Новости
Sony в соцсетях
07.07.2018
Тест Sony RX10M4. Испытание дикой природой
5005

 

Автор - Виктор ТЯХТ

Получая камеру Sony Сyber-Shot DSC-RX10 IV (RX10M4) на тестирование, я не мог предположить, сколь нервное, но увлекательное и результативное времяпрепровождение меня ожидает. В результате провел с ней полтора месяца, совершил поездки в Калмыкию и Ставрополье, и при этом почти не притрагивался к своей цифровой зеркальной камере с объективом 200-400/4.

Первоначальное предубеждение было связано с опасениями по поводу боке для сильно кропнутой («дюймовой») матрицы и с медлительностью техники подобного рода. Ведь первую зеркалку я в свое время купил именно по той причине, что тогдашние мыльницы после нажатия спусковой кнопки долго думали, прежде чем щелкнуть. Да и наличие фантастического зума экв. f=24-600 мм склоняло к мысли, что чудес на свете все же не бывает. Скорее камера была похожа на дорогую игрушку, маркетинговую приманку для широкой публики.

Не могу сказать, что за время тестирования мы с камерой подружились. Скорее у нас сложились сложные, но результативные взаимоотношения, не стабильные, но — постоянные. И одно знаю точно: у меня не осталось даже намека на пренебрежительное отношение к этой модели.

 

Качество изображения

Прежде чем подвергать камеру серьезным испытаниям, я решил провести минимальную проверку, чтобы понять, а стоит ли вообще обсуждать эту модель. Может ли камера в хороших стабильных условиях обеспечить получение изображения, по качеству сравнимого с топовыми моделями известных производителей, без учета стоимости и габаритов. Вот два стандартных для фотоанималистики примера. Полные кадры внутрикамерного «джипега», никакой дополнительной обработки. Съемка с рук.

Фотография фазана сделана из машины, Ростовская область. Съемочные параметры: 1/1600 c, f/4, ISO 800, экв. f=590 мм. Скачать изображение в полном разрешении можно здесь

Черноголовая овсянка привыкла к лежащему фотографу и пришла на водопой, Калмыкия. Съемочные параметры: 1/2000 c, f/4, ISO 200, экв. f=595 мм. Скачать изображение в полном разрешении можно здесь.

Полученные результаты меня вполне устроили, чтобы продолжать дальше. Следующее испытание принесло приятную неожиданность. При работе на длинном конце мелкие объекты хорошо сохраняли детализацию. Эта особенность, без сомнений, понравится новичкам, еще не искушенным в разных приемах близкого расположения дикого объекта съемки относительно фотографа. Делаешь сильный кроп, а качества вполне достаточно для приличной картинки в сети. 

 

Боке и глубина резкости

Предубеждение по поводу боке сильно кропнутых матриц кажется мне сильно преувеличенным. Действительно, «настоящий» длинный фокус с отрытой диафрагмой дает отличное размытие фона и служит основой для целого направления гламурно-глянцевого стиля. Иногда результаты бывают отличные, особенно для динамичных сюжетов. Но «Art of birds», как и других животных, этим никак не ограничивается. Всякому инструменту свое место. Кстати, хорошее размытие фона вполне достижимо и в нашем случае. Уже показанный фазан стоял на пригорке вдали от фоновых растений, и размытие получилось вполне приличным. А вот другой пример с сусликом.

Суслик нашел для себя правильную позицию, а фотограф - ее заметил; фон получился вполне однородный, Калмыкия. Съемочные параметры: 1/4000 c, f/4, ISO 800, экв. f=600 мм.

 

В некоторых случаях я предпочитаю не очень сильно размывать передний и задний планы. Например, в этом сюжете растения рядом с куропаткой остались разборчивыми, и в результате сделан акцент на камуфляжные свойства пера птицы, Калмыкия. Съемочные параметры: 1/4000 c, f/4, ISO 400, экв. f=600 мм.

Классические портреты с размытием - не для этой камеры. Работа со сложным боке, конечно, создает трудности. Готовьтесь, поскольку с непривычки картинка будет просто другой. Возможно, заранее не подготовленные кадры станут «грязными» из-за ненужных деталей. Но структура сложного боке, как мне кажется, может дать интересные решения, если с этим специально поработать.

