Новости
Sony в соцсетях
1
19.05.2020
Михаил Джапаридзе: «Стрит-фотография — это удовольствие»
625

В профессиональной фотографии Михаил Джапаридзе с 1985 года. Работал в газетах Тбилиси, затем в филиале информационного агентства ТАСС в Грузии. В 1991 году начал сотрудничать с Associated Press и Reuters. С 1993 года печатался в «Комсомольской правде». С 1994 года по 2013 год штатный фотограф Associated Press. В настоящее время работает фотокорреспондентом информационного агентства ТАСС. Есть опыт командировок в горячие точки: Чечня, Афганистан, Ирак. Лауреат фотоконкурса Pictures of the Year International (1995 и 2011), призер InterFoto (2001 и 2004), а также «Серебряной камеры» (2008). В 2011 и 2020 году Михаил Джапаридзе вошел в шорт-лист Открытого конкурса Sony World Photography Awards. Пользуясь случаем, мы расспросили его о творческом пути.

Фотограф Михаил Джапаридзе вошел в шорт-лист Открытого конкурса Sony World Photography Awards 2020

Как был сделан снимок-победитель «Коллективные занятия йогой в парке»?

Это было редакционное задание. Работа снята с помощью дрона. Вообще снимать на дрон в городе очень опасно. Несколько лет назад меня попросили сфотографировать очередь на выставку в Третьяковскую галерею с верхней точки. Я предупредил редактора, что это рискованно, но... пришлось полететь. Успел только подняться на нужную высоту, как вдруг дрон перестал слушаться и улетел в неизвестном направлении. Искал я его долго, но так и не нашел. В Царицыно на праздник йоги собралось очень много народу, и у меня даже пальцы дрожали, когда над ними летал. Но всё обошлось!

«Коллективные занятия йогой в парке». Международный день йоги 23 июня 2019 года, Москва, Царицынский парк. С этой работой Михаил Джапаридзе вошел в шорт-лист Открытого конкурса 2020 года в категории «Уличная съемка»/«Street Photography». © Misha Japaridze, Russian Federation, Shortlist, Open, Street Photography, 2020 Sony World Photography Awards

Вы работаете фотографом с начала 1980-х годов. Можете рассказать, что изменилось с тех пор?

Фотография стала другой. Прежде всего это касается совершенства аппаратуры и, как следствие, качества снимков, особенно в спортивной фотографии. Для фотографов из информационных агентств все стало гораздо оперативнее. Теперь не нужно проявлять пленку, сканировать ее, искать телефон с модемом, чтобы передать файл. Цифровые технологии появились в агентствах примерно в конце 1990-х годов, и у нас в Associated Press была одна из первых цифровых зеркальных камер. Помню, как снимал международный футбольный матч и не думал мучительно, что потом нужно бежать в туалет для проявки пленки, искать городской телефон, чтобы передать хотя бы одну картинку. С цифрой стало все просто. Вставил флэшку в ноутбук, и можно передавать материалы в редакцию в любом количестве.

Вратарь команды «Динамо» (Москва) Иван Бочаров. Континентальная хоккейная лига, матч ЦСКА (Москва) - «Динамо» (Москва). 4 декабря 2019 года. © TASS/Mikhail Japaridze

Вам было страшно, когда отправлялись в горячие точки?

Скорее всего было... страшно интересно. Сам я на такие съемки не напрашивался. В горячие точки нас отправляло руководство, предварительно, конечно, получив наше согласие. Причем брали только тех фоторепортеров, которые прошли специальные курсы безопасности агентства Associated Press. Страх возникал уже на месте, но ровно до начала съемки. Когда работаешь, голова занята съемочными параметрами, композицией и проч. В результате удается ненадолго забыть о страхе.

Где переломная точка в формировании профессионального фотографа?

Думаю, когда он видит свой первый снимок в газете, журнале или на известном сайте. Но на этом этапе фотограф еще не является профессионалом. Например, я считаю, что все еще учусь и перед каждой съёмкой переживаю, получится ли снять интересно.

Военнослужащие 101-ой воздушно-десантной дивизии США готовятся к тренировочным курсам на рассвете возле города Мосула, что в 400 км к северу от Багдада, Ирак. 25 сентября 2003 года. © Associated Press/Misha Japaridze

Возникало ли периодически желание бросить фотографию?

Не могу даже представить себе, как можно бросить фотографию и заняться чем-то другим. В то же время в агентстве ИТАР-ТАСС уже больше года меня просят одновременно с фото снимать видео. Считаю, это очень плохая тенденция. Еще в 2000-х годах в Associated Press решили, что фоторепортеры могут одновременно снимать видео, но вскоре поняли, что два дела невозможно делать одновременно. Конечно, видео очень интересно снимать, но следует понимать, что это другой вид искусства. Фотографу видеосъемка очень мешает - мозги раздваиваются, и он пропускает интересное.

Что для вас означает понятие «хорошая фотография»?

Когда в одном кадре сочетаются содержание и форма. То есть смысл того, для чего фотография делается, и выразительность формы - как она сделана.

