Новости
Sony в соцсетях
1
31.03.2020
Антон Уницын объяснил, как поймать эмоции в портретной съемке
376

Почему одни портреты цепляют, а другие — нет? Может быть, нужна дорогая камера и объектив. Или студия с необычным интерьером? Или пригласить известную фотомодель? По мнению Антона Уницына, один из залогов успешного портрета заключается в том, чтобы уметь передавать состояние героя. Человек в кадре эмоционально окрашивает изображение, что гораздо важнее внешних элементов в виде интерьера или одежды. Об этом он рассказал в своем эфире в сети Instagram «Эмоции и психофизика в портрете».

Состояние человека передается через эмоции (выражение лица) и психофизику (положение тела). Психофизика работает на общих и средних планах, в то время как эмоции - на крупном и среднем планах. Таким образом, на среднем плане работают и эмоции, и психофизика.

У Антона Уницына есть проект «Психологический портрет», и в нем он много работает с ростовыми портретами, с общим планами, именно для того, чтобы задействовать пластику тела.

«Очень часто люди воспринимают портрет, как привычное среднеплановое кадрирование, когда поясной портрет выступает самым распространенным решением этой задачи. На самом деле, портрет может быть и ростовым, и поясным, и лицевым».

Антон Уницын. Из проекта «Психологический портрет». Sony A9, Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 мм F1.4 ZA, 1/40 c, f/4, ISO 800, f=35 мм

Эмоции

Во время съемки фотографу важно получить естественные эмоции, чтобы человек не выглядел позирующим. Например, тот же прямой взгляд в камеру выглядит дешево, его надо избегать. Так как же получить эмоции? Антон Уницын предлагает два способа: "Вызывать" и "Ждать".

В первом случае ("Вызывать") фотографу следует во время съемки постоянно контактировать с человеком, пытаясь вызвать у него эмоции. Спрашивать факты из жизни, пытаясь поймать тот момент, когда человек будет переключаться с одной мысли на другую — в это мгновение можно поймать искренние эмоции.

Также можно создавать динамику в кадре. Например, попросить героя походить, даже просто покачаться из стороны в сторону. Это покажется странным, но кадр получится удачный, потому что в момент обдумывания («Попрыгать - зачем?..») у героя появятся микроэмоции.

Если фотограф прекратит контактировать с человеком ("Ждать"), он замкнется в себе. Начнет думать про свои проблемы, планы, станет погружаться в себя. Иными словами, героя можно просто... пересидеть. Безусловно, это будет странный опыт как для фотографа, так и для его модели (когда в студии царит молчание), однако результат действительно получается. Безусловно, до начала съемки следует обговорить этот момент, чтобы не случился конфуз. «На практике работают оба способа, - отметил Антон Уницын, - и я применяю их постоянно».

Антон Уницын. Из проекта «Психологический портрет». Sony A9, Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 мм F1.4 ZA, 1/60 c, f/1.4, ISO 100, f=35 мм

Другие жанры

Принципы эмоций и психофизики могут работать и в других жанрах, кроме портретного. Например, стрит-фотография. «По факту очень мало фотографов, которые работают в этом жанре, хотя он полезен для любого. Стрит — это бесконечный полигон для самосовершенствования, а улица есть у каждого. Контраст, цветкомпозиция, момент — стрит очень хорошо обучает. Просто попробуйте это направление в качестве упражнения, и вы удивитесь, как много сможете перенести в любую область фотографии»

Семейная съемка. «Семья очень легко уходит в себя и начинает жить своей жизнью. Забывает про фотографа. И вам придется только аккуратно ловить эмоции, состояния».

 

Выбор объектива

Антон Уницын предпочитает снимать портреты на 35-мм оптику, потому что получается объемная и фактурная картинка. «Все слышали про правила, согласно которым снимать на полном кадре ростовой портрет нужно на 50 мм, поясной на 85 мм, лицевой на 105-135 мм. Однако их можно и нужно нарушать. Например, все работы в жанре психологического портрета я снимаю на 35 мм. Вообще 35 мм - мое любимое фокусное расстояние».

По словам Антона Уницына, 35 мм является универсальным фокусным расстоянием. «Может служить для общего плана. А если подойти поближе, то можно снять и портрет, причем как средним планом, так и достаточно крупным».

