Новости
Sony в соцсетях
1
28.10.2020
Георгий Майер раскрывает секреты арт-бизнеса
652

Вдохновение — бесценно. Как можно результаты творчества измерить денежными знаками? Именно поэтому многие творческие люди, с одной стороны, боятся выставлять свои работы на продажу, а с другой, когда выставляют, ждут очень высоких предложений. И расстраиваются, когда выясняют, что их произведения, в которые они вложили душу, стоят недорого. Как быть? Как творить?

Профессионал Sony Alpha Георгий Майер, фотограф и художник, обладает опытом работы на арт-рынке, причем как на отечественном, так и на международном. Может спокойно и взвешенно рассуждать на эту тему и давать фотографам советы. Именно этой проблематике и был посвящен прямой эфир в сети Instagram «Арт-рынок в России и за рубежом».

Стоковые агентства

Самый простой способ реализации работ предполагает продажу лицензий на готовые фотографии через интернет. Речь идет про общение напрямую с заказчиками и продажи фотографий через микро/макростоковые фотоагентства. Георгий Майер начал эту практику еще в 2005 году. Что положительного?

«Фотобанки предоставили мне свободу действий, - объясняет он. - У стоковых агентств разнообразные клиенты, от блогеров до крупных корпораций. Например, мои работы приобретали автомобильные компании, крупные издательские дома, лейблы звукозаписи (Atlantic Records). Ценник доходил до нескольких тысяч долларов за один снимок».

Среди минусов, которые возникают в ходе работы со стоковыми агентствами, Георгий Майер отмечает обесценивание работ, отсутствие возможности отслеживать тиражность и бороться с пиратским рынком. Тем не менее он предлагает рассматривать стоки как источник пассивного дохода, который позволяет высвободить время для занятий авторской фотографией и серьезными проектами.

Начало

Работы, которые Георгий Майер не предлагал фотобанкам, он отправлял на конкурсы, публиковал в социальных сетях и на специализированных фотосайтах. Так, на известном ресурсе «Фотосайт.Ру» появилась его работа «Надежда». На нее обратил внимание куратор арт-центра «Перинные Ряды» (С.-Петербург) и предложил включить в интерактивный проект «Парфюмер» (2015).

Первая выставка прошла в С.-Петербурге, потом она состоялась во всех крупных городах, причем билеты успешно продавались в течение нескольких лет. «Это довольно долгий строк для художественного проекта». В Екатеринбурге Георгий Майер принял участие в открытии выставки проекта, где познакомился с куратором Екатеринбургской галереи современного искусства. Ему сразу предложили провести несколько персональных выставок в стенах галереи.

Так в Екатеринбурге состоялась первая персональная выставка под названием «Свет. Тени. Идеальная женщина». Ее посетил один из владельцев Екатеринбургской галереи современного искусства, заинтересовался работами Георгия Майера, и следующая выставка прошла уже в Женеве, Швейцария.

Ценообразование

Нужно понимать, что каждая работа на выставке — это потенциальная продажа. Вообще сотрудничество фотографа с галереей всегда нацелено на продажи.

«Я понимаю, - замечает Георгий Майер, - что для многих отечественных фотографов это звучит как некая фантастика - продажи на выставке. Но это так!».

Например, в Швейцарии было продано десять отпечатков работ Георгий Майера. Стоимость каждого начиналась от 2 тыс. долларов. С другой стороны, в Екатеринбурге работы (из той же серии) продавались по несколько тысяч рублей, и не было ни одного покупателя.

«От чего зависит ценообразование, я до сих пор не знаю, - признается фотограф. - Цену на работу назначает куратор. Он оценивает портфолио, анализирует биографию фотографа. И затем исходя из своего опыта, объявляет цену. С этой ценой можно не соглашаться, но, как правило, она находится в рынке».

В Екатеринбурге фотоработы продавались за несколько тысяч рублей, в Женеве те же работы покупались за несколько тысяч долларов

Договор

Является важным элементом сотрудничества между фотографом и галереей. В нем обязательно оговариваются аспекты, связанные с участием в выставках: подготовка, само участие и активности после ее завершения. В частности, в договоре следует отметить, как будет производиться распечатка работ, их страхование и доставка, оформление на выставке и последующий демонтаж. Кто будет осуществлять взаимодействие с прессой и рекламную кампанию. Наконец, по какой цене будут продаваться работы и какой гонорар получит автор. «Когда заключаете договор с галереей, - предупреждает Георгий Майер, - следует обязательно предполагать, что у вас могут быть продажи».

После выставки

В договоре следует обязательно прописать, что происходит с работами автора после завершения выставки. Либо они уничтожаются, либо возвращаются автору, либо продлевается право куратора на реализацию.

«У меня был случай, - вспоминает Георгий Майер, - когда мои работы после выставки... затерялись. Опыта было мало, и я это пункт не отметил в договоре. В другой раз согласился с тем, что мои работы будут... сожжены. Их действительно сожгли».

Тираж

Отдельно Георгий Майер остановился на тиражности работ. Что имеется в виду? Получив снимок одного сюжета, фотограф может сделать определенное количество отпечатков. Например, 10, 20, 30 или 40. Каждый отпечаток будет иметь свой уникальный номер, например 1/10, 2/10... То есть первый отпечаток из десяти напечатанных, второй из десяти и т. д. Последний нумеруется как 10/10.

