Новости
Sony в соцсетях
1
09.06.2020
Мария Кокунова: «Основа моей художественной практики - саморефлексия»
913

Когда побеждают российские фотографы, это вдохновляет, вселяет уверенность. Значит, можем! Мария Кокунова заняла первое место в категории «Открытие» Профессионального конкурса Sony World Photography Awards 2020. «Я очень удивилась и, конечно, обрадовалась. Сложно было поверить в то, что это правда, так как я знаю, какое огромное количество участников подает заявки каждый год. Это большая поддержка для молодого автора, которая вдохновляет и мотивирует работать дальше».

Победу Марии Кокуновой принес проект «Пещера»/«The Cave», в котором она через символы и аллегорию исследует феномен психологической травмы. Проект непростой, глубокий, наполненный сложными образами. С его обсуждения мы и начали наше интервью с Марией Кокуновой.

Мария Кокунова заняла первое место в категории «Открытие» Профессионального конкурса Sony World Photography Awards 2020

Как родилась идея проекта «Пещера»?

Импульсом для начала работы стала потребность отрефлексировать, почему опыт материнства и внешне комфортное, уединенное существование, к которому я стремилась, обернулись появлением чувства тревожности, страха смерти, агрессии, а также проблемами с самоконтролем. Я артикулировала для себя каждую переживаемую эмоцию и переводила ее в визуальную метафору. Также реконструировала чувственную сторону появлявшихся в условиях изоляции воспоминаний и страхов. Во время работы над проектом у меня всегда имеется подробный структурированный сценарий, однако появляющиеся изображения, как правило, уточняют общий концепт.

Где проходили съемки?

Часть работ я снимала в своем доме в поселке Ульяновка Ленинградской области и Саблинских пещерах, находящихся рядом с населенным пунктом. Некоторые фотографии были сделаны в доме родителей на Кубани. Для меня было важно поработать там, где прошло мое детство, с образами, рожденными именно этим местом. В итоге я конструирую собственную пещеру, совмещая все изображения, и уподобляю этот процесс сознанию, галлюцинирующему в условиях сенсорной депривации в настоящей пещере. Работа над проектом проходила в течение двух лет, с 2019 до 2020 года.

Работа из проекта «Пещера», с которой Мария Кокунова стала победителем в категории «Открытие» Профессионального конкурса. © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards

Будет ли развитие темы?

Да, я планирую продолжать историю о материнстве, но скорее в виде отдельного высказывания о семейных буднях, экзистенциальном кризисе, счастье, тревожности и меланхолии. В дальнейшем намереваюсь объединить в фотокниге новый проект с двумя другими, связанными с ним идейно: «Пустотой» - об опыте беременности и рождения ребенка, и собственно «Пещерой» - о материнстве, социальной изоляции и травматичном прошлом.

В «Пещере» присутствуют излишне натуралистичные работы, которые для многих зрителей могут оказаться неприемлемыми. Почему вы включили эти работы в проект, который в результате не сможет стать популярным?

Обычно в процессе работы я сконцентрирована на поиске наиболее точного образа, метафоры, аллегории или символа для выражения своей идеи. При создании изображения я не думаю о зрителе и возможных проблемах, связанных с публикацией. В мои задачи не входит сделать популярный или доступный для всех продукт. Моя цель - законченный визуальный образ и точный концепт.

Работа из проекта «Пещера», с которой Мария Кокунова стала победителем в категории «Открытие» Профессионального конкурса. © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards

Как вы пришли к фотографии?

В течение пяти лет я обучалась академическому рисунку и живописи. Занятия композицией совпали с пробудившимся интересом к фотографии. Мои первые опыты были композиционными этюдами и тяготели к абстракции. Но после периода штудий формы я пришла к пониманию, что хочу работать со смыслами. В медиуме фотографии я увидела большее соответствие своим задачам.

В чем именно проявилось для вас преимущество фотографии?

