09.06.2020
Мария Кокунова: «Основа моей художественной практики - саморефлексия»
1627
Когда побеждают российские фотографы, это вдохновляет, вселяет уверенность. Значит, можем! Мария Кокунова заняла первое место в категории «Открытие» Профессионального конкурса Sony World Photography Awards 2020. «Я очень удивилась и, конечно, обрадовалась. Сложно было поверить в то, что это правда, так как я знаю, какое огромное количество участников подает заявки каждый год. Это большая поддержка для молодого автора, которая вдохновляет и мотивирует работать дальше».
Победу Марии Кокуновой принес проект «Пещера»/«The Cave», в котором она через символы и аллегорию исследует феномен психологической травмы. Проект непростой, глубокий, наполненный сложными образами. С его обсуждения мы и начали наше интервью с Марией Кокуновой.
Мария Кокунова заняла первое место в категории «Открытие» Профессионального конкурса Sony World Photography Awards 2020
Как родилась идея проекта «Пещера»?
Импульсом для начала работы стала потребность отрефлексировать, почему опыт материнства и внешне комфортное, уединенное существование, к которому я стремилась, обернулись появлением чувства тревожности, страха смерти, агрессии, а также проблемами с самоконтролем. Я артикулировала для себя каждую переживаемую эмоцию и переводила ее в визуальную метафору. Также реконструировала чувственную сторону появлявшихся в условиях изоляции воспоминаний и страхов. Во время работы над проектом у меня всегда имеется подробный структурированный сценарий, однако появляющиеся изображения, как правило, уточняют общий концепт.
Где проходили съемки?
Часть работ я снимала в своем доме в поселке Ульяновка Ленинградской области и Саблинских пещерах, находящихся рядом с населенным пунктом. Некоторые фотографии были сделаны в доме родителей на Кубани. Для меня было важно поработать там, где прошло мое детство, с образами, рожденными именно этим местом. В итоге я конструирую собственную пещеру, совмещая все изображения, и уподобляю этот процесс сознанию, галлюцинирующему в условиях сенсорной депривации в настоящей пещере. Работа над проектом проходила в течение двух лет, с 2019 до 2020 года.
Работа из проекта «Пещера», с которой Мария Кокунова стала победителем в категории «Открытие» Профессионального конкурса. © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Будет ли развитие темы?
Да, я планирую продолжать историю о материнстве, но скорее в виде отдельного высказывания о семейных буднях, экзистенциальном кризисе, счастье, тревожности и меланхолии. В дальнейшем намереваюсь объединить в фотокниге новый проект с двумя другими, связанными с ним идейно: «Пустотой» - об опыте беременности и рождения ребенка, и собственно «Пещерой» - о материнстве, социальной изоляции и травматичном прошлом.
В «Пещере» присутствуют излишне натуралистичные работы, которые для многих зрителей могут оказаться неприемлемыми. Почему вы включили эти работы в проект, который в результате не сможет стать популярным?
Обычно в процессе работы я сконцентрирована на поиске наиболее точного образа, метафоры, аллегории или символа для выражения своей идеи. При создании изображения я не думаю о зрителе и возможных проблемах, связанных с публикацией. В мои задачи не входит сделать популярный или доступный для всех продукт. Моя цель - законченный визуальный образ и точный концепт.
Работа из проекта «Пещера», с которой Мария Кокунова стала победителем в категории «Открытие» Профессионального конкурса. © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Как вы пришли к фотографии?
В течение пяти лет я обучалась академическому рисунку и живописи. Занятия композицией совпали с пробудившимся интересом к фотографии. Мои первые опыты были композиционными этюдами и тяготели к абстракции. Но после периода штудий формы я пришла к пониманию, что хочу работать со смыслами. В медиуме фотографии я увидела большее соответствие своим задачам.
В чем именно проявилось для вас преимущество фотографии?
Фотография - любопытный феномен, который обладает множеством характеристик, затрагивающих онтологические вопросы. Меня заинтересовали история, теория и «философия фотографии», выражаясь словами философа и фотографа Вилема Флюссера. Изображение встроено в нашу повседневность и во многом определяет и конструирует ее.
Каков итог этих исканий?
Погружение в образовательный процесс сформировало понимание, что мой общий метод работы - саморефлексия - неотделим от изучения истории развития и логики функционирования медиа, в частности, фотографии, потому что я (как субъект или его отсутствие) во многом сформирована и определена ими. Иными словами, в моем случае природа медиума тесно связана с моей сферой интересов (механизм конституирования субъекта).
Где вы получили фотографическое образование?
