Новости
Sony в соцсетях
1
29.04.2019
Карина Бикбулатова: «Хочу, чтобы мое имя вошло в историю фотографии»
19548

Российский фотограф Карина Бикбулатова заняла третье место в категории «Открытие» Профессионального конкурса в конкурсе Sony World Photography Awards 2019. Карине 23 года. Она родилась в Уфе, училась в Московском государственном институте искусств на кафедре фотомастерства. С 2017 года продолжает обучение в Академии изящных искусств во Флоренции, Италия. Ее работы выставлялись в Милане (Миланская Триеннале) и Барселоне (галерея ValidFoto). В конкурсе Карина победила с серией «Две параллели — 10», которая состоит из черно-белых портретов двух сестер — Гульшат и Алины.

 

Как вы стали фотографом?

Ещё в 13 лет я решила, что фотография для меня и есть жизнь, так что смело могу заявить – да, это навсегда. Я не могу не фотографировать. Лишить меня фотографии то же самое, что лишить меня воздуха. Итак, когда мне было 13 лет, в Уфе многие начинали фотографировать на цифровые камеры, постепенно формировалась определенная фотографическая мода. Я в то время рисовала, занималась спортом и фотографировала на цифровую мыльницу. На определенном этапе решила заняться фотографией более серьезно. Подошла к маме и рассказала о своем намерении. Удивительно, но она меня поддержала. Взяла дорогую профессиональную камеру в рассрочку. Спустя время я поступила киношколу в Уфе. Первым наставником для меня стал оператор-постановщик Рияз Исхаков. Я закончила среднюю школу экстерном и поехала поступать в Московский государственный институт искусств. Не поступила на бюджетное отделение. Вернулась, стала работать фотографом. Поступила через год. Сдала государственные экзамены, но диплом не стала защищать. Уехала учиться в Италию.

Карина Бикбулатова заняла третье место в категории «Открытие» Профессионального конкурса в конкурсе Sony World Photography Awards 2019.

Вы раньше участвовали в фотоконкурсах?

Я начала участвовать в конкурсах и премиях в 2018 году, после переезда в Италию. Были и победы, и проигрыши. Только за год мне удалось выиграть две престижные премии в Италии — Piero Chiara и Fragmenta Curae - и выйти в финал Национальной премии искусств. И самое главное, провести персональную выставку в Италии. Если говорить о проигрышах, то я легко их переношу, они, наоборот, дают мне стимул совершенствоваться.

 

С какими мыслями вы отправляли работу на конкурс Sony World Photography Awards 2019?

Когда я подавала заявку на такой масштабный конкурс, то даже не думала, что могу войти в шорт-лист и тем более занять призовое место. Сообщение от организаторов, что я заняла третье место в своей категории, не сразу увидела, так как оно попал в спам. Обнаружила письмо только спустя неделю. И, конечно же, не могла поверить своим глазам! Несколько раз перечитала его и даже перевела через переводчик, чтобы убедиться, что поняла все правильно. Сказать, что я была счастлива, ничего не сказать. Эта победа помогла мне еще больше поверить в свои силы и в свой талант. Для меня это огромная честь - стать частью такого масштабного конкурса и быть среди финалистов.

 

Как вы нашли Гульшат и Алину, героев своей фотоистории «Две параллели — 10»? Как проходила съемка?

Двух героинь я знаю очень давно, одна из них моя племянница — Гульшат. Она растет в бедной семье в маленькой деревне. Алина живет в городе, учится в престижной школе и занимается балетом. Раз в год они встречаются в деревне. Когда я начинала снимать, то делала акцент на Гульшат, моей племяннице. Спустя время заметила, что у нее очень теплые отношения с Алиной. Я не придавала этому особое значение до тех пор, пока не узнала, что они — сводные сестры. Тогда решила снимать серию. Съемки длились чуть больше года. Потом я переехала в Италию. Серия участвовала в разных конкурсах и выставлялась по всему миру. Однако только в конце 2018 года Гульшат и Алина узнали, что являются сводными сестрами. Это не стало для них шоком, они восприняли это спокойно.

29.04.2019
Карина Бикбулатова: «Хочу, чтобы мое имя вошло в историю фотографии»
19548

Вы учитесь в Академии изящных искусств во Флоренции? Какие знания и навыки обретете, когда завершится обучение?

Я изучаю современное искусство и выставочную деятельность. К сожалению, в России эти направления еще не сильно развиты. Может быть, потому что у нас пока не понимают, как к тем или иным произведениям современного искусства относиться. Литературы, каких-либо учебных пособий по этой теме на русском языке практически нет. В нашей стране пока сложно академически изучать современное искусство, потому что оно не академично, как бы абсурдно это ни звучало. Одно из главных качеств, которое мне дает Академия – это способность видеть, с одной стороны, мир искусства в полном объеме, а с другой, нишу современного искусства. За год учебы в Академии я узнала колоссальное количество интересных современных художников, информацию о которых невозможно найти на русском языке.

 

Почему выбрали именно это учебное заведение?

Еще во время учебы в Московском государственном институте искусств я поняла, что после окончания мне нужно двигаться дальше. Начала искать зарубежные вузы. В результате выяснилось, что обучение в Италии наиболее доступное, есть стипендии, некоторые привилегии для иностранных студентов. Кроме того, мне нравится итальянский язык.

«Недостаток кислорода», 2015.

Что необычное вы можете отметить в повседневной жизни в Италии?

