Советы по съемке > Съемка всех красок осени и осенней листвы

    УРОК 16Съемка всех красок осени и осенней листвы

    Фокусное расстояние: 85 мм (эквивалент 35 мм), f-число: 3.2, выдержка: 1/800 с

    Наверняка вам не раз хотелось запечатлеть яркие краски осени, роскошные переливы золота и багрянца. Предлагаем вам несколько полезных советов о технике съемки осенью. При съемке осенней листвы установите камеру на A-режим, чтобы иметь возможность регулировать значение диафрагмы самостоятельно. Чтобы добиться резкости по всей площади кадра, закройте диафрагму. А если вы хотите выделить один элемент в кадре или сфотографировать лист или ветку с близкого расстояния, максимально откройте диафрагму.

    Определите источник света и направленность освещения

    Прежде чем начать говорить о настройках камеры, давайте посмотрим, как можно использовать освещение во время съемки. При съемке осенней листвы итоговый результат снимка сильно зависит от направленности освещения, положения солнца и погоды.
    В ясный солнечный день можно выделить три вида направленности освещения: прямой свет, боковой свет и контровый свет.

    Прямой свет

    При прямом освещении объект съемки освещается спереди, направленность света совпадает с направлением камеры. При съемке с прямым светом получаются изображения с насыщенными цветами и естественными оттенками, как при непосредственном восприятии. Однако при таком освещении отсутствуют тени, и изображение получается однообразным — в нем не хватает глубины.

    Съемка с прямым светом.
    Фокусное расстояние: 35 мм, f-число: 10.0, выдержка: 1/50 с

    Боковой свет

    При боковом освещении свет освещает объект съемки сбоку. При съемке с боковым освещением на деревьях и в листве проявляются тени, которые придают глубину пейзажу. Если съемка ведется на закате, обязательно попробуйте сделать кадр с боковым освещением.

    Съемка с боковым светом.
    Фокусное расстояние: 200 мм, f-число: 8.0, выдержка: 1/60 с

    Контровый свет

    Контровый, или контурный, свет расположен за объектом съемки и освещает его сзади. Когда контровый свет просвечивает через полупрозрачную листву, цвета получаются особенно насыщенными и ярко переливаются на фотографиях. При таком типе освещения контуры объекта съемки сильно выделяются на темном фоне, создавая эффектный кадр. Постарайтесь использовать такое освещение для придания выразительности снимкам.
    При съемке с контровым светом контрастность и насыщенность изображения могут снизиться, если свет попадает в объектив под прямым углом. В этом случае отрегулируйте положение камеры и ракурс относительно источника света и пейзажа. Также обратите внимание, что когда напротив камеры есть сильный источник света, объект съемки на фотографиях получается затемненным. Если объект съемки выглядит затемненным или не таким ярким, как вам бы хотелось, увеличьте значение экспокоррекции, перемещая бегунок в сторону положительных (+) значений, пока уровень яркости не будет таким же, каким его воспринимает глаз.

    Съемка с контровым светом.
    Фокусное расстояние: 11 мм, f-число: 14.0, выдержка: 1/30 с

    Эффект при съемке с контровым светом, который светит прямо в объектив

    Используйте эту технику для съемки в различных условиях освещения и учитывайте положение камеры относительно солнца или другого источника света.
    Помните, что для съемки осенних пейзажей не обязательно ждать солнечной погоды. Даже в облачную или дождливую погоду можно создавать выразительные снимки. В облачную погоду цвета будут не такими яркими, как когда светит солнце. Однако вся сцена будет освещаться мягким рассеянным светом, передавая спокойствие и безмятежность.

    Съемка в облачный день

    Съемка в дождливый день Фокусное расстояние: 115 мм, f-число: 11.0, выдержка: 1 с

    Съемка в дождливый день
    Фокусное расстояние: 115 мм, f-число: 11.0, выдержка: 1 с

    Если в пасмурный день включить в композицию кадра небо, оно превратится в белое пятно и будет сильно выделяться на фотографии. А у вас, скорее всего, получится обычный неинтересный кадр. В таких случаях попробуйте снимать пейзажи без неба, тогда осенние краски заиграют на снимках насыщенными цветами даже в облачную или дождливую погоду.

    Как передать на снимках то, что мы видим

    Чтобы осенний пейзаж на фотографии выглядел максимально естественно, недостаточно выбрать правильное освещение. Кроме освещения необходимо также скорректировать настройки яркости и цветопередачи камеры. При съемке с автоматическими настройками камера самостоятельно рассчитывает значения яркости и цвета, в итоге конечный результат на снимке может не соответствовать тому, чего вы хотите добиться, и не передавать нужного настроения. Если у вас не получается передать на снимках то, что вы видите, попробуйте настроить экспокоррекцию и баланс белого вручную. Чтобы снимок точно передавал то, что вы видите своими глазами в жизни, яркость и цветопередача должны соответствовать реальности.
    Настройки зависят от направления света, погодных условий, объекта съемки. Здесь будет рассмотрено несколько примеров. Регулируйте настройки непосредственно во время съемки, делайте кадры и просматривайте полученные снимки, пока не найдете нужное соотношение настроек.