Впервые я обратилась к фотографии в 2013 году. К проектной фотографии пришла в 2016 году во время обучения на авторском курсе петербургского фотографа и куратора Екатерины Васильевой. Мы активно сотрудничаем и в настоящее время. Тогда же, в 2016 году, стала студентом образовательных программ «Фотодепартамент. Институт», который курируют Надежда Шереметова и Юрий Гудков и где я периодически прохожу новые образовательные программы. Грамотное кураторство моих учителей и продуманная программа обучения сделали возможным переход от сосредоточенности только на эстетике изображения к анализу всего возможного комплекса его смысловых составляющих и раскрытия потенциала в проектном высказывании.
Работа из проекта «Лицо»
Как вы себя позиционируете?
Я художник, работающий с фотографией, коллажем, апроприированными изображениями и документацией перформанса. Основная сфера моих интересов - проблема личности, механизм конституирования субъекта.
По какой схеме строится работам над проектами?
При создании проекта я формулирую основную идею, определяю сюжет, визуальный язык и метод. Отталкиваясь от главных тезисов, делаю визуальное художественное исследование. Предварительный ресерч всегда включает: изучение необходимой теории по теме, например, с учетом моей сферы интересов, это всегда философский и психоаналитический контексты, плюс изучение конкретного феномена; чтение в большом количестве художественной литературы, которая подпитывает мое воображение и нередко бывает встроена в итоговую работу в виде цитат или фундамента визуальных образов; расширение актуального художественного бэкграунда - изучение методов современных художников, которые работают со схожей темой или реализуют близкую мне практику.
Работа из проекта «Этот город - версия тебя»
Как вы можете описать свою практику?
Ее отличительное свойство заключается в экспериментировании с визуальными режимами и техниками. Даже в рамках одного проекта я могу использовать разные подходы. Визуальный язык каждого отдельного изображения определяется, в первую очередь, идеей конкретного образа. Далее я постепенно выстраиваю общий ряд. Монтаж и концепт проекта в итоге взаимно уточняют и дополняют друг друга. Как правило, я прихожу к сложному синтетическому высказыванию, сформированному разными типами изображений и содержащему множество отсылок к теории, искусству, кино и художественной литературе.
В основе вашего творчества лежит анализ личности. Кто основной объект этих исследований — вы сами или люди вокруг?
Основной метод моей работы - саморефлексия, это обусловлено фокусом моих интересов. Поскольку сознание в целом — это субъективный опыт, то я имею (условно) доступ только к своему опыту и работаю со своими психоэмоциональными состояниями. Но делая ресерч и разрабатывая концепт, я часто изучаю определенный феномен, с которым связан отрефлексированный опыт, и конструирую героя, в личность которого он будет вшит.
Ваш проект «Пироман» посвящен исследованию психологии пироманов и феномену пиромании. Фактически вашим героем стал отрицательный персонаж. Чем он вас привлек?
Проект «Пироман» посвящен исследованию редкого, малоизученного и трудно диагностируемого феномена пиромании, когда человеку для разрядки от любого раздражения или возбуждения необходимо непременно вступить в контакт с огнем. Пиромания может возникнуть как реакция на детскую травму. В действиях пиромана меня интересует то, что они не предполагают получение материальной выгоды, сокрытие преступления или выражение общественно-политического протеста. Для пиромана важным оказывается сам процесс. Поджигатель испытывает удовлетворение или облегчение от происходящего и не скрывает своей причастности. Таинственный «зов огня» дает ему силу, чтобы переступить социальные нормы и законы, и этим он выводит свое действие за рамки общепринятой системы культурных кодов. Мы имеем дело с чистым аффектом, игрой ради удовольствия и против смысла.
Работа из проекта «Пироман»
В каком образе вы представили пиромана в вашем проекте?
Я понимаю, что пиромания опасна для общества. Но в моей системе образов это, в первую очередь, загадочный феномен, деструктивная мощь стихии, которой не в силах противостоять больной разум, способность «говорить на языке огня». В своем проекте я предлагаю посмотреть на пироманию не с точки зрения права и социальных норм, а как на чистый аффект. Кроме того, мой интерес к личности пиромана был вызван автобиографическим моментом - в детстве я пережила сильный испуг при пожаре в доме родителей; и общей психологической проблемой - нарушением так называемого импульсного контроля, в частности, контроля эмоций. Но вместо поджогов я занимаюсь художественной практикой.
В каком направлении будет происходить развитие фотографии в вашем творчестве?
У меня в планах развитие художественной практики с использованием фотографии, инсталляции и перформанса. В настоящее время я учусь этому в Высшей школе «Среда обучения» на базе Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко на курсе преподавателя Кирилла Савченкова «Трансмедиа. Современные художественные практики».
Как вы можете описать понятие «хорошая фотография»?
