Новости
Sony в соцсетях
1
12.03.2019
Сергей Щербаков: «Я хочу изучать наш мир»
4192

Сергей Щербаков стал победителем конкурса Russia National Award 2019, который является частью престижного Sony World Photography Awards. Чтобы узнать больше о победителе, о его творчестве, мы взяли у него интервью.

Отрадно, что за 12 лет глобальный конкурс Sony World Photography Awards стал одним из известнейших в мире. Причем следует заменить, что его активность не ограничивается подведением итогов, церемонией награждения и выставкой. Работы фотографов конкурса демонстрируются на различных интернет-платформах на протяжении всего года. Также проходят встречи, обзоры портфолио, эксклюзивные переговоры, работа с Sony и другими партнерами по различным проектам. В ежегодной кампании по продвижению конкурса в прессе используются работы не только победителей, но также из шорт-листа.

 

С какими мыслями вы отправляли работу на конкурс Sony World Photography Awards 2019?

За конкурсом я следил не один год. Один из крупнейших в мире, он притягивает таланты со всего света: разных возрастов, народов, культур. Но всех этих людей объединяет искусство фотографии. Одно лишь наблюдение за тенденциями и победителями давало мне богатую пищу для размышлений и существенно расширяло личный вокабуляр визуальных образов. В этом году я подавал заявку на участие лишь с одной мыслью — я готов, теперь мне есть, что показать.

Сергей Щербаков. Автор фото: Марина Стародубцева.

Вы раньше участвовали в фотоконкурсах?

Нет, ранее я не испытывал желания участвовать в каких-либо конкурсах хотя бы потому, что еще не был готов к этому. Я увлекаюсь фотографий порядка десяти лет, и процесс становления, поиска, формирования моего взгляда все еще продолжается. Откровенно говоря, раньше мне просто нечего было предложить в плане оригинальности или тонкости взгляда. Мне кажется, для участия в конкурсах такого масштаба нужно, в первую очередь, быть уверенным в том, что твоя фотография может сказать или открыть что-то новое. Либо ты снимаешь то, чего раньше никто не снимал. Либо снимаешь так, как никто не снимал. Важно, чтобы в твоих работах речь шла не о техническом совершенстве техники, которую использует фотограф, а о способности чувствовать момент, уметь не просто оказаться в нужном месте и в нужное время, но и правильно передать в изображении ту суть, тот мотив, который побуждает человека остановиться и нажать на спуск. До недавнего времени у меня такого чувства не было.

Какие чувства пережили, когда узнали о победе в конкурсе?

В то утро я проснулся в Берлине, где находился во время короткого отпускного тура по Европе. Связи не было, поэтому тот шквал новостей и писем я пропустил. Уже позднее я изучил то, о чем писала пресса и интернет-ресурсы. Я воспринял это спокойно, как нечто естественное для того, кто стал на время местной звездочкой. Тщеславия это никоим образом не прибавило, но уверенность в своем пути, в своей идее укрепилась. Мне кажется, это самые сладкий плод виктории. Именно он придает силы для штурма новых вершин и достижений. Победа для меня является честью, но не гордостью. Планка взята, и в душе крепчает попутный ветер, несущий к новым вершинам. Нет времени почивать на лаврах. Впереди много работы. Лучшая фотография — та, которую ты сделаешь завтра. То, что называется славой, обрушилось на меня впервые.

Работа-победитель входит в серию, которую вы сняли на одной из главных улиц старого города Гданьска. Почему на конкурс вы представили именно эту фотографию?

Это был один из первых удачных результатов визуального эксперимента, предпринятого годом ранее. Не в одном лишь техническом плане, но также в плане приближения к буквально художественной, живописной манере выражения чувств, полученных не столько от увиденной композиции, сколько от всего окружения и переживаемого момента времени.

«Одна из ночей». Автор - Сергей Щербаков, победитель Национального конкурса Russia National Award в конкурсе Sony World Photography Awards 2019. © Sergey Shcherbakov, Russian Federation, 1st Place, National Awards, 2019 Sony World Photography Awards.

