED BULL CONTENT POOL

Изображение собрано из двух снимков. Поскольку была ночь, другим способом получить аналогичный результат было бы проблематично. Таким образом, Денис Клеро снимок сначала с велосипедистами, чтобы проработать фигуры спортсменов и транспортные средства. Обратите внимание, что слева, на обочине дороги, размещен аккумуляторный свет, это он создает красивую полосу света.

ILCA-99M2, SAL-50F14, 1/1250 с, f/4, ISO 5000, f=50 мм

Спустя семь минут Денис Клеро сделал второй снимок, чтобы проработать небо. Для этого ему потребовалось выставить длинную выдержку в 20 с. Потом на компьютере объединил два изображения и высветлил тени, чтобы получить яркое свечение фар автомобилей. Получился эффектный кадр. (см. выше).

ILCA-99M2, SAL-50F14, 20 с, f/9, ISO 800, f=50 мм

Фотографы были везде. На старте, на финише, на участке трассы, где должны проехать спортсмены. Атлет смотрит в сторону, а там его встречает объектив фотографа. Он пьет воду, и каждый глоток фиксирует ILCE-9. Он готовится съехать с асфальтового покрытия на гравий, а Денис Клеро уже следит за ним через объектив SAL-300F28G2 и точно знает, в какую сторону полетят камни из-под колес. Каждый фотограф старался выстроить композицию еще до того момента, как произойдет действие. Это и есть высший фотографический пилотаж.

«Пилотировать» Денису Клеро приходилось постоянно. Например, вот этот кадр ему пришлось снимать шесть (!) раз, прежде чем получится нужный результат.

(Слева направо) Пьер Бишофф (Германия), Алексей Щебелин (Россия) и Марсело Флорентино Соарес (Бразилия) мчатся во время 8-ого этапа велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme на участке Новосибирск-Красноярск. 28 июля 2017 года

ILCA-99M2, SAL-50F14, 1 с, f/8, ISO 1600, f=50 мм, синхронизация по второй шторке

© DENIS KLERO/RED BULL CONTENT POOL

«Когда велосипедисты идут пелетоном, один за одним, - поясняет Денис Клеро, - то у фотографа есть всего один шанс, буквально единственный кадр. Таким образом, мы обгоняли группу велосипедистов, уезжали далеко вперед, чтобы было достаточно времени на подготовку, устанавливали осветительные приборы — на дороге и в машине, готовили дымовые шашки. Да-да, дым на этом снимке от дымовых шашек! Мы их вообще часто использовали для создания эффектного изображения. Все приготовили, ждем. Наконец, едут спортсмены, пролетают за мгновение. Шашки, дым, свет, камера, срабатывание затвора. Смотрю результат — годится».

(Слева направо) Петер Санхольт (Дания), Марсело Флорентино Соарес (Бразилия), Пьер Бишофф (Германия) и Алексей Щебелин (Россия) мчатся во время 11-ого этапа велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme на участке Улан-Удэ-Чита. 3 августа 2017 года

ILCA-99M2, SAL-1635Z2, 1/400 с, f/8, ISO 5000, f=35 мм

© DENIS KLERO/RED BULL CONTENT POOL

Иногда Денис Клеро уезжал вперед, чтобы включить в кадр со спортсменами интересную локацию: дерево, церковь, дорожные работы, придорожную жизнь. «Однажды мне пришлось даже купить у бабушек в деревне пять ведер лисичек. Потом я отдал грибы на нашу полевую кухню. Но что не сделаешь ради хорошего кадра!». 

Марсело Флорентино Соарес (Бразилия) мчится во время 12-ого этапа велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme на участке Чита-Свободный. 5 августа 2017 года

ILCA-99M2, SAL-1635Z2, 1/1600 с, f/22, ISO 2500, f=20 мм

© DENIS KLERO/RED BULL CONTENT POOL

Еще один любопытный снимок. Здесь показана группа атлетов и машина видеогруппы. Внутри сидит оператор и ведет съемку. Сюжет хорошо прочитывается, благодаря осветительным приборам, помещенным в салоне микроавтобуса.

(Слева направо) Пьер Бишофф (Германия), Аске Сёби (Дания), Марсело Флорентино Соарес (Бразилия), Микаэль Кнусен (Дания) и Петер Санхольт (Дания) мчатся во время 6-ого этапа велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme на участке Тюмень-Омск. 24 июля 2017 года

ILCA-99M2, SAL-1635Z2, 1/250 с, f/4, ISO 1250, f=70 мм

© DENIS KLERO/RED BULL CONTENT POOL

Следующий снимок сделан в пять часов утра. Поскольку еще не было достаточно светло, пришлось подсветить атлетов аккумуляторной вспышкой. В результате мы видим отличное живописное изображение.

(Слева направо) Марсело Флорентино Соарес (Бразилия) и Алексей Щебелин (Россия) мчатся во время 9-ого этапа велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme на участке Красноярск-Иркутск. 30 июля 2017 года

ILCA-99M2, SAL-1635Z2, 1/1600 с, f/8, ISO 400, f=17 мм

© DENIS KLERO/RED BULL CONTENT POOL

Фотографы работали посменно, чтобы успевать фиксировать все события. Например, спортсмен сходит с дистанции. Это происходит внезапно, но рядом обязательно должен быть фотограф, независимо от времени суток. Или произошел старт очередного этапа. Фотограф снимает, садится в микроавтобус и обрабатывает изображения. Все это происходит во время движения автомобиля.

Готовые результаты выгружались на сайт www.redbullcontentpool.com. Как правило, с момента старта до выгрузки фотографий проходило около 20 минут. В целом за день каждый фотограф выгружал от 5 до 25 фотографий.

Нередко фотографам приходилось работать в экстремальных условиях. Под белым зонтиком установлена камера на штативе, рядом - аккумуляторный свет. Все готово, чтобы сфотографировать проезжающих мимо спортсменов. Соответственно, если появится пелетон, то будет снят всего один кадр. После этого фотографы соберут оборудование, загрузятся в микроавтобус и поедут на обгон велосипедистов, чтобы впереди вновь установить камеру на штативе и свет. И дождь им не помеха. Ни людям, ни технике. К слову, зонтик здесь для перестраховки. Денис Клеро не раз фотографировал под дождем, и камера ILCA-99M2 ни разу его не подвела.

Велогонка Red Bull Trans Siberian Extreme сыграла в судьбе Дениса Клеро важную роль. «Произошел переломный момент, - поясняет он. - Для меня открылась глубина фотографии, изменилось восприятие мира. Как будто я заново научился фотографировать, появилась способность видеть необычное в обычном».

Думаю, основная причина заключается в том, что во время работы над таким длительным и сложным проектом фотографам передается эмоциональное напряжение спортсменов. Они не только видят, что происходит на трассе, но сопереживают. Параллельно со спортсменами фотографы достигают своих результатов в индивидуальном зачете. Награда — признание зрителей.

О том, как во время велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme 2017 видеогруппа под руководством Семёна Котенёва осуществляла видеосъемку, читайте здесь.

Велогонка Red Bull Trans-Siberian Extreme 2017 года.

Все фотографии © DENIS KLERO/RED BULL CONTENT POOL

поделиться