Фотография - любопытный феномен, который обладает множеством характеристик, затрагивающих онтологические вопросы. Меня заинтересовали история, теория и «философия фотографии», выражаясь словами философа и фотографа Вилема Флюссера. Изображение встроено в нашу повседневность и во многом определяет и конструирует ее.

09.06.2020
Мария Кокунова: «Основа моей художественной практики - саморефлексия»
913
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards
Работа из проекта «Пещера». © Maria Kokunova, Russian Federation, Category Winner, Professional, Discovery, 2020 Sony World Photography Awards

Каков итог этих исканий?

Погружение в образовательный процесс сформировало понимание, что мой общий метод работы - саморефлексия - неотделим от изучения истории развития и логики функционирования медиа, в частности, фотографии, потому что я (как субъект или его отсутствие) во многом сформирована и определена ими. Иными словами, в моем случае природа медиума тесно связана с моей сферой интересов (механизм конституирования субъекта).

Где вы получили фотографическое образование?

Впервые я обратилась к фотографии в 2013 году. К проектной фотографии пришла в 2016 году во время обучения на авторском курсе петербургского фотографа и куратора Екатерины Васильевой. Мы активно сотрудничаем и в настоящее время. Тогда же, в 2016 году, стала студентом образовательных программ «Фотодепартамент. Институт», который курируют Надежда Шереметова и Юрий Гудков и где я периодически прохожу новые образовательные программы. Грамотное кураторство моих учителей и продуманная программа обучения сделали возможным переход от сосредоточенности только на эстетике изображения к анализу всего возможного комплекса его смысловых составляющих и раскрытия потенциала в проектном высказывании.

Работа из проекта «Лицо»

Как вы себя позиционируете?

Я художник, работающий с фотографией, коллажем, апроприированными изображениями и документацией перформанса. Основная сфера моих интересов - проблема личности, механизм конституирования субъекта.

По какой схеме строится работам над проектами?

При создании проекта я формулирую основную идею, определяю сюжет, визуальный язык и метод. Отталкиваясь от главных тезисов, делаю визуальное художественное исследование. Предварительный ресерч всегда включает: изучение необходимой теории по теме, например, с учетом моей сферы интересов, это всегда философский и психоаналитический контексты, плюс изучение конкретного феномена; чтение в большом количестве художественной литературы, которая подпитывает мое воображение и нередко бывает встроена в итоговую работу в виде цитат или фундамента визуальных образов; расширение актуального художественного бэкграунда - изучение методов современных художников, которые работают со схожей темой или реализуют близкую мне практику.

Работа из проекта «Этот город - версия тебя»

Как вы можете описать свою практику?

Ее отличительное свойство заключается в экспериментировании с визуальными режимами и техниками. Даже в рамках одного проекта я могу использовать разные подходы. Визуальный язык каждого отдельного изображения определяется, в первую очередь, идеей конкретного образа. Далее я постепенно выстраиваю общий ряд. Монтаж и концепт проекта в итоге взаимно уточняют и дополняют друг друга. Как правило, я прихожу к сложному синтетическому высказыванию, сформированному разными типами изображений и содержащему множество отсылок к теории, искусству, кино и художественной литературе.

В основе вашего творчества лежит анализ личности. Кто основной объект этих исследований — вы сами или люди вокруг?

Основной метод моей работы - саморефлексия, это обусловлено фокусом моих интересов. Поскольку сознание в целом — это субъективный опыт, то я имею (условно) доступ только к своему опыту и работаю со своими психоэмоциональными состояниями. Но делая ресерч и разрабатывая концепт, я часто изучаю определенный феномен, с которым связан отрефлексированный опыт, и конструирую героя, в личность которого он будет вшит.

09.06.2020
Мария Кокунова: «Основа моей художественной практики - саморефлексия»
913
Работа из проекта «Лицо»
Работа из проекта «Лицо»
Работа из проекта «Лицо»
Работа из проекта «Лицо»
Работа из проекта «Лицо»
Работа из проекта «Лицо»

Ваш проект «Пироман» посвящен исследованию психологии пироманов и феномену пиромании. Фактически вашим героем стал отрицательный персонаж. Чем он вас привлек?