Сергей Щербаков о работе «Одна из ночей»

 

Фотография зародилась как опыт, и в своем начале являлась и воспринималась как научный и документальный инструмент. Но на пути к отдельной форме искусства был период, когда она позаимствовала многие черты из живописи, опираясь на ее многовековые традиции и каноны. Со временем это позволило фотографии закрепиться в качестве новой формы повествования и художественной интерпретации.

Сейчас фотография является неотъемлемой частью нашего быта, досуга, информационного поля и познания окружающего мира. Но в то же время ее массовость и доступность привела к чрезмерному перенасыщению визуальными образами - нам неудобно воспринимать новости без фоторепортажа, а отпуск без фотографий лишает нас визуального подтверждения, что мы действительно ездили отдыхать.

Несмотря на это массовая популярность стимулировала развитие фотографии как искусства. Язык повествования становится более сложным, он переходит от буквальной трактовки события к его метафорической интерпретации.

Пытаясь отойти от канонов, я предпринял попытку передать чувственное восприятие места, времени и момента иным способом. После первых опытов в голове всплыло понятие «пикториализма». И я стал пробовать, чтобы подчеркнуть в фотографии те черты, которые сближали ее с живописью и графикой.

Чтобы не определять, а значит, и не ограничивать себя, какой из полученных кадров наиболее полно соответствует моему внутреннему импульсу, побудившему нажать на спуск затвора, я решил объединить их в одно произведение, соответствующее моему эмоциональному и чувственному восприятию конкрентного сюжета.

Речь идет не о совершенно различных снимках, но о дублях одного сюжета, каждый из которых (дубль) сделан с немного другими параметрами. Так был создан необычный съемочный стиль, который и лег в основу снимка, который одержал победу в фотоконкурсе Russia National Award 2019.

Как вы пришли к съемочному стилю, в котором сделана работа-победитель?

Весьма прозаично. В какой-то момент мне надоело вычленять единственный дубль из серии одинаковых серийных снимков, и в голову пришла идея слить эти дубли в одну фотографию. Результат мне показался очень любопытным, и я стал экспериментировать с такой техникой съемки дальше, одновременно пытаясь найти для нее художественное определение или обоснование. На создание этого стиля ушли, наверное, годы. Годы поисков, ошибок, вдохновений и неудач. Дружба с удивительными и прекрасными людьми — поэтами, художниками, музыкантами, режиссерами, актерами (спасибо Петербургу за это!). Посторонний человек порой удивляется, как это так, удивительные работы создаются порой так быстро, за считанные минуты! Но при этом он совершенно забывает о том, что в этих пяти минутах — мозоли опыта многих лет.

Почему выбрали для съемок Гданьск?

Это не был целенаправленный и осознанный выбор. Я просто путешествовал по Польше в компании моей спутницы, которая и настояла на том, что мы должны увидеть Гданьск. Раньше я никогда не был в этой стране, поэтому не стал возражать против знакомства и с этим городом. Увиденное произвело на меня огромное впечатление. На мой скромный взгляд, это один из красивейших городов Европы.

Фотография и видео — это для вас основная работа или хобби?

И то, и другое хобби. Кто-то отличается великолепным слухом и умеет выражать мысли и эмоции средствами музыки. Кто-то закрывает глаза и прислушивается к себе, объясняя свое видение мира через поэзию или прозу. Я не способен ни к первому, ни ко второму. Я могу только видеть. И даже в голове порой происходит не диалог, а визуальные реконструкции тех или иных событий и их исход или вариации. Наверное, поэтому я и занимаюсь фотографий.

Что вас привлекает больше всего в видео и фотографии?

Тоже, что любого человека привлекает в музыке, графике, живописи, поэзии, скульптуре, театре, кино, - умение выражать себя через эти действа. Выражать себя их средствами, находить отдушину и понимание в том искусстве, которому ты себя отдаешь.

Могли бы выбрать только одно направление — фотографию или видео?

