Новости
Sony в соцсетях
1
31.03.2020
Елена Шумилова раскрыла секреты портретной съемки детей
298

Уникальность детских портретов Елены Шумиловой заключается в том, что они воспринимаются естественными, однако одновременно содержат в себе некую сказочность. В своем эфире в сети Instagram («Детский портрет - какова степень участия автора в создании образа?») она рассказала, как ей удается достигать такого результата.

Во время коммерческих съемок фотограф не всегда может выбирать своих героев. Однако он может управлять: одеждой, освещением и локацией (обстановкой). Елена Шумилова подробно рассмотрела все три составляющие.

 

Одежда

При подборе одежды для съемки Елена Шумилова советует руководствоваться вкусом в фотографии. «Не вашему вкусу, как человека, - уточнила она, - но именно вашему вкусу [фотографа] в фотографии».

Например, для своих съемок Елена Шумилова выбирает минималистичную одежду. «Чтобы отсутствовали детали, чтобы крой подчеркивал гармоничный силуэт человека».

Например, рассмотрим этот портрет девушки в поле (см. ниже). Что здесь важно в одежде и в образе? Одежда должна гармонировать с окружающей обстановкой. Платье простой фактуры и свободного силуэта, оно гармонирует с фактурой поля. Ткань - такой же естественный материал и в тех же теплых тонах, как и вся сцена. Платье гармонично сидит на этой девушке, подчеркивает положительные моменты ее внешности.

Также для Елены Шумиловой важно, чтобы одежда красиво драпировалась - возможности ткани. «Ткань, которая красиво драпируется - одно из главных моих требований к одежде. Иногда при подготовке к съемке я беру ткань и сжимаю ее, чтобы проверить, какие складки образуются при драпировке. Для летней фотосъемки хорошо иметь такие ткани, которые легко поднимаются ветром».

Платья на героине гармонирует с окружающей обстановкой

Освещение

Елена Шумилова сказала о важности и гибкости света, особенно если используется только естественное освещение. В зависимости от его характера можно рассказать историю.

«Во время этой съемки в поле (см. илл. выше) было солнечно, и я попросила героиню кружиться вокруг себя, иногда закидывать волосы, расставлять в стороны руки, подхватывать платье, улыбаться. Я хотела изобразить легкость бытия и радость жизни. Если бы увидела, что свет становится более драматичным, погода приобретает мрачные черты, то героине дала бы задание изображать другое настроение. Попросила бы девушку представить драматичные эмоции, убегать, оборачиваться, прижимать руки к груди».

 

Гармония

Одежда должна гармонировать как с героями, так и с окружающей обстановкой. Например, в этой работе (см. ниже) присутствует несколько детей. Несмотря на то, что одежда специально подбиралась к съемке, она выглядит случайной, и это хорошо, считает Елена Шумилова. Образ должен быть естественным, что обеспечивает поношенная одежда, мятая, и даже слегка выбивающаяся из общего стиля и гаммы. «Фотографу нужно найти баланс между случайностью и подготовленностью».

Особое внимание Елена Шумилова уделяет фактуре одежды. «Если свитер, то крупная и фактурная вязка - на ней мы хорошо увидим, как драпируется материал, и как ложатся светотени». Также имеет смысл использовать разные материалы. «Если снимаете одного человека, то можете на платье накинуть шаль - получится сочетание разных фактур».

Для этой съемки одежда подбиралась специально, однако выглядит она случайной

Взаимодействие между героями

Елена Шумилова отметила важность позы модели, которую определяет фотограф и в качестве примера привела портрет двух девочек (см. ниже). Она изначально запланировала создать определенное взаимодействие межу героинями. Таким образом, одна сидела в профиль, голова поднята, глаза закрыты, плечи максимально опущены — эта поза свидетельствует о том, что человек расслаблен и наслаждается солнцем. Вторая героиня проявляет заботу о ней — заплетает косичку. Обе сидят параллельно камере, поэтому находятся в одной глубине резкости. Это позволило снимать на открытой диафрагме f/2.2 и размыть задний фон (сарай), который находился не очень далеко от героинь.

Идею этого снимка и характер взаимодействия между детьми Елена Шумилова придумала заранее и на съемочной площадке реализовала задуманное

Цвета

Елену Шумилову спросили про использование красного цвета. «К нему я отношусь спокойно, но он опасный». Она использует красный цвет в своих работах, но редко. Это может быть реквизит, например, воздушные шарики, и никогда — элементы одежды. Она отметила, что работает с цветами интуитивно. Например, может свободно сочетать зеленый, желтый и синий цвета (см. илл. ниже). «Многие, наверное, скажут, что так нельзя, но я — делаю, и если не совсем уверена в цветах, то немного приглушаю их».

Елена Шумилова работает с цветами интуитивно

Техника

Елена Шумилова начинала с цифровой зеркальной камеры. Приобрела недорогую полнокадровую модель с объективом 50 мм f/1.2. Подобная светосила нужна была для съемки портретов. Но оптика полностью не устраивала, поэтому она дополнительно взяла объектив 135 мм f/2.0. Оказалось, что с длинным фокусом в чем-то проще работать, поскольку он позволяет создавать атмосферные работы с воздушным стилем.

