Номер статьи : 00108427 / Последнее изменение : 05.03.2015

Руководство для фотографов: Как делать качественные фотографии с помощью вашей камеры.

Применимые продукты и категории для данной статьи

Данное краткое руководство позволит вам получить больше от своей камеры

Что такое файл RAW? Почему мне следует использовать формат RAW?

Если ранее вы использовали компактную цифровую камеру, скорее всего, все сделанные с ее помощью снимки сохранялись как файлы JPEG. Ваша камера DSLR также позволяет создавать файлы этого формата, но, кроме того, предоставляет возможность выбрать создание файлов RAW. Так что же такое файлы RAW, и почему нам следует использовать их вместо привычного формата JPEG?

При съемке изображения датчик камеры записывает огромное количество данных, значительно больше, чем требуется просто для создания файла JPEG. Когда камера обрабатывает изображение, то отбрасывает значительную долю этих данных для создания файла меньшего размера. Получившееся в результате изображение прекрасно подойдет для большинства вариантов дальнейшего использования, например, для печати, передачи в электронном письме или размещения на веб-сайте.

В отличие от файла JPEG, файл RAW не обрабатывается или не сжимается камерой. Он содержит все данные, записанные датчиком изображения во время съемки. Эти данные включают гораздо более широкий диапазон цветов и оттенков, чем используется в формате JPEG, а также могут иметь гораздо больше деталей в областях сильных теней и на очень светлых участках изображения. Поэтому изображения такого формата иногда называются «цифровой негатив». Подобно тому, как обработка и печать собственных фотографий в своей собственной фотолаборатории позволяет получить гораздо более высокие результаты по сравнению с ближайшим пунктом фотопечати, записанные в формате RAW дополнительные данные можно использовать для получения изображений более высокого качества. Всё что нужно – немного практики.

Для обработки файлов RAW вам понадобится специальная программа «RAW-конвертер», такая как Image Data Converter SR, прилагающаяся к вашей камере.

Когда вы открываете файл RAW в приложении Image Data Converter, изначально изображение отображается с применением тех настроек, которые были установлены на камере в момент съемки. Затем вы сможете вносить изменения в экспозицию, баланс белого, режим цвета, контрастность и многие другие настройки, пока не получите именно то, что хотите. Чтобы увидеть достигнутый эффект, вы даже сможете отображать рядом изображения «до» и «после» обработки. При этом вовсе не стоит беспокоиться о том, что что-то может пойти не так. По завершении настройки параметров изображения результат можно сохранить как новый файл формата TIFF или JPEG. Оригинальный файл RAW при этом останется полностью неизменным, поэтому вы сможете вернуться к нему позднее и при желании попробовать использовать абсолютно другой набор настроек изображения.

Примеры того, что вы сможете делать, выбрав формат RAW вместо формата JPEG:

Пример 1

В данном примере четко видно, что капли падающей на пол воды на изображении формата JPEG не детализированы. Кроме того, всему изображению недостает детализации на светлых участках изображения.

Image

Image Увеличить изображение

Изображение формата RAW явно демонстрирует значительно большую детализацию, которая делает его более насыщенным.

Image

 Увеличить изображение

Пример 2

Изображение снято в режиме JPEG

Image

Представленное в данном примере изображение снято в конце дня, на закате. Осталось всего несколько минут, прежде чем исчезнет последний красный отсвет. Задачей является воссоздать это красное окружающее освещение на изображении. В режиме JPEG изображение недоэкспонируется и цвета выглядят тускло. В таком изображении нет ничего особенного.

Файл RAW после сделанных настроек

Image

 

Контрастность, насыщенность цвета и резкость

 

Все эти функции влияют на то, как будет выглядеть окончательное изображение.

Оценить эти параметры на экране дисплея вашей камеры совершенно невозможно, поэтому перед принятием решение о том, какой уровень контрастности, насыщенности и резкости нужно использовать, лучше сделать несколько снимков с разными настройками и загрузить их на компьютер, который позволит изучить и настроить их во всех деталях.