А зачем выбирать? Для чего? Это как спросить у скульптора, сможет ли он изваять из мрамора статую, пользуясь одним лишь молотком. Безусловно, сможет, если он профессионал. Но какой от этого будет толк для него? Разовый опыт, пожалуй, да. Глубокое понимания какой-то категории своего искусства — безусловно. Но дальнейший путь без взаимодействия с другими инструментами или выразительными средствами вряд ли возможен. Фотография дает какие-то одни качества, прививает вкус, строит сюжет и композицию по одним законам. Кино же — порой совершенно по другим. Как, собственно, и классическая живопись. Но самое главное то, что эти искусства дают взаимопроникновенные навыки. И отказываться от какого-либо визуального опыта я не вижу смысла. К примеру, этот же смешанный стиль мы с моим другом, поэтом Сергеем Белозеровым, попытались реализовать в видеоформате, сняв клип на один из его стихов. Эксперимент оказался очень любопытным.

В каких жанрах специализируетесь?

Мой визуальный опыт вырос на работах признанных классиков фотографии - Анри Картье-Брессона, Роберта Капы, Фань Хо, Трента Парка, Георгия Пинхасова, Себастьяна Салгаду, Доротеи Ланж, Стива Маккарри. А это - уличная, репортажная, документальная фотография. Изучая наследие мастеров, я учился у них искусству фотографии. Поэтому стараюсь развиваться именно в этих жанрах.

Какая у вас цель в фотографии, видео?

Я мечтаю стать фотографом National Geographic, фотожурналистом, который изучает нашу планету и наш мир. Мне хочется верить, что все, что я делаю, постепенно приведет к этой цели.

Как вы можете описать свой съемочный стиль в фотографии?

Импульсивный, наблюдательный, эмоциональный. Хотелось бы еще сказать - исследовательский, но пока не могу. Я доверяю своему чутью, интуиции, вкусу и желанию проникнуть мыслью и душой в то место, событие или явление, свидетелем или гостем которого я становлюсь. Тогда мозг отключаются, работают только зрение, чутье и сердце. А рука всегда лежит на камере, моей неизменной спутнице.

Какие фотографы, режиссеры, художники являются для вас творческим ориентиром?

Многие. Перечислю, пожалуй, самых для меня знаковых. Во-первых, художник Жан-Батист Камиль Коро, работы которого оказали на меня огромное влияние. «Больше всего мне нравится в Коро то, как он одним сучком дерева умеет передать вам всё», - так говорил о нем Ренуар. И это же качество хочется развить и в своей фотографии. Художники Коро, Ренуар, Моне - они учат чувствовать. Фотографы Салгаду, Парк, Пинхасов - учат видеть. Режиссеры Лантимос, фон Триер, Линч, Скорсезе - учат выстраивать. Изучая опыт и работы этих гениев, можно многое понять не только о визуальной культуре, ее эстетике и правилах, но и о самом себе. А в фотографии это очень важно.

Какие советы можете дать начинающим фотографам?

Уходите из так называемых фотошкол и курсов. Они не дадут вам ничего, кроме умения грамотно нажимать на кнопки аппарата. Лучшие учителя для вас — это вы сами. Пробуйте, экспериментируйте, постигайте. Ошибайтесь, разочаровывайтесь, рискуйте — и начинайте сначала. Изучайте работы и жизнь классиков, посещайте выставки фотографов, художественные галереи, центры современного искусства — и снова пробуйте, пробуйте, пробуйте. Путешествуйте и насыщайтесь миром. И однажды вы станете тем, чье творчество будет вдохновлять и обучать новое поколение.

Вы снимаете на камеру Sony A7 II. Какие характеристики в ней наиболее привлекательны для вас?

Это моя четвертая камера. Самой первой была Fujifilm FinePix S1500, но вскоре я накопил денег на первую зеркальную камеру — Sony A500. И с тех пор являюсь поклонником именно этой компании. А почему - сам себе толком не могу объяснить. Потом была Sony A65, которая до сих пор иногда используется как вторая камера. Сейчас в основном я снимаю на Sony A7 II. Из оптики использую либо штатный зум 28-70, либо мануальную оптику — Helios, «Таир», «Мир». Старая оптика прекрасно сочетается с ультрасовременной тушкой. Обсуждение любых характеристик неизбежно приведет к спорам и холиварам. Я лишь скажу, что всегда доверял специалистам и инженерам этой компании, которые создают прекрасные камеры, и они никогда меня не разочаровывали.

Узнать больше про Сергея Щербакова: «ВКонтакте», Instagram.

 

Все фотографии: (с) Сергей Щербаков

4192
Источник: www.sony.ru/alphapro/