Итальянские студенты очень хорошо знают историю искусств, потому что изучают ее с начальной школы. У меня такого бэкграунда не было, и я поначалу чувствовала себя неловко. Соответственно, к экзаменам приходилось готовиться, в то время как итальянские однокурсники сдавали все легко и просто. В то же время в свои 23 года я ощущаю себя гораздо взрослее, чем сверстники из Италии. Как мне показалось, они взрослеют позже, примерно к 30 годам. Итальянцы очень толерантные и никогда не скажут в лицо критику, скорее сделают это обтекаемо, некатегорично. Напротив, я говорю, что думаю, и нередко оказываюсь в неудобной ситуации. Наконец, я отметила, что в Италии очень активная творческая жизнь. Даже в маленьких городах с населением в несколько тысяч человек проходят фотовыставки, концерты, проч.

 

У вас возникают сомнения в своих силах, творческих возможностях?

Как и у любого творческого человека, у меня бывают подъемы и спады. Обычно это происходит после значительных событий. Например, после выставки я очень выгораю. В этот момент меня можно вывести из равновесия буквально одной фразой. Подобное состояние может длиться от нескольких часов до нескольких дней, но потом я беру себя в руки. Очень помогают мои друзья и наставники.

Без названия. Из серии «Взрослые дети», 2015.

Как вы можете описать свой съемочный стиль?

Не уверена, что у меня есть сформировавшийся стиль. Я изучаю историю фотографии, творчество фотографов, их специфическую манеру съёмки и пытаюсь создать свой собственный стиль, опираясь на уже известные принципы съемки и добавляя что-то свое - новое.

 

В каких жанрах снимаете?

Художественная фотография, документальная, постановочная, репортажная.

 

Что привлекает больше всего в фотографии?

Для меня фотография – это удобный и универсальный язык. Есть вещи, о которых я не хочу говорить, так как мне сложно найти слова - на русском, татарском, английском, итальянском языках. И тогда мне на помощь приходит пластический язык - язык фотографии, которым я владею, наверно, все-таки лучше, чем другими.

 

Чего хотите добиться в фотографии?

Хочу достичь такого уровня, чтобы, глядя на мои фотографии, люди понимали, кто их автор. Хочу найти свой стиль, и чтобы мое имя вошло в историю фотографии. Безусловно, я ставлю очень высокую планку для себя, однако готова работать много и упорно.

 

Какие фотографы, режиссеры, художники являются для вас творческим ориентиром?

В 13 лет я познакомилась с творчеством кинооператора Витторио Стораро/Vittorio Storaro. Я смотрела и пересматривала все его фильмы, со звуком и без звука, изучала вдоль и поперек операторскую работу. Одни из моих любимых режиссеров — это Ингмар Бергман, Андрей Тарковский, Джим Джармуш, Бернардо Бертолуччи, Роберто Росселлини. Одни из моих любимых фотографов — это Роберт Капа, Себастьян Салгаду, Марио Джакомелли, Энни Лейбовиц, Анри Картье-Брессон, Эллиотт Эрвитт, Марио Креши/Mario Cresci. Этот список можно продолжить. Наконец, я обожаю творчество Марины Абрамович.

Без названия. Из серии «Взрослые дети», 2015.

Какие советы можете дать начинающим фотографам?

Советую углубиться в историю фотографии и кинематографа. Смотреть в больших количествах. Анализировать фотографии великих фотохудожников. Обязательно работать над собой. И если начинающий фотограф действительно чувствует, что фотография — это его жизнь, то я советую не сдаваться, несмотря ни на какие преграды и трудности. В настоящее время я сама преодолеваю аналогичный этап, и именно это противостояние мобилизует мои внутренние ресурсы. В результате получаю силы, чтобы снимать дальше. Очень часто смотрю один и тот же фильм два раза: сначала со звуком, а потом без него. Так я изучаю работу кинооператора и понимаю, что действительно хотел сказать режиссёр. Даже в массовой культуре авторы хотят донести свою идею. Начинающий фотограф должен обязательно понять, что сказано. Ведь это позволит и ему самому в будущем говорить через свои работы.

 

Вы снимаете на камеру Sony А7 cо штатным объективом FE 28-70мм F3.5-5.6 OSS. Почему выбрали Sony? Какие характеристики наиболее привлекательны для вас?

Во время учебы в Москве у меня была зеркальная камера. Неожиданно вышла первая полнокадровая беззеркалка от Sony. Я посоветовалась со знакомыми, почитала форумы и решила ее купить. Конечно, привлек полный кадр. Сразу отметила, что камера легче — а ведь мне приходилось часто снимать репортажи. Очень хорошо лежит в руке, лёгкая. Все кнопки и селекторы располагаются там, где и должны находиться, работают плавно, уверенно. Очень удобный дисплей с поворотным механизмом. Это позволяет делать отличные кадры даже в самых неудобных ракурсах. Автофокус - шикарный, отрабатывает быстро и идеально точно. У камеры Sony низкий уровень шумов изображения и (субъективно) очень красивые фотографии. И даже зернистость на высоких ISO с каким-то художественным характером. В моей зеркальной камере была ужасная зернистость, но тут шумит как-то благородно, зернистость придает характер. Скажу честно, все свои лучшие фотографии я сделала на Sony.

 

Узнать больше про Карину Бикбулатову: Instagram-страница, персональный сайт, статья про выход в шорт-лист.

Узнать больше про конкурс Sony World Photography Awards: https://www.worldphoto.org/sony-world-photography-awards

Галерея на сайте конкурса: https://www.worldphoto.org/sony-world-photography-awards/winners-galleries/2019/professional/3rd-place-two-parallels-10-karina

Все фотографии: (с) Карина Бикбулатова

19548
Источник: www.sony.ru/alphapro/