Контрастность (Contrast):

Контрастность определяет, как выглядят на изображении участки с разным уровнем яркости (темные и светлые области изображения). Если контрастность низкая, всё отображается в оттенках серого, при более же высокой контрастности имеются четко выраженные светлые и темные участки с несколькими промежуточными тонами. «Идеального» уровня контрастности не существует. Он зависит от природы снимаемой сцены. Например, при фотографировании документов можно повысить контрастность, чтобы на фоне текст лучше выделялся. В частности, контрастность важна, если вы используете настройку B&W. Однако для получения наилучших результатов всегда предпочтительно снимать в режиме RAW. Щелкните здесь, чтобы получить доступ к справочной информации по режиму RAW.

Насыщенность цвета (Saturation):

В основном это означает яркость цветов. Если вы ранее использовали компактную «мыльницу», то сразу же могли заметить, что полученные с помощью SLR изображения не настолько полноцветные, как ожидалось вами, потому что на компактных камерах часто установлен более высокий «нормальный» уровень насыщенности цвета. Как и в случае контрастности, выбор во многом зависит от типа снимаемой фотографии. Например, детский праздник с большим количеством разноцветных украшений зачастую только выигрывает от использования более высокой настройки насыщенности цвета, в то время как от снимков дикой природы требуется как можно более близкое сохранение оригинальных цветов. Очень важно выбирать насыщенность цвета, изучая изображения на дисплее компьютера, потому что диапазон цветов жидкокристаллического дисплея камеры недостаточно широк, чтобы вы могли дать правильную оценку.

Резкость (Sharpness):

Резкость не имеет ничего общего с фокусировкой. Если изображение изначально не в фокусе, никакая регулировка резкости вам не поможет.

Процесс создания цифровых фотографий результатом имеет изображение, которое выглядит немного «мягким» (неконтрастным). Происходит это из-за того, что сложные очертания создаются из элементов изображения (пикселей), которые в большей или меньшей степени имеют квадратную форму. Любая линия, кроме абсолютно горизонтальной или вертикальной, будет иметь зазубренную кромку. Например, если вы хотите изобразить круг, то фактически получите что-то, что будет выглядеть похожим на зубчатое колесо. При обработке данных изображения зазубренные кромки сглаживаются, а затем применяется увеличение резкости изображения. Вы можете выбрать степень такого увеличения резкости в соответствии с объектом съемки. К примеру, портрет может только выиграть от легкой размытости, в то время как изображение с большим количеством мелких деталей обычно выглядит лучше при высоком уровне резкости.

Кроме того, резкость изображения можно изменять и после его загрузки на компьютер. Если изображения снимаются как файлы RAW, вы, скорее всего, предпочтете делать именно так. Файлы JPEG, однако, обычно выглядят лучше, если повышение резкости выполняется на камере.

Пример регулировки контрастности, насыщенности цвета и резкости.

Показанная ниже фотография была сделана сразу же после шторма. Сквозь очень темные облака начали пробиваться солнечные лучи, а на заднем плане виден дождь, льющийся на поверхность моря. В первом примере изображение не имеет никакой настройки. Облакам не хватает деталей, как и заднему плану, а баланс цвета неправильный.

 

Image

 Увеличить изображение

Задача состоит в том, чтобы создать изображение, взгляд на которое рождал бы сильные эмоции. Была улучшена контрастность, повышена насыщенность оттенков серого, а также немного увеличена резкость. Благодаря большей детализации неба и камней значительно повысился драматический уровень фотографии.

 

Image

 Увеличить изображение

 

Что такое баланс белого?

 

Баланс белого позволяет камере создавать естественно выглядящие цвета при различных условиях освещения. Цвет окружающего освещения изменяется в течение дня, а источники искусственного освещения имеют цвет, полностью отличающийся от дневного света. Обычно вы этого не замечаете, потому что человеческое зрение адаптируется автоматически, и вы всегда видите цвета правильно. Однако на камере температура цвета очень заметна.

