Новости
Sony в соцсетях
19.04.2018
Каждая фоторабота Елены Шумиловой - это ее личная история, рассказанная в кадре
1149

Около 400 человек посетили мастер-класс Елены Шумиловой «Дети - это мы», который прошел во время «Фотофорума». Слушатели сидели на стульях, на полу, стояли в проходах. Когда выступление завершилось, спикера долго не отпускали, задавали вопросы, брали автографы.

Елена Шумилова, известный детский фотограф, создала уникальное направление, многим нравится ее стилистика, а образы, которые она создает, идеализируются. Поэтому возможность живого общения с фотографом во время выставки многие решили не упускать. Несмотря не скученность в аудитории, выступление прошло ровно.

Мастер-класс оказался чрезвычайно насыщен полезной информацией. Елена Шумилова рассказала подробно, как она снимает, как обрабатывает работы, объяснила конкретные приемы. Особенно много внимания уделила работе со светом. В завершение выступления показала пары работ — первоначальный снимок и конечное изображение, которое получилось после обработки.

Так начался мастер-класс Елены Шумиловой на "Фотофоруме-2018"

Вдохновение

Многие фотографы часто жалуются на то, что у них нет вдохновения, поэтому они ничего не могут сделать толкового. Елена Шумилов призналась, что у нее тоже не бывает постоянно вдохновения. Однако она не делает из этого причину, чтобы не заниматься фотографией, а просто работает каждый день, и обычно вдохновение приходит к ней во время этого рабочего процесса. Елена Шумилова шутит: «Для меня фотография не искусство, а спорт. Если заниматься всего лишь раз в неделю, то навыки будут утрачиваться».

 

Фототехника

Елена Шумилова работает на максимально открытой диафрагме, например, f/1.2, f/1.4, f/1.8, чтобы обеспечивалось красивое размытие фона и выделение объекта. Что касается фокусного расстояния, то она предпочитает объективы f=85 мм и f=35 (для работы в небольших помещениях). Любопытно, что фотограф принципиально не использует зум-объективы. Свою позицию она объясняет тем, что «в зуме меняется картинка, в то время как фикс-объектив превращается в окошко в мир, и ты привыкаешь к этому углу полю зрения».

 

Количество кадров

Во время трехчасовой фотосессии Елена Шумилова делает около 1000 кадров. 300 снимков сразу удаляет в камере при просмотре. Еще 500-600 кадров удаляет на компьютере. В результате остается 30-50 лучших работ. Из них она выбирает около 10-12 наиболее удачных. Именно эти 10-12 кадров Елена Шумилова и отдает заказчикам.

 

Мастер-класс Елены Шумиловой «Дети - это мы», который прошел в рамках выставки "Фотофорум-2018", посетило около 400 человек

 

История в кадре

Самое главное в фотографии, по мнению Елены Шумиловой, не люди, но место съемки, освещение и история, которая создается в результате. Именно на съемочной площадке обычно и рождается идея. Все, что придумывается заранее, как правило, не реализуется. «Мы создаем историю в кадре и потом ее анализируем».

Однако в любом случае важно изначально создавать красивую сбалансированную фотографию. Сначала зритель оценивает изображение целиком, и если оно ему понравилось, то он продолжает его анализировать. «Если вы создаете приятные кадры, то зритель будет изучать их дальше».

Елена Шумилова призналась, что она рассказывает свою личную историю в кадре. «В мире у людей много историй, но рассказать их могут лишь немногие. Моя основная задача заключается в том, чтобы сделать историю понятной для зрителей, с помощью визуального языка передать атмосферу того места, где он никогда не был».

Обычно накануне съемки она посещает локацию, чтобы изучить ее. Или приезжает за несколько часов. «Я анализирую рельеф местности, смотрю, какое будет освещение и как оно будет меняться в зависимости от движения солнца».

 

Освещение

Елена Шумилова работает только с постоянным светом. Осветитель она устанавливает на монопод, а не штатив. Причина такого решения в том, что штативные ноги часто попадают в кадр, и их приходится ретушировать. Иногда монопод она просто прислоняет к дереву, стене или другой опоре.

В качестве отражателя старается использовать естественные поверхности — белые стены внутри дома, белую ткань. Выбирает не глянцевое отражение, а матовое, поскольку оно создает объем. Избегает темных поверхностей за своей спиной (когда фотографирует). Предпочитает открытые пространства, небо, а не темные деревья.

Елена Шумилова рассказывает об использовании источников искусственного освещения

Создание контекста

Елена Шумилова довольно долго объясняла про «контекст в кадре». Например, если в кадре присутствуют свечи и свет от осветителя (а сам он остается за кадром), то свечи выступают в роли контекста. Просто закадровый свет без свечей не будет восприниматься на должном эмоциональном уровне. А только свечи не дадут нужного освещения. В результате сложения света от контекстных свечей и дополнительного источника света создается история. И для зрителя уже не важно, что освещение в кадре создается не свечами, а другим источником, которых находится за его (кадра) пределами. Он воспринимает историю целиком и принимает ее. Вообще, по словам Елены Шумиловой, «один и тот же сюжет создает разное настроение в кадре, в зависимости от освещения».