Сейчас у Елены Шумиловой беззеркальная камера Sony A7R III и цифровая зеркальная модель с объективом 85 мм f/1.2. Для камеры Sony она использует Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 mm F1.4 ZA и Sony FE 85 mm F1.4 GM. С этими двумя объективами закрывает все задачи. Благодаря большому разрешению 42 Мпикс. у модели Sony A7R III, Елена Шумилова получает бОльшую свободу при кадрировании.

На вопрос о том, какую камеру она бы посоветовала новичкам, Елена Шумилова ответила, что нужно изучить обзоры, а потом протестировать понравившуюся модель. «В современной реальности я не стала бы покупать камеру без теста».

 

Объектив 35 мм

Елена Шумилова похвалила объектив Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 mm F1.4 ZA. «Классная модель, особенно люблю снимать на нее видео. Объектив обеспечивает потрясающий воздушный объем». Рассмотрим в качестве примера эту работу (см. ниже).

Снимок был сделан в С.-Петербурге во время белых ночей. «Мне хотелось показать и город, и детей с голубями. Снимала с диафрагмой f/2.2, что позволило размыть фон».

Снимок сделан на объектив Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 mm F1.4 ZA, который обеспечивает потрясающий воздушный объем

Работа с пространством

Для постобработки Елена Шумилова использует программу Photoshop. Помимо основных операций она сжимает или расширяет пространство изображения, например, когда нет возможности кадрировать. Проанализируем тот же снимок (см. выше).

«Мне понравилась правая часть — дом со светящимися окнами, однако из-за этой части все изображение было широким, а я не хотела делать широкий кадр, мне были нужны другие пропорции». Таким образом, она выделила всю правую часть кадра и немного ее сжала. «Это моментальная операция, делается она быстро, и бывает нужна достаточно часто».

 

Контраст

Довольно интересных решений в изображении можно добиться с помощью изменения такого параметра, как контраст. Этот снимок (см. ниже) сделан во время облачной погоды, когда сложно получить объем и атмосферность, потому что освещение довольно плоское. Как поступила Елена Шумилова во время постобработки?

Она сделала передний план более темным и контрастным. Она затенила весь правый угол, в том числе часть лошади. Одновременно подняла контраст на руке, кофте, плече и лице девочки. Задний план, наоборот, облегчила - сделала светлее, убрала контрасты и даже добавила немного полупрозрачной белой кисти (в программе Photoshop). Все это позволило усилить эффект атмосферности.

За счет изменения контраста переднего и заднего планов Елене Шумиловой удалось добиться особой атмосферности в снимке

Импровизация

Елена Шумилова не готовит перед съемкой референсные изображения и не делает эскизы. «На это просто не хватает времени». Заказчики нередко на съемку приносят не ту одежду, которую она просит — приходится подстраиваться. «Очень часто одежда сидит не так, как я предполагала. Именно поэтому я стала просить приносить не один, а два комплекта одежды». Таким образом, почти каждая ее фотосессия непредсказуемая, и приходится импровизировать.

«Вот случайный снимок, сделанный в Дании. Я проводила съемку, но неожиданно обернулась и сделала этот кадр, хотя стрит-фотографией совершенно не увлекаюсь. При обработке приглушила цвета, поскольку я небольшой любитель сильно ярких изображений».

Елена Шумилова увидела этот сюжет случайно. Однако не растерялась и сделала снимок

Локации

Перед съемкой Елена Шумилова настоятельно рекомендует изучить локацию и потратить на это до 30 минут. «Для меня важное правило — изучить место съемки перед тем, как начать работу. Как правило, бывает вполне достаточно 30 минут, чтобы понять, как пересекаются линии, какие цвета преобладают, какие контрасты присутствуют, где будет находиться герой и проч. Все это важно определить заранее, потому что, когда начнется съемка, вас захлестнут эмоции, придется много внимания уделять освещению, и уже не хватит сил, чтобы думать о фоне».

 

Родители

Слушатели эфира спросили, а как сделать, чтобы маленький ребенок не стеснялся во время съемки? «Нужно просто подождать. Никаких других рецептов я не знаю». Некоторые фотографы избегают участия родителей, пояснила Елена Шумилова, однако она обязательно знакомится с родителями и объясняет им, что хочет получить в результате и как именно будет работать. Без участия родителей она не снимает, и такой формат значительно облегчает ей работу.

Заключение

Елена Шумилова отметила, что фотографу очень важно снимать в такой обстановке и такие истории, которые гармонируют с его внутренним состоянием. То есть не стоит следовать трендам и/или угождать заказчику. «Мы хорошо можем делать только то, к чему у нас лежит душа. Фотография — настолько прямое отражение души человека, что здесь ничего невозможно утаить».

Узнать больше про Елену Шумилову: https://www.sony.ru/alphapro/professionalsalpha/elena-shumilova

Все фотографии: © Елена Шумилова

298
Источник: www.sony.ru/alphapro/