Новости
Sony в соцсетях
1
04.05.2020
Игорь Крюков: «Надеюсь, фотография снова обретет волшебство»
1687

Игорь Крюков вошел в шорт-лист Открытого конкурса Sony World Photography Awards 2020 года в категории «Натюрморт»/«Still Life». Нас чрезвычайно радует, что это достижение стало уже третьим в фотоконкурсах Sony. Так, в 2019 году Игорь Крюков занял первое место в российском этапе #SonyAlphaAnimalPortrait и потом вошел в пятерку победителей международного этапа конкурса #SonyAlphaAnimalPortrait.

За победу в региональном этапе Игорь Крюков получил камеру Sony A7R III, в международном - Sony A9 с объективом Sony FE 70–200 мм F2.8 GM OSS. Работу «Сфинкс и искусство», принесшую ему высокий результат в Sony World Photography Awards 2020, он снял на призовую Sony A7R III.

Фотографией Игорь Крюков увлекается с детства. Начинал снимать еще на пленку. Его стиль - предельно реализованная художественная фотография. Любимым жанром является классический и концептуальный натюрморт в голландском стиле. Он любит животных, и у него дома живут три кошки - донские сфинксы, и собака породы Шолоицкуи́нтли. В нашем интервью Игорь Крюков рассказал о жанре натюрморт и дал советы начинающим фотографам.

Игорь Крюков вошел в шорт-лист Открытого конкурса Sony World Photography Awards 2020 в категории «Натюрморт»/«Still Life»

Как был сделан снимок-победитель «Сфинкс и искусство»?

Идея этого натюрморта возникла после того, как я познакомился в 2019 году с работами, представленными на международной выставке современного искусства Art Basel в Майами, штат Флорида, США. Среди них присутствовала скульптура в виде банана, приклеенного скотчем к стене. Автор - Мауриццио Каттелан/Maurizio Cattelan. Он назвал свое произведение искусства «Комедиант». Работу можно трактовать по-разному, но многие воспринимают этот «банан» как издевку над арт-рынком. Собственно, мой натюрморт представляет собой пародию на «Комедианта» итальянского художника. Искусство в современном мире становится больше коммерческим предприятием, чем частью культурного наследия. У рядовых зрителей многие работы современных авторов вызывают восхищение и так называемый wow-эффект. Однако для профессионалов, которые в состоянии отделить мух от котлет и которых, увы, остается все меньше и меньше, эта ситуация означает культурную катастрофу. Чтобы реализовать этот посыл в работе, мне потребовалось создать взаимодействие между бананом, как предметом т. н. современного искусства, и профессиональным зрителем, в роли которого выступил кот породы сфинкс. Соответственно, авторское отношение к современной культуре выражено через поведение кота, который приготовился... оценить по достоинству сей «опус».

«Сфинкс и искусство». С этой работой Игорь Крюков вошел в шорт-лист Открытого конкурса Sony World Photography Awards 2020 года в категории «Натюрморт»/«Still Life». Камера ILCE-7RM3, объективVoigtlander Heliar VM 40mm F2.8, 1/125 c, f/2, ISO 50, f=40 мм. © Igor Kryukov, Russian Federation, Shortlist, Open, Still Life, 2020 Sony World Photography Awards

Как вы понимаете жанр натюрморт?

Наверное, самое распространенное определение натюрморта звучит так. Это организация пространства с использованием неодушевленных предметов - ножи, бокалы, фрукты, свечи и проч. Однако, чтобы понять подлинный смысл жанра, следует обратиться к истории его развития. Изначально натюрморты выступали в качестве части композиции — исторической или жанровой, и никогда сами не выступали основной композицией (15-16 в.). Нередко в них присутствовали религиозные мотивы. Потом у натюрморта появились утилитарные функции, их стали размещать на посуде, мебели, элементах интерьера (некоторые могут вспомнить советскую эмалированную посуду). Окончательно натюрморт как жанр сформировался в творчестве голландских и фламандских живописцев 17 века.

Когда говорят о натюрморте, то обычно подчеркивают, что название жанра - «мертвая природа» (фр. - nature morte), что предполагает изображение исключительно неодушевленных предметов. У вас же присутствует животное. Как можете это объяснить?

Действительно, в представлении многих в натюрморте не должны присутствовать живые существа. Однако понятие «мертвая природа» возникло не потому, что в натюрморте допускается изображение только неодушевленных предметов, но поскольку сами художники в академических кругах относились к этому жанру пренебрежительно, как к детской забаве. Основное для них было рисование людей, и натюрморт рассматривался в иерархии жанров как низший, отсюда и название. И только в середине 17 века натюрморт приобрел самостоятельность.

