Новости
Sony в соцсетях
1
29.06.2020
Анна Ростовцева рассказала об освещении и киноприемах в фотосъемке
219

Света никогда не бывает много. Однако фотографы об этот нередко забывают. Вернее, не уделяют должного внимания тем выразительным средствам визуального языка, которые им предоставляет различное освещение. Именно с разговора о свете начала свой эфир в сети Instagram «Свет и эмоции в домашних съемках на карантине» детский и семейный фотограф Анна Ростовцева.

«В 85 процентов случаях глаз воспринимает сначала свет и цвет и уже потом содержание самой картинки. Но мы забываем о том, что с помощью света мы можем говорить с нашим зрителем. Не бойтесь работать со светом, экспериментировать с ним».

Анна Ростовцева рассмотрела различные примеры использования контрастного освещения и заострила внимание на том, как работа со светом позволяет обнаруживать различные смыслы в сюжетах.

«Контрастный кадр хорошо держит лицо, позволяет сосредоточить внимание на главном. Чем ближе мы располагаем сюжет относительно источника освещения, тем более контрастным будет свет. Чем дальше - тем более рассеянное освещение. Контрастный свет заставляет зрителя всматриваться в детали, которых не видно, потому что они ушли в тень, сообщает зрителю о драме, о глубинном смысле. Такие фотографии заставляют задуматься».

Также Анна Ростовцева предлагает разнообразить съемку необычными ракурсами. Например, использовать рамку, снимать сквозь дверной проем, сквозь/через элементы интерьера или сверху.

«В начале съемки мои взрослые герои, как правило, находятся в напряжении, скованы. Да, они выполняют мои просьбы, совершают активности, но все это выглядит наигранно. Тогда я просто ухожу в другой конец помещения, нахожу такое место, откуда меня не видно. И когда понимаю, что меня окончательно потеряли, начинаю снимать через детали мебели, интерьера, предметов. Получается своеобразный эффект подглядывания. Когда взрослые не видят фотографа, они начинают жить».

Благодаря контровому освещению появился акцент на руке девушки. Жест стал более выразительным. Sony A9, Sony FE 85 мм F1.4 GM, 1/640 c, f/1.4, ISO 640, f=85 мм

Другой интересный прием, с которым познакомила участников эфира Анна Ростовцева, основан на отражении. «Если в помещении неэстетичный пол, то его можно обыграть с помощью отражения от окна и таким образом скрыть основные дефекты. К объективу следует приложить экран смартфона или другую отражающую поверхность. В принципе, можно взять и зеркало, но оно дает слишком прямолинейный эффект. Поэтому я предпочитаю все-таки ненавязчивое решение, чтобы оно не было особо заметно. Например, неосведомленный зритель может предположить, что на полу просто находится лужа».

Отражение на полу получено с помощью экрана смартфона. Sony A9, Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50 мм F1.4 ZA, 1/1250 c, f/1.4, ISO 640, f=50 мм

Внезапная поломка 50-мм объектива огорчила Анну Ростовцеву, но позволила ей найти необычное решение. «Если любой объектив просто приложить к байонетному присоединению камере и именного отклонить с одной стороны, то мы получим эффект tilt-shift-объектива, причем с автофокусом».

Другой прием, про который рассказала Анна Ростовцева, называется голландский угол (Dutch tilt), или немецкий. Два названия одного и того же понятия появились по причине путаницы в созвучных словах - Dutch и Deutsch. То есть собственно «угол» изобрели немецкие кинематографисты, но в процессе использования его стали называть не немецким Deutsch, а голландским Dutch. Конечно, на суть эта терминологическая разница никак не влияет.

Смысл приема можно описать кратно - «завалить горизонт». Однако это следует делать не бездумно, а согласно канонам композиции. Камера должна быть направлена снизу вверх и расположена под наклоном к линии горизонта.

«Подобные диагональные линии в кадре вызывают больше эмоций и чувств, - продолжает Анна Ростовцева. - Если вы расположите ваших героев на любой точке диагональной линии, то это всегда будет работать». В качестве примера можно рассмотреть приведенный выше кадр с отражением.

Чтобы тренировать насмотренность, Анна Ростовцева, делает такое упражнение. Она смотрит фильм, делает скриншоты, сохраняет их в папке на компьютере и перед съемкой просматривает эти изображения, чтобы получить вдохновение.

Например, в фильме «Шоколад» (2000) она увидела интересный момент и на его основе придумала кадр. «Перед открытием кафе с окон снимаются газеты, приклеенные к окнам. Героиня отрывает газеты и в друг видит, как с улицы на нее смотрят большие детские глаза».

Идею для этого снимка Анна Ростовцева увидела в фильме «Шоколад». Sony A9, Sony FE 85 мм F1.4 GM, 1/60 c, f/2.8, ISO 640, f=85 мм

Один из любимых фильмов Анны Ростовцевой - «Искупление» (2007). «Там красивый сюжет, много киноприемов и нестандартного кадрирования». Другой фильм, который она рекомендует посмотреть, это «Отель „Гранд Будапешт“» (2014). «Безумно стильный, история про симметрию. Вообще, когда мы снимаем с использованием киноприемов, наши фотографии смотрятся гораздо интереснее».

Снимок, сделанный в кинематографической стилистике. Sony A9, Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 мм F1.4 ZA, 1/500 c, f/1.8, ISO 200, f=35 мм

Еще она рекомендует изучать творчество тех фотографов, которые были в тренде 10-20 лет назад. «Помните, что все новое — это хорошо забытое старое, и все новые тенденции идут к нам из прошлого».

В течение десяти лет Анна Ростовцева снимала на зеркальные камеры. Два года назад она перешла на беззеркальные камеры Sony. Сейчас у нее Sony A9. «С камерой Sony не попасть в фокус невероятно сложно. Даже, например, когда родители подбрасывают малыша вверх, и фазы движения длятся доли секунды. 99 кадров из 100 точно будут в фокусе. Кроме того, на Sony мне больше нравятся цвета».

Во время съемки Анна Ростовцева редко пользуется видоискателем и производит визирование по ЖК-дисплею. «Это позволяет мне эмоционально быть вместе с героями съемки, дает ощущение вовлеченности в происходящее. Герои раскрываются только тогда, когда вы раскрыты, когда даете им энергию, можете общаться. Ну, а камера обеспечивает технически безупречный результат».

Анна Ростовцева рекомендует применять нестандартные ракурсы. Sony A9, Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50 мм F1.4 ZA, 1/320 c, f/1.4, ISO 640, f=50 мм

Анна Ростовцева снимает на дискретные объективы: Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 мм F1.4 ZA, Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50 мм F1.4 ZA, Sony FE 85 мм F1.4 GM. «Это мой любимый набор». Также она планирует приобрести Sony FE 135mm F1.8 GM и Sony FE 24mm F1.4 GM. Периодически пробует старую советскую оптику, но последующая цветокоррекция работ оказывается довольно сложной. Начинающим она советует начать с 50-мм объектива. «Это уникальное фокусное расстояние».

Узнать больше про Анну Ростовцеву можно здесь

Все фото: © Анна Ростовцева

219
Источник: https://www.sony.ru/alphapro/