Статьи
Sony в соцсетях

Временной
фактор

или Что происходит со снимками 10 лет спустя

Сергей Гаврилов

Поспешишь — людей насмешишь. В этой забавной поговорке кроется мудрая мысль, к которой мы возвращаемся очень часто на протяжении всей своей жизни. Написал разгневанное письмо руководству — лучше отложить его до утра, вполне вероятно, что хороший сон успокоит нервы, и с утра придется переписывать послание. Аналогичная ситуация и с фотографиями.

Все именитые эксперты советуют откладывать съемку на (не) продолжительное время, чтобы взглянуть на творение рук своих отстраненно, без эмоций, как будто делал это не ты, а кто-то другой. Чтобы посмотреть на работу холодным взглядом незаинтересованного человека. (Конечно, это не касается репортерской съемки.) Я часто слышал эти рекомендации, заочно верил в них, однако после того, как убедился в этом сам, осознал, насколько это серьезное поведение.

Сетевой накопитель данных (NAS) выступает фундаментальным архивом для фотографа. Наиболее безопасное решение, если там организован RAID-массив для хранения данных.

Новое - хорошо забытое старое

Однажды мне пришлось искать старые съемки, о которых я не вспоминал долгое время. Я почти забыл об их существовании. Мне казалось, что из своих работ за многие годы я выжал все, что можно. Одна из них даже стала в 2015 году победителем в конкурсе Best of Russia.

Однако спустя четыре года (2015-2019) я посмотрел на материал другими глазами и увидел то, чего не смог разглядеть ни в 2015 году, ни позже. Одно изображение, которое раньше не представляло для меня интереса, вдруг открылось с новой стороны.

Вывод простой. Иногда очень полезно забыть о сделанной съемке, чтобы вернуться к ней спустя... несколько лет. Поэтому я не удивлюсь, если через 10 лет обнаружу другую свою работу в новом качестве, которая сейчас выглядит, как проходная.

 

Вместо эмоций - новый смысл

Почему так происходит? Во-первых, спустя время мы перестаем быть заинтересованными. Перестаем испытывать весь комплекс эмоций, которые были в тот период, когда произошла съемка. Мы забываем, какой был день, какая стояла погода, что мы ели и о чем были разговоры во время съемки. Остается только изображение. И даже если во время съемки присутствовало чувство влюбленности, то спустя несколько лет оно точно пройдет и не будет мешать восприятию изображения. Мы будем смотреть на фотографию холодным взглядом профессионала. Кроме того, спустя годы у нас, безусловно, появится новый жизненный опыт, что также повлияет на восприятие.

Именно эта работа спровоцировала появление статьи. В 2015 году я сделал съемку американской балерины Джой Вомак/Joy Womack. Одна фотография из серии победила в конкурсе Best of Russia. Ну, а этот снимок мне показался тогда невыразительным и в чем-то небрежным. Обнаружил я его случайно его в этом году, разбирая архивы. Когда увидел, то испытал шок. Работа - потрясающая по своей выразительности. Здесь есть и творческая непоколебимость, и настойчивое стремление вперед, и стремление защитить себя от негостеприимного окружающего мира. Фотография наиболее полно отражает сущность Джой Вомак, ее непростую судьбу американской балерины в России.  

Когда фотограф превращается в зрителя

В оценке произведения искусства участвует несколько человек. Сам фотограф, модель и зритель. Поэтому, когда мы откладываем съемку на время и смотрим ее спустя несколько лет, то из фотографов превращаемся в зрителей. Причем зрителем непредвзятым, с холодным разумом и с профессиональными устремлениями. Таким образом, я призываю не удалять снимки сразу после того, как заказчик одобрил съемку. Как правило, это делается для того, чтобы освободить место на компьютере. И я предлагаю отложить эти действия на десять лет.

 

О пользе технического брака

Конечно, сразу следует удалять технический брак. В то же время у меня были случаи, когда я менял отношение даже к бракованным работам. Поясним, что под браком понимаются шумы, смазы, пересветы и проч. В зависимости от подхода эти дефекты можно расценивать как дефекты или как некие визуальные выразительные средства, которые по-новому раскрывают идею, заложенную в изображении.

«Фотоизображение не конечно — оно постоянно меняется»

Опыт мэтра

Классик мировой фотографии Йозеф Куделка не только откладывает свои съемки на несколько лет. Он просит посмотреть на них близких, коллег, фотомоделей и даже просто чужих людей. Да, он спрашивает чужое мнение. Очень важно для объективной оценки своих работ узнать мнение со стороны. Отстраненность играет важную роль. Конечно, сколько людей — столько мнений. И наше право - считать это мнение ценным или пропускать мимо ушей.

 

Как хранятся мои снимки

Мой архив хранится в обычном ящике в шкафу. В нем, к сожалению, совершенно бессистемно лежит несколько десятков жестких дисков, коробки с пленками и компакт-дисками (CD и DVD).

Самые ценные съемки я дублирую на нескольких дисках. Конечно, я очень переживаю, что мой архив не организован. В то же время благодаря этому случаются «моменты отложенной радости». Это когда я неожиданно обнаруживаю забытый, но хороший кадр, который вызывает у меня сразу множество положительных эмоций.

На дисках файлы лежат по папкам. Имя модели/персонажа, название съемки и дату я сохраняю в EXIF-данных, здесь же прописываю авторские права. Также я использую для хранения съемок облачное хранилище емкостью один терабайт.

Снимки я сохраняю в формате RAW, который иногда дублирую JPEG-файлом. Почему? Не раз случалось, когда я сделал обработку снимка, а спустя время изменилась фотографическая мода. Приходилось обработку менять, а для этого нужен RAW-файл.

Хотим мы того или не хотим, но мода на изображение постоянно меняется. Могу даже сказать, что любое фотоизображение не конечно — оно изменчиво. Со временем меняется и человек, и мода, и фотография.

В качестве оперативного архива многие фотографы используют обычные жесткие диски.

Заключение

Наконец, нужно понимать, что тот момент, когда мы нажали на спуск затвора и увидели спустя мгновение изображение на дисплее, это и есть самый правильный момент, когда нужно решать судьбу снимка — достоин он быть сохраненным или нет. Иногда стоит отложить это решение на потом. Просто не торопитесь.

 

 

Alpha-советы:

1. Сохраняйте съемку в формате RAW, так вы сможете спустя время обработать изображения в новой (модной на текущий момент) стилистике.

2. Наиболее важную съемку дублируйте на 2-3 дисках.

3. Возвращайтесь к съемке спустя несколько лет, так вы сможете увидеть ваши работы в новом свете.

4_Не удаляйте все работы с дефектами — смаз, шум, проч. Эти недочеты спустя годы могут оказаться преимуществами, раскрывающими художественный замысел изображения с новой стороны.

 

Примечание:

NAS - «НАС», сетевой накопитель данных

RAID - «РЭЙД», массив независимых жестких дисков

Best of Russia - «Бест оф Раша», фотоконкурс

CD, DVD - «СиДи», «ДиВиДи», компакт-диски для записи данных  

 

 

Август 2019

поделиться