    Использование экспокоррекции

    Экспокоррекция: 0

    Экспокоррекция: +2.0

    Если фон яркий из-за контрового света, листья могут выглядеть темными и нарушать баланс композиции. В этом случае, чтобы выделить яркие цвета листвы, измените значение экспокоррекции, сдвинув бегунок в сторону положительных (+) значений. Можно отрегулировать настройки так, чтобы фон оказался немного передержанным.

    Использование баланса белого

    Баланс белого: автоматический [AWB]

    Баланс белого: [Облачный]

    Настройки баланса белого позволяют легко усилить насыщенность цветов. Если при съемке в пасмурный день или в тени выбрать для баланса белого значение [Облачный], на снимке будет передано больше оттенков красного, и теплые цвета осенней листвы будут казаться более живыми. С помощью точной настройки баланса белого можно дополнительно скорректировать цветопередачу на фотографии.
    При съемке пейзажей и создании моментальных снимков вы непременно захотите попробовать различные фильтры в режиме Творческ. стиль и с их помощью повысить насыщенность цветов. Следует, однако, помнить, что цвета осенних листьев изначально очень яркие и, при повышении цветовой насыщенности еще больше изображение может потерять глубину и выразительность. Поэтому использовать этот режим не рекомендуется.

    Перенасыщенные оттенки красного в результате повышения насыщенности, снимку не хватает объема.

    Вместо того чтобы повышать насыщенность, попробуйте отрегулировать экспокоррекцию и баланс белого.
    Безусловно, цвет относится к области личных предпочтений, и здесь нельзя говорить о правильном или неправильном выборе цвета. Как показано на рисунке ниже, баланс белого можно использовать для добавления оттенков синего при съемке в пасмурный день. Это поможет передать на снимке ощущение холода и спокойствия.

    Съемка в пасмурный день с балансом белого [Дневной свет]

    Использование различных композиций

    Теперь, когда вы овладели принципами работы с цветом и насыщенностью, можно рассмотреть основные композиционные приемы, которые помогут лучше передать осеннее настроение на снимках.

    Как выбор объектива влияет на композицию

    Как видно из приведенных ниже фотографий, выбор объектива — широкоугольного или телефотообъектива — в значительной степени влияет на композицию и общее впечатление от снимка. Съемка широкоугольным объективом придает снимкам ощущение простора и перспективы, а с помощью телеобъектива можно приблизиться к объекту съемки и создать эффект размытия. Используя различные объективы для различных ракурсов съемки можно более полно раскрыть тему осенних пейзажей и фотографии.

    Широкоугольная съемка, фокусное расстояние: 18 мм, f-число: 8.0.

    Телефотосъемка, фокусное расстояние: 90 мм, f-число: 8.0.

    Съемка с широкоугольным объективом

    При съемке с широкоугольным объективом (объективом с коротким фокусным расстоянием) можно не только придавать пейзажам масштаб и величие, но и сообщать динамику, подчеркивать перспективу и ощущение высоты. У широкоугольных объективов очень небольшое размытие заднего плана, поскольку здесь важно сохранить резкость на большой площади кадра. Чтобы в кадр поместилось как можно больше, выберите для диафрагмы значение от f/8.0 до f/11.

    Фокусное расстояние: 11 мм, f-число: 8.0, выдержка: 1/25 c.

    Этот снимок сделан с помощью широкоугольного объектива с нижнего ракурса. В левой части кадра подчеркивается ощущение головокружительной высоты: ствол дерева тянется ввысь, в снимке присутствует определенное настроение.

    Фокусное расстояние: 11 мм, f-число: 10.0, выдержка: 1/60 с

    На этом снимке мы видим яркие осенние листья совсем близко. Насыщенный по цвету передний план контрастирует с просторной перспективой заднего плана, что придает динамичности снимку. Получается, что с помощью широкоугольного объектива можно выделить объект съемки за счет создания контраста между передним и задним планами. Кроме того, если закрыть диафрагму до f/10, фон получится довольно резким и с достаточным количеством деталей.

    Съемка с телеобъективом

    При съемке с телеобъективом (объективом с длинным фокусным расстоянием, если речь идет о зум-объективах) можно добиться сильной дефокусировки, или размытия, фона и выделить объект съемки. Особенно это полезно, когда дело касается горных видов и ландшафтов. Телеобъектив также хорошо подходит для съемки кадров с эффектом сжатого пространства, когда в одном кадре присутствуют все детали и сохраняется перспектива — горные цепи на заднем плане и яркие детали на переднем плане.

    Фокусное расстояние: 200 мм, f-число: 3.2, выдержка: 1/80 c.