Проект «Пироман» посвящен исследованию редкого, малоизученного и трудно диагностируемого феномена пиромании, когда человеку для разрядки от любого раздражения или возбуждения необходимо непременно вступить в контакт с огнем. Пиромания может возникнуть как реакция на детскую травму. В действиях пиромана меня интересует то, что они не предполагают получение материальной выгоды, сокрытие преступления или выражение общественно-политического протеста. Для пиромана важным оказывается сам процесс. Поджигатель испытывает удовлетворение или облегчение от происходящего и не скрывает своей причастности. Таинственный «зов огня» дает ему силу, чтобы переступить социальные нормы и законы, и этим он выводит свое действие за рамки общепринятой системы культурных кодов. Мы имеем дело с чистым аффектом, игрой ради удовольствия и против смысла.

Работа из проекта «Пироман»

В каком образе вы представили пиромана в вашем проекте?

Я понимаю, что пиромания опасна для общества. Но в моей системе образов это, в первую очередь, загадочный феномен, деструктивная мощь стихии, которой не в силах противостоять больной разум, способность «говорить на языке огня». В своем проекте я предлагаю посмотреть на пироманию не с точки зрения права и социальных норм, а как на чистый аффект. Кроме того, мой интерес к личности пиромана был вызван автобиографическим моментом - в детстве я пережила сильный испуг при пожаре в доме родителей; и общей психологической проблемой - нарушением так называемого импульсного контроля, в частности, контроля эмоций. Но вместо поджогов я занимаюсь художественной практикой.

09.06.2020
Мария Кокунова: «Основа моей художественной практики - саморефлексия»
913
Работа из проекта «Пироман»
Работа из проекта «Пироман»
Работа из проекта «Пироман»
Работа из проекта «Пироман»
Работа из проекта «Пироман»
Работа из проекта «Пироман»
Работа из проекта «Пироман»
Работа из проекта «Пироман»
Работа из проекта «Пироман»

В каком направлении будет происходить развитие фотографии в вашем творчестве?

У меня в планах развитие художественной практики с использованием фотографии, инсталляции и перформанса. В настоящее время я учусь этому в Высшей школе «Среда обучения» на базе Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко на курсе преподавателя Кирилла Савченкова «Трансмедиа. Современные художественные практики».

Как вы можете описать понятие «хорошая фотография»?

Для меня хорошая фотография это та, которая «работает»: несет смыслы, создает ситуацию, а также служит актом коммуникации и местом встречи зрителя с сообщением и с собой - со своей интерпретацией в итоге. Но надо понимать, что это может быть как одиночное, самодостаточное и сильное изображение, так и фотография, раскрывающая весь свой потенциал только в грамотно выстроенном контексте - монтажном ряду, фотокниге или инсталляционном решении, то есть проекте.

09.06.2020
Мария Кокунова: «Основа моей художественной практики - саморефлексия»
913
Работа из проекта «Пустота»
Работа из проекта «Пустота»
Работа из проекта «Пустота»
Работа из проекта «Пустота»
Работа из проекта «Пустота»
Работа из проекта «Пустота»

Какие имена в фотографии и других визуальных искусствах являются для вас творческим ориентиром?

Несмотря на непрекращающийся набор художественного бэкграунда, знаковыми для меня являются имена не фотографов, художников или режиссеров, а теоретиков современного искусства и философов. Могу назвать авторов, к которым я постоянно обращаюсь: Зигмунд Фрейд, Жак Лакан, Вальтер Беньямин, Ролан Барт, Жорж Диди-Юберман, Гастон Башляр, Борис Гройс, Елена Петровская, Валерий Подорога, Грэм Харман и многие другие. Я обозначила самый минимум, который, так скажем, всегда в работе. Как я уже говорила, огромным источником вдохновения для меня является также художественная литература, как классическая, так и современная, могу среди многих отдельно выделить следующих авторов: Джеймс Джойс, Марсель Пруст, Вирджиния Вулф, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Франц Кафка, Хулио Кортасар, Хорхе Луис Борхес, Габриэль Гарсиа Маркес, Юкио Мисима, Жозе Сарамаго, Хосе Карлос Сомоса, Гауте Хейволл. Эти авторы всегда важны для меня и «участвовали» в моих проектах. В настоящее время для меня особенно близка литература потока сознания и магический реализм.