Литургия и крестный ход в день памяти святителя Петра в Москве. 3 января 2020 года. © Михаил Джапаридзе/ТАСС/2020

Какое место в вашем творчестве занимает пленка?

Когда цифровые технологии только зарождались, я, конечно, снимал на пленку — цветную, черно-белую, слайд. Сам проявлял и печатал, увлекался инфракрасной съемкой. К слову, у моего отца была пластиночная камера «ГОМЗ Фотокор-1», и я видел это волшебство появления изображений! Однако с приходом цифры этот волшебный процесс превратился в элитное искусство. Пленка, химия, бумага стали дорогими, а многие предприятия, которые выпускали эту продукцию, или закрылись, или выпускают ее мелкими партиями. В то же время человек, считающий себя фотографом, обязательно должен попробовать аналоговые технологии.

Какие имена в фотографии, кинематографе, живописи являются для вас знаковыми?

Мне нравится Анри Картье-Брессон/Henri Cartier-Bresson. Я начал собирать его альбомы, когда интернета еще не было. Также очень ценю творчество фотографов из агентства Magnum Photos, а именно: Патрика Захмана/Patrick Zachmann и Томаса Дворжака/Thomas Dworzak. К слову, мне даже повезло познакомиться с Йозефом Куделкой/Josef Koudelka.

Кутафья башня, Москва, 2010. Снимок сделан с применением технологии инфракрасной фотографии. © Михаил Джапаридзе

Какие у вас источники вдохновения?

Меня вдохновляют хорошие фотографии, которые появляются в подборках NewYork Times и The Guardian, на сайтах новостных агентств Associated Press и Agence France Press.

О чем вы больше всего сожалеете в профессии?

Работая фотографом в информационном агентстве, я снимаю в основном события, новости, спорт. Эти задачи не предполагают возможности прийти на следующий день и что-то доснять. Бывает очень обидно, когда в хоккее ставишь камеру в ворота, а в нужный момент радиопередатчик не срабатывает. Когда на Бакшевской масленице сжигали чучело и штурмовали крепость, у меня не взлетел дрон. В общем глобальных потрясений, к счастью, не было, а по мелочам иногда приходится переживать.

Диана, принцесса Уэльская, во время своей первой поездки в Россию посетила в Москве Тушинскую детскую больницы, покровителем которой она являлась. 16 июня 1995 года. © Associated Press/Misha Japaridze

Какая профессиональная мечта?

Давно хочу сделать большую фотокнигу. К сожалению, текучка не позволяет завершить над ней работу. Зато у меня уже есть две небольшие черно-белые публикации - «Рим» и «Байконур». Я ими горжусь.

У вас есть ученики?

Пока нет. Я и сам до сих пор учусь и почти перед каждой съемкой испытываю чувство беспокойства. Но когда у молодых фотографов возникают вопросы, я с удовольствием отвечаю на них.

Какие советы можете дать начинающим фотографам?

Надо попасть в фотографическую среду, то есть ходить на съемки открытых событий, где не нужна пресс-карта или аккредитация. Также следует сотрудничать с любыми газетами или сайтами, публиковать свои работы и давать на них ссылки в соцсетях.

Воробьевская набережная. Из серии «Набережная». Москва, 2010. © Михаил Джапаридзе

Что можете посоветовать тем фотографам, которые решат заняться стрит-фотографией?

Стрит-фотография — это удовольствие. Одна камера с одним мануальным объективом f=28 мм или f=35 мм. Прикрытая диафрагма и предварительно настроенная экспозиция, чтобы не терять на это секунды во время съемки. Первый кадр снимать навскидку, даже не смотря в видоискатель. Нужно ходить по улицам, набережным, подземным переходам, и город сам подскажет сюжеты. А вот дроном снимать в городе я бы не советовал. Больше риска, чем возможности снять хорошую карточку.

Каким качествами должен обладать фотограф, чтобы работать в информационном агентстве?

Конечно, он должен пройти школу газеты или сайта, быть мобильным и готовым к съемке в любое время суток. Ему следует много снимать и изучать сайты мировых агентств - Associated Press (AP), Agence France Press (AFP), Reuters, Getty Images и других. Только так можно стать настоящим фотожурналистом.

Заключение

Михаил Джапаридзе — уникальная личность в фотографии. Он обладает колоссальным опытом, в котором объединены различные эпохи и технологии. Но главное, что творческий путь Михаил Джапаридзе доказывает приоритет профессиональных навыков фотожурналиста, которые важны в любое время и не зависят от развития техники.

Узнать больше про Михаила Джапаридзе можно здесь

Узнать больше о конкурсе Sony World Photography Awards

Прочитать обзорный материал, посвященный фотоконкурсу Sony World Photography Awards

Ознакомиться с имена фотографов, вошедших в шорт-лист Открытого конкурса Sony World Photography Awards 2020

Ознакомиться с имена фотографов, вошедших в шорт-лист Студенческого и Юношеского конкурсов, а также получателей гранта Sony Student Grant 2019 можно здесь

Все фотографии: © Михаил Джапаридзе

625
Источник: www.sony.ru/alphapro/