Для меня хорошая фотография это та, которая «работает»: несет смыслы, создает ситуацию, а также служит актом коммуникации и местом встречи зрителя с сообщением и с собой - со своей интерпретацией в итоге. Но надо понимать, что это может быть как одиночное, самодостаточное и сильное изображение, так и фотография, раскрывающая весь свой потенциал только в грамотно выстроенном контексте - монтажном ряду, фотокниге или инсталляционном решении, то есть проекте.
Какие имена в фотографии и других визуальных искусствах являются для вас творческим ориентиром?
Несмотря на непрекращающийся набор художественного бэкграунда, знаковыми для меня являются имена не фотографов, художников или режиссеров, а теоретиков современного искусства и философов. Могу назвать авторов, к которым я постоянно обращаюсь: Зигмунд Фрейд, Жак Лакан, Вальтер Беньямин, Ролан Барт, Жорж Диди-Юберман, Гастон Башляр, Борис Гройс, Елена Петровская, Валерий Подорога, Грэм Харман и многие другие. Я обозначила самый минимум, который, так скажем, всегда в работе. Как я уже говорила, огромным источником вдохновения для меня является также художественная литература, как классическая, так и современная, могу среди многих отдельно выделить следующих авторов: Джеймс Джойс, Марсель Пруст, Вирджиния Вулф, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Франц Кафка, Хулио Кортасар, Хорхе Луис Борхес, Габриэль Гарсиа Маркес, Юкио Мисима, Жозе Сарамаго, Хосе Карлос Сомоса, Гауте Хейволл. Эти авторы всегда важны для меня и «участвовали» в моих проектах. В настоящее время для меня особенно близка литература потока сознания и магический реализм.
В последние четыре года вы живете в уединенных условиях, в маленьком поселке, и сознательно ограничиваете общение. Что это дает вам в творческом плане?
Я нахожусь в декретном отпуске и воспитываю дочерей - 4 года и 1,5 года. Занимаюсь в основном домом, детьми и художественной практикой. Я сознательно отказалась от активного социального общения, и это дало мне возможность сосредоточиться на образовании и создании проектов. Конечно, неадекватная связь с внешней средой, уединенные условия и частое нарушение личных границ детьми имеют и травмирующие последствия - об этом я как раз размышляю в «Пещере». Но социальная изоляция стимулирует мое воображение и память и является необходимым условием для основы моей практики - саморефлексии.
Почему вы решили участвовать в конкурсе Sony World Photography Awards?
В фотографической среде он признан как серьезный конкурс с авторитетным жюри. И вместе с тем очень открытый. Участие в нем - всегда шанс для молодого автора быть услышанным, получить оценку компетентного жюри и поддержку, чтобы дальше развивать свою практику. Когда в условиях Sony World Photography Awards появились такие категории, как «Открытие» и «Креатив», я поняла, что теперь есть возможность отправлять более концептуальные серии и с нестандартным монтажом. В результате решила предложить проект «Пещера».
Насколько важна для фотографов поддержка искусства фотографии со стороны компаний-производителей?
Очень важна, потому что оценка работ компетентным жюри вдохновляет молодых авторов, дает им возможность поверить в себя и продолжать свою практику. А новые технологии помогают нам создавать нестандартные творческие решения. Большое спасибо компании Sony и организаторам конкурса!
В качестве приза вы получаете камеру Sony A7R IV и объектив Sony Carl Zeiss Planar T* FE50 мм F1.4 ZA. Мощный профессиональный комплект. Как новые технологии Sony помогут вам в реализации творческих замыслов?
Раньше мне не приходилось работать с фототехникой Sony, однако я много наслышана о точной цветопередаче матрицы Sony и ее широком динамическом диапазоне, который позволяет достигать невероятных результатов на этапе постобработки. Для меня очень важно качество снимка, и с большим разрешением камеры Sony A7R IV в 61 Мпикс., а это уже студийный потенциал, я смогу получать глубокую детализацию и, соответственно, высокое качество фотографий. Смогу работать с изображениями очень большого размера. Все это, не сомневаюсь, поможет мне в моей практике, предполагающей производственный процесс инсталляций. Поскольку у меня была возможность выбирать объектив, то я остановила свой выбор на светосильной оптике с нормальным фокусным расстоянием. Sony Carl Zeiss Planar T* FE50 мм F1.4 ZA станет универсальным решением для моих задач. Вообще если говорить о призовой камере и оптике, это техника, о которой я могла только мечтать.
Узнать больше о Марии Кокуновой можно здесь
Узнать больше о конкурсе Sony World Photography Awards: www.worldphoto.org/sony-world-photography-awards
Прочитать обзорный материал, посвященный фотоконкурсу Sony World Photography Awards
Ознакомиться с имена фотографов, ставших победителями в Профессиональном, Открытом, Студенческом и Молодежном конкурсах Sony World Photography Awards 2020, а также узнать, кто стал "Фотографом 2020 года", можно здесь
Все фотографии: © Мария Кокунова