В последние четыре года вы живете в уединенных условиях, в маленьком поселке, и сознательно ограничиваете общение. Что это дает вам в творческом плане?

Я нахожусь в декретном отпуске и воспитываю дочерей - 4 года и 1,5 года. Занимаюсь в основном домом, детьми и художественной практикой. Я сознательно отказалась от активного социального общения, и это дало мне возможность сосредоточиться на образовании и создании проектов. Конечно, неадекватная связь с внешней средой, уединенные условия и частое нарушение личных границ детьми имеют и травмирующие последствия - об этом я как раз размышляю в «Пещере». Но социальная изоляция стимулирует мое воображение и память и является необходимым условием для основы моей практики - саморефлексии.

09.06.2020
Мария Кокунова: «Основа моей художественной практики - саморефлексия»
913
Работа из проекта «Этот город - версия тебя»
Работа из проекта «Этот город - версия тебя»
Работа из проекта «Этот город - версия тебя»
Работа из проекта «Этот город - версия тебя»

Почему вы решили участвовать в конкурсе Sony World Photography Awards?

В фотографической среде он признан как серьезный конкурс с авторитетным жюри. И вместе с тем очень открытый. Участие в нем - всегда шанс для молодого автора быть услышанным, получить оценку компетентного жюри и поддержку, чтобы дальше развивать свою практику. Когда в условиях Sony World Photography Awards появились такие категории, как «Открытие» и «Креатив», я поняла, что теперь есть возможность отправлять более концептуальные серии и с нестандартным монтажом. В результате решила предложить проект «Пещера».

Насколько важна для фотографов поддержка искусства фотографии со стороны компаний-производителей?

Очень важна, потому что оценка работ компетентным жюри вдохновляет молодых авторов, дает им возможность поверить в себя и продолжать свою практику. А новые технологии помогают нам создавать нестандартные творческие решения. Большое спасибо компании Sony и организаторам конкурса!

В качестве приза вы получаете камеру Sony A7R IV и объектив Sony Carl Zeiss Planar T* FE50 мм F1.4 ZA. Мощный профессиональный комплект. Как новые технологии Sony помогут вам в реализации творческих замыслов?

Раньше мне не приходилось работать с фототехникой Sony, однако я много наслышана о точной цветопередаче матрицы Sony и ее широком динамическом диапазоне, который позволяет достигать невероятных результатов на этапе постобработки. Для меня очень важно качество снимка, и с большим разрешением камеры Sony A7R IV в 61 Мпикс., а это уже студийный потенциал, я смогу получать глубокую детализацию и, соответственно, высокое качество фотографий. Смогу работать с изображениями очень большого размера. Все это, не сомневаюсь, поможет мне в моей практике, предполагающей производственный процесс инсталляций. Поскольку у меня была возможность выбирать объектив, то я остановила свой выбор на светосильной оптике с нормальным фокусным расстоянием. Sony Carl Zeiss Planar T* FE50 мм F1.4 ZA станет универсальным решением для моих задач. Вообще если говорить о призовой камере и оптике, это техника, о которой я могла только мечтать.

Узнать больше о Марии Кокуновой можно здесь

Узнать больше о конкурсе Sony World Photography Awards: www.worldphoto.org/sony-world-photography-awards

Прочитать обзорный материал, посвященный фотоконкурсу Sony World Photography Awards

Ознакомиться с имена фотографов, ставших победителями в Профессиональном, Открытом, Студенческом и Молодежном конкурсах Sony World Photography Awards 2020, а также узнать, кто стал "Фотографом 2020 года", можно здесь

 Все фотографии: © Мария Кокунова

913
Источник: www.sony.ru/alphapro/