Таким образом, в натюрморте могут присутствовать и другие животные?

Признаться, я не понимаю, откуда возникло такое убеждение в отношении кота. Смысл натюрморта не столько в красивой композиции, на которую сейчас все обращают внимание, но в изображенных предметах и живых героях. Все они должны иметь особое значение и в сочетании друг с другом нести некоторый посыл. Исторически эта концепция берет начало в жанре живописи эпохи барокко (16-17 в.) под названием ванитас (лат. vanitas), в которой присутствуют библейские мотивы «vanitas vanitatum», что означает «суета сует». В этом натюрморте ванитас предполагалось использование аллегорическое представление понятий. Например, изображение черепа означало неотвратимость смерти; цветов — любовь; игральных карт — ложную жизненную цель; белки - упорный труд и так далее. Свои значения были у насекомых, птиц и животных. И чаще можно было встретить зайца, а не кота. Именно поэтому для меня в современном натюрморте наибольшую ценность представляет не форма, но содержание. Просто разложить на столе предметы — неинтересно.

Какие советы можете дать начинающим фотографам, которые решат заняться натюрмортом?

Для начала я бы высказал общие пожелания, которые можно применять безотносительно к жанру. Прежде всего необходимо тренировать видение, а не забивать голову третями, четвертями, спиралью Фибоначчи и проч. Понимание композиционных решений придет с опытом, к тому же все люди видят примерно одинаково: слева направо, сверху вниз, по диагонали и проч. Для начинающего фотографа важно сделать что-то свое, непохожее, чтобы все знали, что эту работу сделан он. Когда почерк начинает узнаваться, то задача выполнена на 75 процентов. Технологический процесс создания фотографии не так сложен, когда есть понимание, что должно быть в результате. На мой взгляд, лучше создавать работы реже, но более качественные.

А применительно именно к натюрморту какие будут советы?

В классическом натюрморте важен вход в кадр и выход из него. Для входа можно использование такое решение, как лесенка: сначала небольшой предмет, потом чуть больше и так далее. В натюрморте большее значение имеет не центральная часть, но выход из кадра - он должен быть симметричным или свободным, но в то же время как бы заставляющим взгляд вернуться. Предметы в кадре должны нести смысловую нагрузку и не противоречить друг другу по сочетаемости (овощи и фрукты, глиняная посуда и проч.). Также важен дневной свет. Вообще освещение это основная составляющая успешного натюрморта. Если вы понимаете, какое время суток в натюрморте, значит, он удачный. Еще стоит сказать, что профессиональный фотограф-натюрморист не боится перемещать предметы внутри кадра и даже обрезать их.

Как вы работаете над натюрмортом?

Один кадр я могу создавать в течение нескольких дней. Например, я самостоятельно изготавливаю фоны. Вообще, когда декорации сделаны вручную, вся работа выглядит дороже, чем на компьютере добавить фоновых текстур. Нужно понимать, что даже такие второстепенные детали всегда будут заметны для профессионала. Я считаю, что при оценке любой работы следует оценивать не только полученное изображение, но также вложенный в нее труд. Если люди стараются, это всегда огромный плюс, и его надо учитывать. Новички, как правило, выбирают простой путь, который не дает нужного выхлопа.

Как оцениваете состояние современной фотографии?

Сразу отмечу, что как творческий человек я не разделяю фотографию на жанры — вот этот лучше, а этот хуже. Я люблю всю фотографию целиком. Кроме того, она является для меня не прикладным искусством, но самостоятельным направлением изобразительного искусства. К великому сожалению, в настоящее время фотография потеряла волшебство, которое у нее было изначально. Надеюсь, справедливость восторжествует, и люди возродят этот вид искусства.

Узнать больше про Игоря Крюкова: Instagram, «ВКонтакте»

Ознакомиться с имена фотографов, вошедших в шорт-лист Открытого конкурса Sony World Photography Awards 2020

Ознакомиться с имена фотографов, вошедших в шорт-лист Студенческого и Юношеского конкурсов, а также получателей гранта Sony Student Grant 2019

Узнать больше о конкурсе Sony World Photography Awards: www.worldphoto.org/sony-world-photography-awards

Прочитать обзорный материал, посвященный фотоконкурсу Sony World Photography Awards

Прочитать интервью с Игорем Крюковым после его победы в мировом конкурсе #SonyAlphaAnimalPortrait

Все фотографии: © Игорь Крюков

1687
Источник: www.sony.ru/alphapro/