Допустим, на выставке представлена работа фотографа, на которой указан ее номер в лимитированном тираже — 1/8. Значит, посетители могут приобрести все восемь одинаковых работ? Нет. Автор может продавать только со второй по восьмую работы, а первый отпечаток (1/8) оставить себе, чтобы продать его позже и дороже. Таким образом, покупатель вместе с отпечатком получает сертификат автора, в котором указывается номер работы в тираже.

Предполагается, что отпечатков больше заявленного количества уже не будет сделано. «Автор должен доверять галерее, с которой работает, - поясняет Георгий Майер, - а галерея должна доверять автору. Если доверия к галерее (куратору) нет, то фотографу придется печатать и доставлять работы покупателям самостоятельно».

Конкурсы

Георгий Майер подробно рассказал об участии в конкурсах, и как они влияют на стоимость работ фотографа. Сразу отметил, что «не все конкурсы одинаково полезны, а некоторые вообще бесполезны» и рекомендовал всегда внимательно изучать условия.

«В условиях конкурсов я всегда внимательно изучаю, что происходит с работами после победы, какие права на изображения переходят к организаторам. Например, я хочу выставить серию фотографий, которая имеет ограниченный тираж. И я могу это сделать, потому что в договоре с кураторами, как правило, оговаривается, что автор имеет право публиковаться в журналах, участвовать в конкурсах и проч.».

К сожалению, в условиях некоторых фотоконкурсов указывается, что они могут оставлять у себя права на работы участников, распечатывать, демонстрировать на выставках, причем сроки могут быть как значительными, так и вообще без ограничения.

Не все конкурсы одинаково полезны, а некоторые вообще бесполезны

«Более того, некоторые конкурсы проводят выставку-продажу, но автор не получает никакого гонорара. Я считаю, - заявляет Георгий Майер, - что организаторы конкурса не могут продавать фотографии!».

Он вспомнил про один отечественный конкурс, в котором он участвовал дважды и дважды выходил в финал. «Замечательный каталог и хороший выставочный тур. Однако выяснилось, что я... отдал право на публикацию и экспозицию работ организаторам пожизненно».

В качестве положительного примера Георгий Майер назвал фотоконкурс Sony World Photography Awards. «Организаторы четко указывают срок (один год), в течение которого они могут демонстрировать и публиковать работы в рамках конкурса. После этого они не имеют право делать выставку работ без дополнительного согласования с автором».

Также при формировании итоговой экспозиции организаторы Sony World Photography Awards практикуют индивидуальный подход в процессе оформления работ авторов.

«Если тема работы того требует, кураторы оформляют работы в деревянную раму или в паспорту. Мои работы вызвали ассоциации с фэшн-фотографией, поэтому они сделали единственную (!) серию на ламинированной фотобумаге».

Сама выставка проходит в лондонском музее Somerset House. Место престижное, и фотографы это ценят.

Организаторы Sony World Photography Awards осуществляют очень хорошее продвижение конкурса, а вместе с ним и работ победителей. Так, в 2017 году Георгий Майер занял первое место среди профессиональных фотографов в номинации «Портрет» конкурса Sony World Photography Awards. После этого к нему стали поступать заказы со всего мира.

«Победа в фотоконкурсе Sony World Photography Awards и последующее сотрудничество с компанией Sony, - подводит итог Георгий Майер, - оказалось весьма существенное влияние на успешные продажи моих работ на мировом арт-рынке».

Рекомендации

Георгий Майер рекомендует работать официально. «Если есть возможность зарегистрироваться в России как официальное юридическое лицо, то это нужно сделать». Например, он выступает как индивидуальный предприниматель.

Со всеми галереями следует заключать договора. «Если вас не устраивают некоторые положения, не стесняйтесь предлагать их исправить, - добавляет Георгий Майер. - Смело вмешивайтесь в работу над договором, навязывайте свои условия, ведь вы — автор работ!».

Георгий Майер рекомендует внимательно изучать условия публикаций в журналах, потому что туда фотограф отдает хайрезы. Также обязательно участвовать в конкурсах, однако обращать внимание на те условия, где говорится, что будет происходить с вашими работами (особенно отпечатками) после его завершения.

Смело вмешивайтесь в работу над договором с галереей, навязывайте свои условия

После подведения итогов конкурса нужно отслеживать, где выставляются работы. «Посещайте открытия и старайтесь качественно снимать экспозицию. Вам это пригодится. Я этого не делал, но говорю, как о своей ошибке. Я далеко не на всех открытиях был».

Если не доверяете куратору или галерее, никогда не стоит передавать им хайрезы своих работ. «Лучше печатайте сами и отправляйте заказчику курьером. Или найдите доверенное лицо». Например, у Георгия Майера есть доверенное лицо в Екатеринбурге, Москве и США. «Я могу отправить им хайрезы, они их распечатают и передадут клиенту. И я уверен, что не появятся дополнительные отпечатки».

Наконец, никогда нельзя нарушать тиражность работ.

Узнать больше про Георгий Майера: https://www.sony.ru/alphapro/professionalsalpha/georgij-majer

Все фото: © Георгий Майер

652
Источник: https://www.sony.ru/alphapro/