    На этой фотографии мы видим осенний красочный сюжет, для съемки которого был использовать телеобъектив. Передний и задний планы на фотографии красиво размыты. Чем ближе значение к диапазону телефото, тем меньше диапазон фокусировки и тем больше размывается задний план, на фоне которого начинает особо выделяться осенняя листва. Чтобы увеличить степень размытия, снимайте с максимально открытой диафрагмой.
    При съемке такого типа фотографий обращайте особое внимание на цвет фона. Ракурс для приведенной выше фотографии выбран так, чтобы желтые листья оказались на заднем плане. Это делает снимок еще более ярким.

    Фокусное расстояние: 160 мм, f-число: 8.0, выдержка: 1/60 с

    Всякий раз, когда вы видите красивый пейзаж, возникает желание уместить в одном кадре все детали. А иногда бывает и так, что на фотографии не получается передать настроение, и тогда фотография получается «без души». Так случается, когда в кадр попадают лишние детали, которые отвлекают внимание и нарушают единство композиции. Вместо того чтобы направлять камеру в разные стороны и делать случайные кадры, не думая о выборе ракурса, постарайтесь найти самый выразительный элемент пейзажа и запечатлеть его с помощью телеобъектива. На фотографии выше центральное место занимает красивый осенний лес.

    Фокусное расстояние: 150 мм, f-число: 11.0, выдержка: 1/4 c.

    Телеобъектив также хорошо подойдет для создания глубоких фотографий с эффектом сжатой перспективы. Несмотря на то что желтая полоса лиственного леса, темная полоса хвойных деревьев и горная цепь на заднем плане разделены километрами, общее впечатление от снимка создается благодаря эффекту сжатого пространства.

    Точка зрения и другие приемы для создания настроения

    Съемка осенних красок — это не только фотографии деревьев и листьев осенью. Горные ручьи, зеркальная гладь озер и другие элементы осеннего пейзажа дополняют каждый кадр, посвященный краскам осени, и делают его более выразительным. Опавшие листья сами по себе могут стать героем осеннего пейзажа. Старайтесь снимать с разных ракурсов, попробуйте изменять композицию и выбирать различные предметы съемки — используйте широкую перспективу и ощутите свободу творческого эксперимента при съемке осенней листвы.

    (1) Фокусное расстояние: 50 мм, f-число: 2,8, выдержка: 1/8 c.

    (2) Фокусное расстояние: 70 мм, f-число: 7.1, выдержка: 1/160 с

    (1) Фотография передает настоящее осеннее настроение, на ней мы видим опавшие в воду осенние листья. Краски осеннего леса — это не только осыпанные золотом и багрянцем кроны деревьев. Даже когда деревья сбрасывают свою листву, краски осени продолжают окружать нас повсюду.
    (2) Даже капли воды на опавших листьях будят в нас осеннее настроение.

    Фокусное расстояние: 35 мм, f-число: 10.0, выдержка: 1/15 с.

    Озера, пруды и реки активно участвуют в создании композиции осенних фотографий с красками леса, но иногда именно они выходят на главный план. Наверняка вы обращали внимание на то, как красиво деревья осенью отражаются в воде.

    Съемка с зум-объективами с большим коэффициентом увеличения

    Зум-объективы с большим коэффициентом увеличения хорошо подходят для съемки осенней листвы. В этом случае с помощью одного объектива можно снимать как широкоугольные фотографии, так и делать снимки с большим приближением. Таким образом вы получаете еще больше свободы для творчества, при этом вам не придется менять объективы. По достоинству зум-объектив с большим коэффициентом увеличения можно оценить в путешествиях, когда не хочется брать с собой в поход лишний груз.

    Фокусное расстояние: 250 мм, f-число: 6.3, выдержка: 1/125 с

    SAL18250

    Универсальный зум-объектив с большим коэффициентом увеличения подходит для камер формата APS-C со сменной оптикой. Диапазон его фокусных расстояний — от 27 мм (в широкоугольном положении) до 375 мм (в положении телефото) (в 35-мм эквиваленте). Объектив оснащен двумя асферическими оптическими элементами и двумя элементами из низкодисперсионного стекла (ED) для эффективной коррекции аберрации объектива. Объектив обеспечивает высокое качество изображений во всем диапазоне фокусных расстояний. Кроме того, максимальный коэффициент увеличения 0,29x подходит для макросъемки. Наличие функции блокировки зума предотвращает самопроизвольное выдвигание объектива, что делает его невероятно компактным. Скругленное отверстие диафрагмы позволяет создавать эффект красивого размытия в областях дефокусировки, а система внутреннего автофокуса обеспечивает плавное наведение на резкость.

    Фокусное расстояние: 47 мм, f-число: 8.0, выдержка: 1/80 c.

    SEL18200LE

    Зум-объектив с большим коэффициентом увеличения, 11-кратным оптическим зумом и байонетом E обеспечивает большой диапазон фокусных расстояний: от широкоугольного 27 мм до телефото 300 мм (35-мм эквивалент). Компактный корпус объектива имеет небольшой вес и идеально подходит для путешествий. Встроенная система стабилизации изображения снижает эффект дрожания камеры, даже при съемке в положении телефото. Кроме того, объектив оснащен плавным бесшумным автофокусом. Высококачественное черное покрытие тубуса делает этот аксессуар невероятно стильным.