И нет худа без добра. Размытие фона и глубина резкости определяются одними оптическими закономерностями. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) примерно обратно пропорциональна квадрату «настоящего» (реального) фокусного расстояния. Для точных вычислений нужен еще размер пятна рассеяния кружка неопределенности, которого я не знаю. Однако увеличение ГРИП для Sony RX10M4 можно оценить примерно в 5-7 раз.

Это очень много, когда работаешь с мелкими моделями. При съемке ушастых круглоголовок с теми же сюжетами работал коллега с полнокадровой цифровой зеркальной камерой и объективом 600/4. Все отлично получалось, художественно и интересно. Но вот решить простую задачу - изобразить ящерицу в полной резкости - он смог с большим трудом и только для точно профильного ее расположения.

Этот сюжет кругового танца круглоголовок оказался недоступен для цифровой зеркальной камеры с объективом 600/4. Здесь нельзя ничего размывать. А вот камера Sony RX10M4 показала хороший результат, Калмыкия. Съемочные параметры: 1/3200 c, f/6.3, ISO 400, экв. f=266 мм.

 

Автофокус

Точность и цепкость автофокуса для фотоохоты, особенно с динамикой, главнейшие характеристики. Касательно этого параметра я затрудняюсь с единой оценкой. Иногда пять с плюсом, иногда тройка с минусом (применительно ко всем режимам автофокуса). В простых ситуациях (хороший свет, сравнительно крупная модель) - никаких проблем. Дополнительная возможность ручной доводки и фокус-пикинга помогает точно подстраиваться по желанию. Но стоит вам забраться в лес, как все становится непредсказуемо.

Тонкая ветка на фоне другой растительности легко ловится цифровой зеркальной камерой, но для Sony RX10M4 сюжет чаще всего превращается в проблему. Да что там тонкая! Даже при использовании зоны фокусировки минимального размера, квадратик которой умещается целиком на той ветке, вы можете не дождаться результата. Да, вручную, приноровившись, за секунду-две наведетесь. Но это бесконечно долго в нашем деле. И больше всего раздражает осознание того, что сюжет не повторится. В аналогичных условиях камера иногда сработает мгновенно, а иногда — как будто ее усыпили.

Вполне могу допустить, что какие-то тонкости настроек автофокусу помогут делу. Но копаться в настройках при каждом изменении окружающих событий… Все-таки по умолчанию камера должна попадать в намеченную зону фокусировки.

Фокусировка на подвижных объектах хороша. Стандартный полет на фоне неба отрабатывается в среднем так же, как у нормальной зеркалки. А с учетом веса нашей «игрушки» много проще. Единственное, хуже ловится очень мелкая высокая птица, которую иногда нужно просто определить до вида. В то же время чем сложнее ситуация, тем сильнее проявляются преимущества камеры Sony.

Например, до этого я уже несколько раз снимал стрепета, и что там будет происходить при съемке из машины, хорошо себе представляю. Птичка потопчется на одном месте, потом улетит, обычно по дуге на средне-далекое расстояние, а при посадке развернется в профиль к фотографу на фоне степи и красиво раскроет крылья.

Стрепет готовится к посадке - завершающая фаза полета, Калмыкия. Съемочные параметры: 1/3200 c, f/4, ISO 200, экв. f=600 мм.

Далеко не каждый отлёт ловится, скорее всего один из десяти. В то же время с помощью цифровой зеркальной камеры в подобной ситуации мне ни разу не удавалось поймать фокус. На фоне неба - пожалуйста, когда стрепет хвостом к вам. Причина простая. Легкая камера Sony RX10M4 просто удобнее в использовании, когда траектория полета заранее неизвестна, и можно использовать каждую попытку. А у тяжелых зеркальных телевиков с этим проблема, несмотря на крепкие руки фотографа. Гораздо уверенней ловятся зависающие жаворонки. Опять-таки согласно статистике! Но даже статистика раз от разу - только в пользу RX10M4.

Степной жаворонок, Калмыкия. Съемочные параметры: 1/8000 c, f/4, ISO 800, экв. f=600 мм.

Совсем приятным и удивительным оказалось удачное наведение фокуса на летящих птиц, когда присутствовал близкий структурированный фон (использовал режим широкого автофокуса). Как-то сразу простил все лесные недоразумения, даже при том, что фиксация автофокуса далеко не каждый раз происходила.

Золотистая щурка. Ставрополье. Съемочные параметры: 1/1250 c, f/5.6, ISO 250, экв. f=600 мм.

