Материалы
Sony в соцсетях

Вся наша жизнь — игра

или Как фотографу создать образ

Владимир Нескоромный
Главный редактор сайта alphapro.sony.ru

Как сделать хороший портрет? Фоторесурсы интернета наполнены огромным количеством любительских портретов. Их авторы считают, что создали если не шедевры, то работы, близкие к идеалу. И по этой причине не могут понять, почему результаты их труда не вызывают искреннего восхищения среди зрителей. Мне приходится довольно часто видеть такие работы и общаться с их авторами. С технической точки зрения, фотографии выполнены безупречно, но ощущения «Ах!» они не вызывают. Тем не менее фотографы продолжают пытать каждого рецензента: «Ну, что же здесь не так?».

Исчерпывающий и лаконичный ответ я обнаружил на мастер-классе Влада Шутова, который прошел в мае. Он показал участникам две пары фотографий - девушки и юноши. К сведению, они были сделаны во время различных фотосессий. Я испытал легкий шок. Все секреты мастерства стали понятны буквально за мгновение - «Оказывается, все так просто...».

На первых снимках была представлена фотомодель (девушка и юноша) в том состоянии, когда они пришли в студию, чтобы сделать портфолио. Вторые две пары — результаты фотосессий, которые длились несколько часов.

Первая пара фотографий это хорошие снимки, но чисто любительского уровня. Все сделано грамотно — ракурс модели, световой рисунок, резкость и проч. Казалось бы, не к чему придраться.. Но для Влада Шутова это не результат, вернее технический результат - отправная точка для дальнейшей работы. Он преодолевает рубеж, который для подавляющего большинства фотографов-любителей является финишной чертой. Потому что его итоговые работы кардинально отличаются от первых и представляют собой произведение фотографического искусства. Как же Владу Шутову удалось добиться этого результата? Как свои «любительские снимки» он превратил в маленькие шедевры?

Самый простой ответ — нужно работать с моделью. На что фотографы-любители отвечают, что они «работают с моделью». Но что же не так? Дело в том, что Влад Шутов фотографирует не человека, но образ, который он создает вместе с моделью. Художественная фотография — не документальная, в ней может и должен присутствовать вымысел.

Художественная фотография — не документальная, в ней может и должен присутствовать вымысел.

Это тот самый момент в фотографии, который многим воспринимается как очень простой этап. Сказали представить из фотомодели женщину-вамп - пожалуйста. Попросили превратить ее в тихоню-отличницу - тоже без проблем. Только вот зрители почему-то не воспринимают этот результат. «В чем же дело? - спрашивает себя фотограф. - У меня дорогая камера, светосильная оптика, мощный компьютер. Почему не получается?».

«Чтобы убедить зрителей поверить в созданный образ, - поясняет Влад Шутов, - фотограф вместе с моделью должен создать именно правдивый образ. Вымысел должен быть жизненной правдой, иначе зритель не поверит». Книга, театр, кино — это все вымышленные миры, которые создают авторы, но зрители в них верят, сопереживают героям, смеются и плачут. Фотограф должен создать именно такой мир — выдуманный, но правдивый. Он должен научиться создавать образы и погружаться в них вместе с моделью.

Каждый фотограф немного психолог, немного режиссер, немного актер. Фотография — театр. Свет, декорации, грим, костюмы, сценарий, роли и тексты. Получается, что начинающему фотографу нужно посещать не мастер-классы, а театральные спектакли... А еще лучше самому немного поучиться актерскому мастерству. Во время этюдов придется изображать одинокий камень на берегу, зимнюю стужу, старый шкаф. И в этом нет ничего смешного!.. С подобных маленьких перевоплощений начинаются Онегины и Гамлеты. Нужно уметь перевоплощаться, чтобы объяснить фотомодели, как вести себя перед объективом. Но важны не просто слова, а именно понимание образа, его приятие, вера в него, в конце концов.

Кадр, который делает любитель, это всего лишь просто одиночный кадр. Настоящий профессионал показывает мгновение созданной реальности, фрагмент протяженного во времени действия, которое происходило на съемочной площадке. Снимок выглядит как бы вырванным из контекста. Именно в связи с такими работами арт-критики говорят о нарративности — повествовательности, о глубине и об эмоциональном наполнении. Именно подобные работы таят некую загадку, которую зрителю хочется разгадать. Мы искренне верим в то, что были определенные события до снимка, и они продолжились после. Это и есть настоящее мастерство.

Влад Шутов рассказал в общих чертах, что именно он предпринял, чтобы создать с фотомоделями образы и получить нужный результат. Пересказывать это нет смысла, поскольку любая фраза будет выглядеть вырванной из контекста и неточной. Важно то, что во время съемки он видел цель, причем это было не фотоизображение, но герой, характер, образ. И когда Влад Шутов понял, что характер героя визуально раскрыт, он нажал на спуск.

поделиться