Новости
Sony в соцсетях
09.08.2018
Ольга Свиблова: «Чтобы создать шедевр, надо нарушить каноны»
1688

Ольга Свиблова является членом российской судейской коллеги, которая выберет лучшие фотоработы регионального этапа международного Instagram-фотоконкурса #SonyAlphaPortrait. Предлагаем вашему вниманию публикацию, в которой она рассуждает о портретном жанре в фотографии и дает полезные рекомендации тем, кто готовится к портретной съемке. Ольга Свиблова - куратор, режиссер и автор документальных фильмов, основатель и директор Мультимедиа Арт Музея, Москва (МАММ) и Московского дома фотографии (1996).

 

Когда мы обсуждаем портретную съемку, можем рассматривать две ситуации. Первая - снимаем спонтанно, повинуясь эмоции, ситуации и той камере, которая находится в руках. Мы не думаем, почему снимаем портрет - просто не можем его не снять. Мы снимаем, активизируя только подсознательные навыки, ведомые эмоциональным импульсом. Такие снимки могут оказаться гениальными, а также исторически важными, причем не зависимо от того, кто изображен на фотографии. Это может быть как легендарная личность, так и случайный встречный, который завел нас эмоционально. Этот драйв играет в создании фотографии решающую роль. И не имеет значения, кто сделал этот снимок — профессиональный фотограф или любитель.

Вообще я не люблю делить фотографию на любительскую и профессиональную. Потому что не понимаю этого разделения. На сегодняшний день разделение может быть только одно. Людей, которые зарабатывают фотографией, мы называем профессионалами. Людей, которые создают шедевры, но у которых имеются другие источники средств к существованию, мы называем любителями. Наиболее яркий пример в истории фотографии, который подтверждает условность этого разделения, Жак-Анри Лартиг.

Посетители изучают выставочные работы в Мультимедиа Арт Музее, Москва.

Жак-Анри Лартиг

Он происходил из очень обеспеченной семьи. Всю свою жизнь вращался в обществе деятелей культуры, среди которых был, например, Пикассо. Для того, чтобы не быть обычным рантье, писал натюрморты. Сейчас даже существует Музей Лартига. Однако как живописец Лартиг не прославился. Зато вращаясь в определенных кругах, он всегда мог представиться художником.

А вот снимал Лартиг с 9 лет, когда ему отец подарил фотокамеру. И именно своими снимками Лартиг вошел в историю не только французской, но мировой фотографии. Он один из первых попал в собрания крупнейших музеев мира.

Любопытно, что проект «Авиация» Лартиг снял еще в подростковом возрасте, ему тогда было всего 12 лет. Как и родители, в то время он был влюблен в чудеса и фотографической, и авиационной техники. В фотографии Лартиг совершил огромные открытия. Никто не снимал движения так, как это удавалось ему. Работы выставлялись во всех крупнейших музеях.

Поэтому первая рекомендация для тех, кто собирается снимать портрет - снимать с любовью. Должен быть эмоциональный порыв.

Фотовыставка в одном из залов Мультимедиа Арт Музея, Москва.

Портреты на заказ

Вторая ситуация - портреты снимаются на заказ, работа выполняется для того или иного издания или интернет-ресурса. Либо фотограф снимает для своей страницы в сети Instagram. В подобных случаях ему приходится ориентироваться на те правила, которые диктуют ресурсы - печатные или онлайновые. Он либо сознательно подбирает камеру и освещение, либо, наоборот, сознательно этого не делает, создавая эффект случайности. Последнее решение, как показывает практика, оказывается наиболее выигрышным.

Посмотрите на опыт тех людей, которые изменили мир фотографии и стали ее классиками: Уильям Кляйн, Сара Мун, Анри Картье-Брессон, Джулия Маргарет Камерон, которая, к слову, стала первым фотографом, работы которой попали в музей в 1860-е годы.

Вторая половина 19 века — начало существования фотографии. Она появилась в 1839 году, и уже к 1860-м годам установились правила, определяющие портретную съемку. Как должен смотреть портретируемый — только анфас, как должна строиться портретная композиция и проч. В то время портрет был самым востребованным жанром, потому что портреты успешно продавались.

На открытиях фотовыставок в Мультимедиа Арт Музее, Москва, всегда многолюдно.

Джулия Маргарет Камерон

Она вошла в фотографию как любитель, уже будучи взрослым человеком. Обычно фотокамеру дарят детям родители. В случае с Джулией Маргарет Камерон все произошло наоборот. Фотокамеру подарили ей дети, чтобы она... не скучала.

Джулия Маргарет Камерон нарушает правила портретной фотографии. И остается в истории фотографии. Она - первый фотограф, который попал в музей — Музей Виктории и Альберта в Лондоне, в котором находится крупная коллекция фотографий.

 

Заключение

Любитель — звучит гордо. Чтобы создать шедевр, надо нарушить каноны. Чтобы создать работу, которую примет работодатель, следует учитывать эти же каноны фотографии.

 

Ольга СВИБЛОВА

Все фотографии: (с) Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ)

Август, 2018

1688
Источник: www.sony.ru/alphapro/