 

Следящий автофокус

Для проверки следящего автофокуса было много разнообразных ситуаций. Самая простая – бегущий по степи заяц-русак. Небыстро, хорошо виден, размер удобный - почти вплоть до полного кадра. Камера справилась на отлично. В серии из 40 кадров почти все — качественные.

Бегущий заяц-русак в степи, Ставрополье. Съемочные параметры: 1/800 c, f/4, ISO 400, экв. f=600 мм.

Те же зайцы, но уже с близко расположенным задним фоном. Здесь довольно часто происходил сбой на фон, хотя зайцы крупные. Однако при быстром беге удержать их в зоне фокусировки было непросто. Фокус постоянно перескакивал с фона на зверей и обратно. Из 80 кадров серии вполне достойных оказалось около половины. Порадовало, что при появлении преграды на переднем плане фокус оставался стабильно на объекте. Похоже, это другая сторона медали медлительности автофокусировки в сценах с низким контрастом.

Бегущие зайцы-русаки на фоне леса, Ставрополье. Съемочные параметры: 1/320 c, f/4, ISO 400, экв. f=469 мм.

Самая сложная ситуация. При отслеживании филина удалось вычислить его возможный полет и заранее занять место для съемки. Птица там и полетела, прямо на меня, но - самым наихудшим образом. Плохой свет, маскирующий фон, иногда пропадания за неровностями рельефа. Фокус часто сбивался на траву, и даже удивительно, что иногда он возвращался. Приличные резкие кадры все-таки получились - на средней дистанции. При полном кадре фокус, увы, опять убежал, но здесь была скорее моя вина.

Всего за несколько последовательных серий со скоростью 15 кадров/с сделано около 80 кадров. По итогам съемки могу сказать, что не представляю, какая камера могла бы сделать лучший результат.

Летящий филин, Ставрополье. Съемочные параметры: 1/4000 c, f/4, ISO 400, экв. f=600 мм.

А вот снимок с другим филином. В комфортных условиях съемки все в идеале.

Боковой полет филина, Ставрополье. Съемочные параметры: 1/8000 c, f/4, ISO 400, экв. f=600 мм.

Проводка на фоне неба работала вполне приемлемо, сравнимо с цифровой зеркальной камерой. Опция автоматического отслеживания в режиме широкого фокуса, конечно, радует. Когда птичка уже поймана, дальше камера автоматически отслеживает ее движение в кадре. А при удачной поимке птицы на непустом фоне дальнейшую проводку в режиме широкого фокуса можно было продолжать долго, строя нужные композиции на свой вкус.

Полет Золотистой щурки щурки над озером Маныч, Ставрополье. Съемочные параметры: 1/4000 c, f/4, ISO 250, экв. f=600 мм.

 

Экстрим

С некоторым сомнением выносил я новую камеру на бархан, соображая, входит ли в понятие тестирования тест на выживаемость. Все-таки решился.

Если кто не снимал на бархане при формальных «30 градусах в тени», которой здесь нет, тому тяжело представить, каково оно, особенно при обычных для Калмыкии резких порывах ветра, поднимающих песчаную мини-бурю. Более-менее терпимо при съемке статичных сюжетов с живущими здесь агамами, ушастыми круглоголовками. Со мною работали большие мастера в жанре макро (для мелких ящериц макрообъективы – самое оно), и здесь их результаты, наверняка, лучше просто за счет квалификации. Хотя по качеству в сравнительно спокойных ситуациях никаких претензий камере Sony RX10M4 нет.

Ушастая круглоголовка, Калмыкия. Съемочные параметры: 1/2000 c, f/6.3, ISO 400, экв. f=590 мм.

Но когда дело дошло до динамики, легкость и зум Sony RX10M4 сделали камеру фаворитом. Пойманный сюжет – это территориальные споры ящериц, активная фаза которых длится всего несколько секунд. Где именно их предварительные ритуалы перейдут в жаркую схватку, предсказать невозможно. Таким образом, всего за несколько секунд нужно успеть добежать до места, приблизиться на необходимое расстояние (для макро – очень близко), навестись и выстрелить. Жара, пот, ветер, слепящее солнце и песок в глазах. Снимать приходилось фактически вслепую, наводясь на клубок переплетенных тел и включая на удачу автофокусировку по центру и серийный режим.

Ушастые круглоголовки. Территориальные споры ящериц, Калмыкия. Съемочные параметры: 1/3200 c, f/7.1, ISO 800, экв. f=600 мм.