Антон Уницын похвалил объектив Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 мм F1.4 ZA, однако заметил, что он немного смущает его габаритами и массой. Гораздо привлекательнее Sony FE 35 мм f/1.8, который недавно появился: «Очень классный, маленький, резкий, легкий, и он лишь немного уступает по светосиле».

Антон Уницын. Из проекта «Психологический портрет». Sony A9, Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 мм F1.4 ZA, 1/60 c, f/4, ISO 800, f=35 мм

Почему JPEG?

Многие часто слышали, что Антон Уницын снимает в формате JPEG. На самом деле, в его настройках установлена пара JPEG+RAW. Но по факту он использует и обрабатывает только JPEG-файл.

«Это значительно ускоряет скорость обработки съемки. И если вы попали в баланс белого, правильно проэкспонировали, то RAW-файл вам не нужен. Кроме того, JPEG, полученный на камерах Sony реально хорошо тянется».

Антон Уницын применяет стандартный профиль JPEG. Раньше он увеличивал контраст и резкость, но потом понял, что увеличение резкости приводит к повышению шумов на высоких ISO, а увеличение контраста не имеет смысла. Оказалось, что лучше изначально сохранить больше деталей, а уже при наложении фильтра добиться желаемого результата. Таким образом, сейчас Антон Уницын снимает с предустановленным профилем.

«Вообще есть популярное правило 80/20. Чтобы достичь 80 процентов результата, надо затратить 20 процентов усилий. А затрачивая 80 процентов остального времени, вы получите только 20 процентов результата. В моем случае обработка снимка в формате JPEG обеспечивает 80 процентов результата. В остальных 20 процентах клиенты просто не смогут увидеть микроскопические технические нюансы. Как правило, все смотрят на эмоции, на состояние, на композицию. Также я практически не кадрирую свои снимки, стараюсь сразу снимать в результат, чтобы потом на постобработке не тратить на это время».

Антон Уницын. Из проекта «Психологический портрет». Sony A9, Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 мм F1.4 ZA, 1/60 c, f/4, ISO 100, f=35 мм

Техника

Снимает не техника, но фотограф. По мнению Антона Уницына, этот тезис верный, когда фотограф находится на высоком уровне мастерства. А когда он только начинает, учится, от техники зависит многое. И чем более совершенная техника у новичка, тем ему проще учиться, потому что приходится прикладывать меньше усилий для преодоления техники, и все проходит проще.

Влияет ли совершенство техники на результаты продвинутых любителей и профессионалов? Не ограничивает ли она их возможности? По словам Антона Уницына, любой прогресс в фототехнике только улучшает результат.

«Особенно я почувствовал это, когда перешел с цифровой зеркальной камеры на беззеркальную. Когда появился новый автофокус в камере Sony, я сразу заметил изменения в своей фотографии. Почувствовал, что стал больше внимания уделять моменту, экспозиции, стал меньше думать, как попасть в фокус. Все эти следящие интеллектуальные режимы меня реально разгрузили. Мне стало гораздо проще работать. Вообще техника способна придать творчеству импульс».

Антон Уницын сравнил Sony A7 III и Sony A9. «Безусловно, «третья семерка» представляет собой лучшее соотношение цена/качество, однако «девятка», которая дороже, обеспечивает лучший автофокус в сложных (темных) условиях съемки - он более цепкий. Режим серийной съемки 20 кадров/с с электронным затвором без блэкаута позволяет проще ловить момент. Когда вы отслеживаете микроэмоции, момент может составлять доли секунды, и они реально решают. На практике 20 кадров/с я редко использую, но очень помогает отсутствие блэкаута и возможность снимать короткими сериями, нажимая на спусковую кнопку».

Заключение

Состоявшийся фотограф обладает своим видением, своей стилистикой съемки и проч. Однако нередко заказчики хотят, чтобы проект был реализован в соответствии с их представлениями. Как быть?

«Не надо подстраиваться, - считает Антон Уницын, - следует снимать так, как тебе нравится, как ты веришь. В подобных случаях я всегда подсказываю заказчику, кто ему подойдет. В конце концов, у каждого фотографа есть свой клиент, и у каждого клиента - свой фотограф».

Узнать больше про Антона Уницина: https://www.sony.ru/alphapro/professionalsalpha/anton-unicyn

Все фотографии: © Антон Уницын

376
Источник: www.sony.ru/alphapro/