Елена Шумилова рассказывает о создании контекста в фотографии

Атмосфера

Для создания особой атмосферы в кадре Елена Шумилова использует туман, вечер, пыль и муку. Например, в сухую погоду легко поднять пыль с грунтовой дороги. В помещении можно рассыпать на полу муку и затем веником поднять ее в воздух. При этом нужно учитывать, что мука состоит из однофактурных частиц, а пыль — из разнофактурных, что более интересно. Дым-машину Елена Шумилова не применяет, поскольку она не обеспечивает необходимого эффекта.

 

Линия в кадре

Елена Шумилова придерживается классических принципов композиции. Ритмичные линии в кадре, которые формируют, например, окна и деревья, она использует для обрамления снимаемого сюжета. Избегает, когда через центр проходят прямые линии. Здесь она предпочитает кривые. «Однако нужно помнить, - поясняет Елена Шумилова, - что самые лучшие достижения в фотографии достигались благодаря нарушению правил. Действительно, их нужно нарушать, но делать это следует осознанно».

 

Во время объяснения техники работы со светом Елене Шумиловой ассистировала Татьяна Попова из компании Sony

 

Одежда

Героев своих фоторабот Елена Шумилова не одевает в красивые и модные костюмы, максимально избегает геометрии в рисунке ткани. «Я предпочитаю грязные мятые одежды. Если герой снимка в поношенной одежде, то так проще рассказать историю, да и человек чувствует себя комфортнее». Часто она предлагает одежду больших размеров. Никогда не использует черные ботинки, а летом снимает детей босиком.

 

Язык тела

В кадре у Елены Шумиловой редко изображено только лицо, для нее важно показать руки и ноги, поворот ноги, наклон головы, любое движение корпуса. «Даже силуэт человека, - поясняет она, - способен рассказать больше, чем его глаза. Вообще классный фотограф не тот, кто умеет хорошо общаться, а тот, кто умеет наблюдать. Детям не требуется особое общение, важно дать им понять, что ты не враг, и затем можно фотографировать».

 

После завершения мастер-класса Елена Шумилова долго общалась со своими поклонниками, раздавала автографы

 

Съемочный процесс

В кадре очень важно движение. Поэтому Елена Шумилова просит модель постоянно двигаться: «Обернись, пройди два метра вперед, обернись». Самые лучшие кадры получаются при смене действий. Даже если модель сидит, то нужно обеспечить движение головы и рук.

Также важно ждать эмоцию. «Ее нельзя получить, - объясняет фотограф, - ее можно только дождаться. Например, мне иногда приходится сделать 100-200 кадров, прежде чем появится естественная эмоция».

«Бывает, - продолжает Елена Шумилова, - что на съемочной площадке все было хорошо и эмоционально, а результат получается не тот, который прогнозировался. И наоборот, была натянутая съемка, а эмоции в кадре присутствуют. Таким образом, эмоцию можно обнаружить только после съемки. И вообще эмоция - вещь мистическая».

 

Постобработка

Как отметила Елена Шумилова, смысл обработки фотографии на компьютере заключается в том, чтобы расставить акценты и создать историю. Она усиливает свет, осветляет центр кадра и притемняет углы, чтобы показать контраст объекта на фоне. Елена Шумилова не ретуширует лица, оставляет фактуру кожи естественной. Иногда усиливает разделение на холодные и теплые тона. А снимает она с автобалансом белого.

 

Прочие нюансы

Елена Шумилова не строит съемку только на основе спонтанных кадров. Много внимания уделяет позированию. Настоятельно советует не убирать камеру до самого конца фотосессии. «В конце съемки у вас скорее всего случится пять самых главных кадров».

Она выступает против съемки слишком идеальных кадров. Например, небрежно брошенная варежка или валенок создают ощущение спонтанности.

Часто Елене Шумиловой ассистируют родители, особенно, когда происходит съемка с животными. «Снимать одной ребенка и животное очень сложно».

Елена Шумилова создает фактуры, то есть сама рисует на компьютере, например, дождь или снег, чтобы потом использовать эти фактуры при работе с фотоизображением. И ее принципиальная позиция — не покупать фактуры и... не продавать свои. Сейчас у нее уже целая библиотека.

 

Некоторые слушатели старательно записывали выступление Елены Шумиловой на смартфон. 

 

Заключение

Елена Шумилова откровенно делилась со слушателями секретами своего мастерства. В принципе, после мастер-класса можно было брать тезисы и отправляться на съемку. Я сразу об этом и подумал. А потом меня пронзила другая мысль, и я моментально остыл. Нужно понимать, что знания, которыми она поделилась, нужно уметь применять на практике. И за два часа этому невозможно обучить. Только месяцы и годы... И главное, что настоящий фотограф не станет повторять стилистику Елены Шумиловой, но найдет авторский, неповторимый почерк. Но в его творчестве все равно будет присутствовать чуть-чуть от Елены Шумиловой, поскольку она выступила для него источником творческого вдохновения. Для этого, по сути, и проводятся мастер-классы — для вдохновения.

 

Владимир Нескоромный

 

Узнать больше о Елене Шумиловой: www.eshumilova.com

1149
Источник: www.sony.ru/alphapro/