Точно знаю, что ни с какой другой известной мне техникой эта серия у меня не получилась бы. Здесь опять сработал количественный результат. Из многих сотен выстрелов просто попадание героев в кадр уже было крайне редким. Далее отбираем снимки, где сцена разборчива (иногда песок просто все скрывал) и умножаем на вероятность удачной фокусировки. Итого — всего дюжина достойных динамичных кадров.

 

Качество снимка в формате JPEG

Приятная неожиданность ожидала при детальном изучении результатов съемки. Сопроводительный JPEG-файл, который может записываться одновременно с RAW-файлом, оказался отличного качества. Я не нашел ни одного примера, когда он бы меня не устроил. А в настройках есть еще и возможность съемки со сверхвысоким качеством JPEG (без RAW). Страшно интересно, что камера делает с сырым файлом для получения такого «джипега». Вот, например, фрагмент летящей щурки.

Золотистая щурка, Ставрополье. Съемочные параметры: 1/1250 c, f/5.6, ISO 250, экв. f=600 мм.

Я долго пытался своими привычными фильтрами получить то же самое из исходного RAW. Ничего не вышло - мой уровень владения программой Photoshop не выше среднего. Поэтому для многих фотографов съемка непосредственно в формате JPEG окажется привлекательной с учетом того, что в камере вы видите в точности то, что получится в результате. Все было бы совсем хорошо, если бы не одно существенное “но”. Случаются сбои в балансе белого, а это без формата RAW не правится. И эти сбои бывают не только на самом закате или рассвете (типично для всех известных мне камер), но и при очень ярком солнечном освещении, что уже не очень здорово.

 

Макро

Макросъемкой я особо не занимаюсь, но в процессе тестирования решил сделать что-то показательное и простое. Следует отметить, что наличие кроп-матрицы означает сокращение минимальной дистанции фокусировки. Таким образом, 70 см от края объектива на длинном конце экв. f=600 мм – это совсем новые возможности. Почти полный кадр скарабеев с учетом повышенной глубины резкости хоть и наивен, но иллюстративен. Здесь открывается много возможностей. А специалистам по макросъемке я бы рекомендовал поработать со сложным боке при необычном освещении фона.

Жуки-скарабеи, Калмыкия. Съемочные параметры: 1/1600 c, f/8, ISO 800, экв. f=573 мм.

 

Разнообразие зума

Убежден, что зум в большинстве случаев и для большинства активных фотографов дикой природы – предпочтительный выбор. Да, зеркальный фикс может добавить последний гран перфекта, но количество доступных сюжетов с зумом в руках несравнимо выше. А теперь еще оказывается, что результат профессионального качества получается на зуме экв. f=24-600 мм… Такого просто не ожидал, и в этом отношении Sony RX10M4 может для многих оказаться незаменимой камерой. Вот, например, на секунду отвлекшись от портретной съемки агам, можно схватить интересную структуру окружающих песков, а потом снова продолжить портретирование.

Ушастая круглоголовка, Калмыкия. Съемочные параметры: 1/3200 c, f/4, ISO 200, экв. f=170 мм.

А если стандартный сюжет возникает чуть ближе обычного у вашей засидки? Мгновенно подкручиваете зум и компонуете полный кадр, ничего не теряя.

Ходулочник. Ставрополье. Съемочные параметры: 1/2500 c, f/4, ISO 800, экв. f=140 мм.

Заключение

Sony RX10M4 относится к категории премиальных компактных камер. Иными словами, это уже не компакт, но еще не системная камера. Возможность видеть в видоискателе именно ту картинку, что у вас получится после нажатия на спуск, очень приятна, особенно после работы с теми моделями, где результат коррекции экспозиции становится известен только по факту. Беззвучный режим электронного затвора иногда очень полезен, да и просто необходим для того, чтобы не спугнуть чуткого зверя или птицу. Кстати, птицы часто очень нервно реагируют на большой объектив — здесь зум скромных габаритов. Изменение в их поведении при использовании негабаритного зум-объектива камеры было очевидным. При этом светосила f/4 приходится на «настоящие» 220 мм.

Режим фокус-пикинга - непонятно, как раньше жил без него. Супер! Отличная скорострельность - 15 и 23 кадра/с, а также работа с большими сериями. Просто подарок! Также отмечу сверхоперативность при экстремальных условиях съемки и универсальность супер-зума.