Ваша камера имеет несколько разных настроек баланса белого. В зависимости от модели камеры могут быть доступны не все настройки.

Автоматически (Auto):

Если выбрана данная настройка, камера настраивается автоматически, измеряя цвет окружающего освещения. В большинстве случаев вы можете использовать эту настройку.

Однако автоматическая настройка баланса белого не всегда может давать лучший результат. Если имеется смешанное освещение или вы находитесь под освещением одного типа, а снимаемый объект под освещением другого типа, может быть сложно выполнить правильную настройку. На этот случай на вашей камере предусмотрены настройки баланса белого, соответствующие конкретным ситуациям.

Предварительные настройки баланса белого:

Ваша камера имеет следующие предварительные настройки, которые соответствуют наиболее часто встречающимся условиям освещения.

Дневной свет (Daylight):

Это то, что мы обычно считаем «нормальным» освещением. С ним мы обычно сталкиваемся на улице в яркий солнечный день.

Освещение лампами накаливания (Tungsten):

Это обычное домашнее освещение. Оно имеет более желтый цвет по сравнению с дневным светом, и, без коррекции, создает желто/оранжевый оттенок.

Люминесцентное освещение (Fluorescent):

Люминесцентное освещение обычно используется в офисах и магазинах. Оно создает зеленоватое освещение, которое на фотографии делает цвета тусклыми.

Вспышка (Flash):

По цвету вспышка ближе всего к дневному свету. Если камера определяет, что включена встроенная вспышка или на нее установлена внешняя вспышка, то настраивается на вспышку автоматически. Однако, если используется студийная вспышка, или вспышка, которая не работает с камерой автоматически, потребуется установить этот режим самостоятельно.

Облачность (Cloudy):

Облачным днем свет имеет немного синеватый оттенок, а фотографии, сделанные в таких условиях, могут казаться «холодными». Использование данной настройки позволяет «согреть» цвета, чтобы они выглядели более естественными.

Тень (Shade):

Даже в солнечный день, если вы находитесь в тени, куда не попадает прямой солнечный свет, в освещении будет избыток синего, который создает эффект, похожий на съемку в облачную погоду.

Каждый из предварительно настроенных режимов также предоставляет возможность точной подстройки, которая позволяет настроить баланс белого максимально точно в соответствии с фактическими условиями освещения. Результат регулировки можно наблюдать на жидкокристаллическом мониторе, но для проведения точной настройки рекомендуется загружать пробные изображения на компьютер, чтобы иметь возможность сравнивать изображения до и после настройки, располагая их рядом. Если используется предварительная настройка Fluorescent (люминесцентное освещение), для адаптации настройки к различным типам люминесцентных ламп (белая, теплая, дневного света и т.п.) можно использовать точную подстройку.

Если оказывается, что вы не можете получить естественные цвета с помощью автоматической регулировки баланса белого (AWB) или одного из предварительно настроенных режимов, воспользуйтесь функцией пользовательской настройки баланса белого (Custom White Balance). В данном режиме для того, чтобы камера самостоятельно настроила баланс белого в имеющихся условиях окружающего освещения, используется белая «цель», например белый лист картона или бумаги. Данная настройка сохраняется в памяти камеры до тем пор, пока вы не проведете новую пользовательскую настройку баланса белого.

И, наконец, камера имеет настройку температуры цвета (Colour Temperature или «K»). Профессиональные фотографы для определения цвета освещения часто используют специальные измерительные приборы. Вы также можете использовать показания подобного прибора, который имеется в некоторых камерах.

Существую некоторые типы освещения, которые настройка баланса белого не может компенсировать. Это ртутные и натриевые лампы, которые широко используются для уличного освещения и на промышленных предприятиях. Если объект находится достаточно близко, единственным способом получения точных цветов при подобном освещении является использование вспышки.