Новости
Sony в соцсетях
1
30.04.2019
Илья Нодия рассказал, как пришел к своему стилю
831

Если фотограф нашел свой стиль, считай, это половина успеха. Если не все сто процентов. Именно поэтому начинающие так болезненно реагируют на критику: «Здесь Ньютон, это Пинхасов, а в этой работе слабые мотивы Родченко. Но где же ты?». Илья Нодия на своей лекции «История в постановочном портрете», которая прошла в рамках выставки «Фотофорум-2019», рассказал, как он нашел свой стиль. Вернее, как происходил процесс его (стиля) формирования.

Прежде всего Илья Нодия затронул ту тему, о которой мало кто задумывается, а если встречает в своей практике, то старается избегать — нематериальная составляющая фотографии. Например, шумы на изображении можно увидеть, глубину резкости - измерить, выдержку - выставить длинную или короткую. Но что такое бэкграунд фотографа? Как его измерить?

От себя отвечу — никак. Все очень субъективно. Однако Илья Нодия, по крайней мере, указал на эту составляющую, сказал, что она должна быть, потому что играет важную роль.

Например, Анна Лейбовиц — фотограф с мировым именем. Провела мастер-класс, после которого все раскритиковали ее световые схемы. Хотя на ее творчество и статус этот никак не повлияет. Поэтому Илья Нодия стал задавать себе вопросы не как это снято, а почему снято, при каких обстоятельствах, что хотел сказать автор?

Илья Нодия рассказывает, каких фотографов он изучил, чтобы выработать свой стиль.

Илья Нодия привел в пример работы Ники Гамильтона/Nicky Hamilton из проекта «Одинокий человек»/«Lonely Man». Что про них может сказать непосвященный зритель? Модели в фокусе, композиция грамотная, цвета насыщенные. Но что-то в этих работах нас цепляет, и это «что-то» мы не можем объяснить. Мы видим, что в кадре развивается история, но не знаем, о чем она. Чтобы понять, нужно прочитать комментарии самого фотографа.

Оказывается, отец Ники Гамильтона вел строительный бизнес. Построил дом, о котором мечтал. Однако вскоре компания обанкротилась, и дом пришлось продать. В результате стресса отец стал злоупотреблять наркотиками, общаться с криминальными элементами, и однажды Ники Гамильтону даже пришлось предотвратить его самоубийство.

И вот все эти эмоции Ники Гамильтон отразил в серии «Одинокий человек». В ней 17 работ, и на каждую из них уходило около трех месяцев работы. Ники Гамильтон делал эскиз, строил павильон и проч.

Другой фотограф, творчеством которого заинтересовался Илья Нодия, это Грегори Крюдсон/Gregory Crewdson. Он известен тем, что снимает сюрреалистичные сценки из американской жизни. Джои Лоуренс/Joey Lawrence путешествует и снимает различные племена.

Илья Нодия задумался, как ему поступить. Взять стиль любого фотографа и повторить? Смешать стили? Он решил по-своему. Первый снимок сделал в Париже - портрет девушки. Концепция была следующая: показать человека (диафрагма f/8), модель подсветить вспышкой, снять резким фон (окружающую среду), чтобы зритель мог идентифицировать место — Париж. Фон снимается в виде панорамы, сшитой из пяти кадров.

Это все технические моменты. Главное заключалось в том, что Илья Нодия отчетливо понимал, что он снимает и зачем это делает. Ему было интересно показать человека в том окружении, которое характерно для него и которое раскрывает его сущность.

Затем он задал себе вопрос - а чей это стиль? Может быть, он принадлежит не ему, а тем фотографам, творчество которых вдохновило его? Ответ Илья Нодия нашел в книгах Остина Клеона/Austin Kleon. Писатель говорит о том, что «можно красть как художник». У автора невозможно украсть его замысел, идею, поскольку никто не в состоянии забраться в чужую голову и прочитать мысль. Однако можно взять идею автора и осмыслить ее, пропустить через свое авторское видение. В результате получится новый оригинальный стиль. Собственно, так Илья Нодия и пришел к своему стилю.

Спустя время Илья Нодия получил приглашение снимать для проекта «Клаустрофобия», посвященного самому первому квесту в России. И пригласили его именно потому, что заказчикам понравился его авторский стиль. Так для Ильи Нодиа наступила эра квестов. И автора, и съемочную стилистику стали узнавать.

Узнать больше про Илью Нодия можно здесь.

Владимир НЕСКОРОМНЫЙ

831
Источник: www.sony.ru/alphapro/