Поначалу разочаровался в чувствительности. Уже на 800 ед. ISO некоторые кадры были невыигрышными. Поэтому стал использовать не больше 400 ед. ISO, а при возможности даже опускался до 200 ед. ISO. Однако когда внимательно просмотрел отснятый материал, понял, что погорячился. Шумы на 800 ед. ISO возникают в тенях в сценах общей затемненности. В таких ситуациях многие камеры показывают нелучшие результаты.

Сильно понравились следующие два момента. Управление точкой фокусировки большим пальцем правой руки по монитору и удобная кнопка блокировки фокуса под большой палец левой руки.

Немного смутили габариты камеры. До сих пор не понимаю, зачем эту камеру сделали в таком форм-факторе. В карман она все равно не залезет, а чуть побольше – уже и хват нормальный был бы, да и джойстик можно соорудить не только для элегантных дамских пальчиков.

Автобаланс белого. В некоторых случаях (не только в сложных) ошибался. На бархане картинка иногда становилась просто серой. В среднем при ярком свете все желто-коричневые тона смещались в сторону красных цветов.

Автофокус в некоторых ситуациях оказался медленным. Об этом я уже написал выше. Моя цифровая зеркальная камера по этому параметру оказалась победителем.

Заряд аккумулятора расходуется очень быстро. Что есть, то есть. Но выходить на съемку хотя бы без четырех дополнительных источников питания не рекомендую. Помогает, конечно, возможность внутренней зарядки батареи непосредственно в камере micro-USB.

Эксперты говорят о виньетировании для объективов с широким диапазоном фокусных расстояний на открытой диафрагме. На камере Sony RX10M4 однажды наблюдал такой эффект. Он проявился явным светлым кругом по центру кадра. Хотя в этом случае сам был виноват. Поймал сюжет случайно и не закрыл дырку — диафрагма осталась f/4. Правда, больше подобного эффекта не случалось.

Уже заканчивая статью, я подумал, что надо было бы начинать с методологии – что именно тестирование и как оценивать результаты. Например, фотографировать плюшевого зайца в разных условиях и потом рисовать графики. В таких условиях, вполне возможно, топовые зеркалки победят. Или собирать неудачные результаты и за каждый присуждать штрафной бал. Но я выбрал другой подход - количество добротных картинок за определенный период времени.

Выяснилось, что у камеры Sony RX10M4 при желании можно обнаружить массу недостатков, кроме одного — результата. И он перекрывает весь негатив. Парадокс, но результат моего тестирования именно такой.

Компания Sony дает возможность использовать свою камеру эффективней и легче в сложной обстановке. И очень важно, что качество изображения не уступает лучшим образцам, которые получают на топовых зеркалках!

За круглоголовок я отдельно благодарен камере. Такие продуктивные и интересные фотосессии случаются крайне редко. И с другой камерой я просто не смог бы отработать сюжеты настолько эффективно.

Как тревел-камеру Sony RX10M4 можно советовать без всяких сомнений. Чуть попривыкнуть, и такой зум под рукой - на все случаи жизни. Правда, сначала стоит прочесть мануал...

Камера не заменяет большие зеркалки! Некоторые сюжеты и изобразительные решения ей просто недоступны. Но это не недостаток, но проявление разнообразия фотографического инструментария.

Очень рекомендую брать Sony RX10M4 как вторую камеру. Причем к концу тестирования все больше склонялся к мнению, что ей по заслугам быть первой. А  уже цифровая зеркалка с тяжелой пушкой идет вторым эшелоном, для съемки в подготовленных условиях, в засидке, со штативом.

И если коротко – я готов взять эту камеру в своей арсенал фототехники.

 

Достоинства: качество картинки и отличная детализация, не уступающие лучшим моделям; ультразум; малый вес; возможность использования в самых сложных ситуациях

Недостатки: неудобство интерфейса (по крайней мере, требует долгого привыкания); сбои автофокусировки; неожиданности в работе, например, засыпание или пересохранение данных в критически важный момент съемки

Узнать больше про камеру Sony RX10M4: https://www.sony.ru/electronics/cyber-shot-compact-cameras/dsc-rx10m4

 

Об авторе

Виктор ТЯХТ – московский фотограф дикой природы. Финалист престижного конкурса Wildlife Photographer of the Year (2016). Член Правления Союза фотографов дикой природы (СФДП). Тестирование новой камеры Sony проводилось в рамках начавшейся программы сотрудничества Sony и СФДП.

Узнать больше об авторе: https://victor-tyakht.livejournal.com/ 

5005
Источник: www.sony.ru/alphapro/